Фэнзона

Александр – второй, или Новый главный редактор журнала «DARKER». Интервью с Александром Подольским.

БлогиКомментарии: 10

Человек с отличным чувством юмора. Мой собеседник предстал передо мной именно таким. Серьезно, за время интервью, мне пришлось хохоча представить его: демонически хохочущим и распугивающим детей и кошек стариком; рассказывающим стих с выражением на собеседовании; бегающим по лесу с заплесневелой веткой березы в надежде поймать Wi-Fi...

Персона небезызвестная в отечественном хоррор-сообществе. Он сам не раз брал интервью, а вот интервью с ним найти очень сложно (может даже невозможно). Дамы и господа! Встречайте: Александр Подольский -- писатель, главный редактор журнала «DARKER».

Вы сами часто мучили людей этим, а вот теперь получайте сами. Расскажите о себе.

Смею надеяться, что людские муки оказались оправданы. Насколько я знаю, никто от моих вопросов не умер, поэтому в ближайшее время я наверняка продолжу свое грязное дело. А вот «по другую сторону баррикад» оказываюсь, пожалуй, впервые.

Зовут меня, как вы наверняка догадались, Александр. Подольский – не настоящая фамилия, а псевдоним, который накрепко прицепился после первой сетевой публикации. Собственно, псевдоним вырос из того места, где я обитаю и по сей день – Подольский район Московской области. Это такая резервация между двумя «Москвами», старой и новой. Мне 27 лет, по образованию инженер-информатик, по призванию – бумагомаратель. На собственной шкуре опробовал кучу профессий, но душа так ни к чему и не прикипела. Пишу с 2007 года, примерно тогда же стал интересоваться хоррором в сети и вскоре угодил в ЛоТ, где числюсь и поныне.

Кое-где в интернете проскакивала информация о том, что своеобразным толчком к тому, чтобы начать писать послужил некий несчастный случай. Мы жаждем подробностей.

Вообще это душераздирающая история, достойная экранизации как минимум от Уве Болла, и я собирался припасти ее на старость. Чтобы рассказывать ее на лавочке у дома, демонически хохоча и распугивая детей и кошек. Но раз уж интервью предназначено для «Зоны ужасов», то можно чуточку рассекретиться. Я с детства люблю футбол и порой катаюсь за любимой командой в чужие города. Кто когда-нибудь пробивал выезд на собаках (прошу прощения за инопланетную шифровку, знающие должны понять), тот примерно представляет, как это происходит. В тот день играли довольно близко от Москвы – в Ярославле, это и за выезд считать как-то смешно. В общем, ехали мы с парой друзей в компании толпы других фанатов, и ночью при подъезде к пересадочной станции прошла информация, что на платформе доблестная тогда еще милиция выставила оцепление и до самого утра в город никого не выпустит. Большей части присутствующих не хотелось мерзнуть на платформе (ноябрь, что ли, на дворе стоял) и мы хитро вышли за одну станцию до нужной. Но и там оказались люди, которым очень мешали толпы бродящих в темноте подростков. Опущу ненужные подробности наших перемещений. Все закончилось тем, что мы обходили людей с мигалками на головах по каким-то запасным путям. И пути эти росли слишком близко друг другу. В итоге толпа фанатов вытянулась в тоненькую струйку между рельсами, по которым с двух сторон тащились грузовые поезда. А так как я вообще спец по травматизму (в активе была уже парочка ярких случаев), то неудивительно, что именно моя нога соскочила с насыпи, и я на секунду завалился на проходящий поезд. Слава Ктулху, не затянуло под колеса. Но руку покалечил сильно – локоть развалился на девять кусков. С друзьями мы потерялись уже пару часов назад, все остальные посочувствовали и подбодрили, но нянчиться с незнакомым калекой никто ожидаемо не стал, все приехали на матч. Мобильник не работал (да-да, в реальной жизни тоже есть место киношным штампам), поэтому вскоре я остался один ночью где-то у черта на рогах, когда любое движение отдавалось в руке жуткой болью. Дальнейшие приключения я расписывать не буду, оставлю задел для автобиографии, скажу лишь, что до травмпункта родного города из глухого района Владимирской, кажется, области, кряхтя и периодически истекая кровью, я добрался часов через десять. Потом была операция с вживлением в руку всяких железяк (мой военком выл горючими слезами) и около трех месяцев в гипсе. И вот тогда, помирая от дикой скуки, я набрел на сайт русских поклонников Стивена Кинга, которые и сами писали рассказы. Не копировали Кинга с пресловутыми штатами Мэн, а писали хоррор на русской почве. Я прочитал парочку, понравилось, появилась мысль: а чем я хуже? У них был конкурсный отбор новых авторов, и я в буквальном смысле одной левой написал рассказ об ужасах на железной дороге. В авторы меня взяли – и понеслось…

