5 миллионов рублей, которые могут убить прокат жанрового кино в России
Министерство культуры России выступает с законодательной инициативой, вводящей "налог на прокат" с отечественных дистрибьюторов. За то, чтобы фильм добрался до российских кинотеатров, прокатчик должен будет заплатить 5 (пять) миллионов рублей. Чем это грозит для жанрового кино? Давайте думать...
Для начала, о чем вообще идет речь? О стоимости так называемого "прокатного удостоверения", то есть документа, дающего право на прокат той или иной картины на территории России. Что касается сроков, то закон может быть принят уже в 2018 году, хотя, скорее всего, инициатива будет обсуждаться и - надеемся - в нее будут внесены изменения.
Минкульт заявляет, что, во-первых, фильмам российского производства эти самые пять миллионов будут компенсироваться государством, но - заметим - не сразу. То есть сначала прокатчик должен эти деньги найти и заплатить, а уже потом ему могут их вернуть. Во-вторых, собранные таким образом средства вроде как должны будут пойти на российское кино же, то есть будут в виде дотаций выделяться в поддержку производства.
Явный и жирный минус этого всего бросается в глаза немедля: по 5 миллионов за прокат будут собирать с ЛЮБОГО фильма, вне зависимости от того, каков его бюджет, жанр, целевая аудитория. То есть по 5 миллионов надо будет сдать и за прокат крупнобюджетного голливудского блокбастера, и маленького фильма независимого производства.
В Минкульте говорят, что это поможет убрать из проката всякий хлам. И с этим трудно не согласится - порой у нас выпускают в широкий прокат те фильмы, которые в США выходят прямиком на VOD, DVD и Blu Ray. Это касается и фильмов ужасов. Вспомним такие уже состоявшиеся премьеры 2017 года, как "Призраки Элоиз" (сборы в России - 11,1 млн. рублей) и "Голос из камня" (3,47 млн.).
Однако попутно нас, скорее всего, лишат и возможности увидеть на большом экране многие хорошие фильмы, равно как и фильмы, интересные специфической аудитории.
Как работает система проката в принципе? Если не брать в расчет разного рода индивидуальные нюансы, в среднем доход от продажи билетов делиться 50 на 50 между владельцами кинотеатров и компаниями-прокатчиками. То есть если условные "Призраки Элоиз" собрали в прокате 11 миллионов, то в карман дистрибьютора попали 5 с половиной миллионов. При этом прокатчик еще какую-то часть средств отдал правообладателю, у которого купил право на дистрибуцию. По сути, в новых условиях релиз "Призраков Элоиз" для дистрибьютора принес бы убытки в миллионы рублей. Прокатчик "Голоса из камня" вовсе, наверное, стал бы банкротом.
Скажете "так им и надо".
Окей, но давайте вспомним, что в этом году в ряде кинотеатров демонстрировалось три классических фильма Дэвида Линча - "Шоссе в никуда", "Твин Пикс: Сквозь огонь" и "Голова-ластик". Плохие ли это фильмы? Отнюдь. Но все вместе, на троих, они собрали в российском прокате меньше 4 миллионов рублей, в то время как за прокатные удостоверения пришлось бы выложить 15 миллионов. До свиданья, Дэвид Линч, твоих фильмов в кинотеатрах России никто больше не увидит.
Кровавый хоррор Роба Зомби "31: Праздник Смерти" показывался в отечественных кинотеатрах в основном поздней ночью и собрал по итогам проката 2,41 миллиона рублей. Прощай, старина Роб, твоих фильмов мы больше в кино не посмотрим.
"Демон внутри" собрал у нас 10,8 миллионов рублей. "Персональный покупатель" - 4,16 миллионов. "Преисподняя" - 6,50 миллионов. Все эти релизы в новых условиях стали бы строго убыточны для прокатчиков. В категорию рискованных релизов можно зачислить и такие фильмы ужасов как "Не стучи дважды", "Оно следует за тобой", "Бабадук", сборы которых в России не превышали 30 миллионов рублей. Не потому, что это плохие фильмы, а потому, что это не франчайзы, а инди-кино, прокатом которого занимались не слишком богатые компании. Эти не слишком богатые компании в новых условиях станут нищими банкротами, если буду продолжать политику выпуска в прокат релизов такого рода.
Собственно, большим компаниям тоже будет не просто выпустить в России некоторые свои релизы. Мы знаем, что студия сомневалась, стоит или нет выпускать в прокат хоррор-триллер "Прочь". Да, в итоге фильм собрал больше 100 миллионов рублей, но сомнения были, а при наличии 5-миллионного сбора эти сомнения были бы еще больше.
Конечно, можно говорить о том, что прокатчики должны больше вкладывать в рекламу, если хотят, чтобы траты, включая 5-миллионный сбор, окупились. Но что, если у прокатчиков просто нет на это денег?.. А как насчет фестивального, авторского кино, которое никогда не сможет тягаться по сборам с крупнобюджетными блокбастерами? Дорога таким фильмам в наши кинотеатры также будет закрыта.
По всему выходит, что инициатива Минкульта в том виде, в каком ее предлагают сейчас, приведет в конечном итоге в тому, что "богатые станут еще богаче", а "бедные еще беднее". И пострадают от этого не только бизнесмены, пытающиеся что-то зарабатывать на дистрибуции, но и мы с вами, зрители.
Какие могут быть плюсы, какие видны альтернативы этому всему?
Из плюсов, думается, что подобное нововведение может дополнительно мотивировать крупные голливудские компании вкладывать средства в совместное с российскими студиями производство фильмов - вероятно, так им удастся компенсировать траты на этот "налог". Видимо, это может способствовать развитию российского кинопроизводства, так как появится какое-то техническое оснащение, легче будет перенять передовой опыт и т.д.. Но это возможно, а не факт. А вот то, что целый ряд релизов не доберутся до наших кинозалов, что целый ряд компаний - отечественных компаний в первую очередь - станет банкротами - это куда как ближе к реальности.
Лучше всего, думается, было бы просто не принимать подобных законов, не столько помогающих развитию кинобизнеса в России, сколько усложняющих ему жизнь. Если же необходимость чего-то подобного назрела, то, как минимум, стоило бы задуматься о ранжировании релизов, не уравнивая в обязанностях и в финансовых тяготах блокбастеры, собирающие сотни миллионов, и инди-, фестивальные фильмы, для которых и 40-50 миллионов кассы - выдающийся успех.
Copyright © 2009 - 2017 Horrorzone.ru
Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!
Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)
Чё они там у себя курят!? Сомокрутки из сценариев инджоймувис??? Если так то тогда понятно, почему такой дэбилизм твориться.
Ещё один плюс - кто-нибудь может в инете замутить онлайн-кинотеатр с платной демонстрацией именно фильмов ужасов и именно классных. Рекламу распространить, демо-сеансы устраивать, быть уникальным вообще, чтобы людям хотелось к нему идти и платить деньги. И ему не надо платить 5 миллионов рублей за прокат каждого фильма, зато он может так обустроить свой сайт, чтобы он был лучше реального кинотеатра. И навариваться на всём этом. И всем польза.
Весь вопрос в том, как всё это сделать.
А это вряд ли. Лямов 5 у такого проекта уйдет на раскрутку и требуемое техническое обеспечение. При этом нет никаких гарантий, что завтра минкульт не начнет бабло требовать и за такие релизы. При этом сохраняется конкуренция со стороны пиратов. Рискованный проект получается чересчур.
Думается мне, в случае чего, онлайн-кинотеатры типа "Иви", "Мегого" в стороне не останутся. Наступит и на их улице "праздник". Это как с сигаретами было - запретили обычные, а обладатели электронных сигарет облегченно выдохнули пар - "Нас не касается". А потом коснулось и их, нынче все сигареты под запретом - и обычные, и электронные.
Может, тогда никотин в горшочках выращивать и в вену колоть? И лёгкие здоровы.
Когда завтра наступит, тогда можно и решать завтрашние проблемы. А 5 миллионов платить один раз за все фильмы, а не каждый раз за один.
А конкуренция есть всегда и везде. Или вы думаете, что у Зоны Ужасов нет конкурентов?
Вспомнился старый анекдот:
- Алло, здравствуйте, это прачечная?
- Ху..чечная, это Министерство Культуры!
Видимо, все-таки, ху..чечная, раз выступает с такими людоедскими инициативами. Вообще, в последнее время одна инициатива
оху, пардон, удивительней другой. То налог на бездетность/малодетность требуют ввести, теперь это. Первую инициативу правительство, к счастью, не поддержало, надеюсь, вторую не поддержит также. Интересно, таким образом Минкульт хочет пополнить изрядно опустевшую после финансирования "Викинга" казну Фонда Кино? И что мы сможем наблюдать в кинотеатрах в случае принятия? Очередные "Горько", "Трансформеров", "Мстителей" и прочий шлак? Печально все это...Можно ещё проще сделать. Установить у себя дома продвинутый домашний кинотеатр, покупать Blu-ray диски с фильмами ужасов, лицензию, и крутить у себя дома всем желающим за плату. Это ещё круче, чем в кинотеатре. Смесь советских видеосалонов и рок-н-ролльных квартирников.
В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!