Получается, началось все с ужасов (я сейчас не про поезд, хотя история действительно душераздирающая), ими, в данный момент, и продолжается. Неужто не было соблазнов уйти в более популярные жанры?

Да я и в ужасы не то чтобы сильно «пришел». По крайней мере, как автор. С такой производительностью об этом говорить не приходится. А пишу я то, что мне интересно. Так уж вышло, интересы у меня в основном мрачные, хотя и юмору местечко нахожу через раз. И если сперва меня занимал исключительно кровавый хоррор, кишки и мозги по периметру, то сейчас больше привлекают тягучие и депрессивные истории, где действия особого может и не быть. С жанровым классификатором я не заморачиваюсь, просто рассказываю историю, а жанр пусть определяют читатели. Если верить последним, то я писал и сюрреализм, и теологические притчи, и даже (раздери меня гром) городское фэнтези! Что касается непосредственно вопроса, то изменять мрачному направлению я не намерен. Куда уж мне, с такой биографией.

Поговорим еще немного о вашем творчестве. Как часто удается писать? Есть ли в планах что-то грандиозное?

Не так часто, как хотелось бы. Все-таки, как ни крути, литература пока так и остается хобби. Идей в голове много, но реализовывается лишь малый процент из них. В последние годы ситуация стала совсем печальная: на собственное творчество времени почти нет, а если и появляется – то отожравшаяся и обленившаяся за месяцы простоя муза сотрудничать отказывается. Хорошим подспорьем служат различные конкурсы или отборы в антологии, но и здесь есть свой негатив: организм настолько привыкает к тому, что всегда есть тема, есть цель, есть некое техзадание, что в отрыве от вечного дедлайна сочиняется с трудом.

Планов, как водится, громадье. Папка с начатыми произведениями скоро обгонит по весу папку с законченными. К некоторым проектам я уже внутренне остыл, но другие обязательно доведу до конца. Хотя насчет грандиозности не обещаю, до своей «Темной Башни» я пока не дорос.

В своем блоге вы сообщили, что удалили все тексты со страницы на Самиздате. Теперь читать вас можно только в опубликованном виде или воспользуетесь, например, услугами Site4Write?

Читать можно не только в опубликованном виде, потому что в эпоху Интернета единожды выложенное в сеть может пустить там корни и вопреки воле автора. С Самиздата тексты я убрал не из идеологических соображений, просто сайт надоел. И тамошняя публика. Особенно умильно было получать комментарии в духе: «Я тут вас похвалил, можете прийти ко мне в раздел и похвалить вот этот рассказ?» Как-то это несерьезно все. Но раздел я не удалял, оставил на случай ядерной войны или какого-то интересного конкурса на СИ. Отредактировал все рассказы, а старые версии убрал, чтобы глаза не мозолили. Но, как я уже говорил, в сети довольно просто часть текстов находится. Иногда занятно бывает хмурым вечером погуглить себя любимого и обнаружить на каких-нибудь непонятных форумах дискуссию о том, шизофреник автор или просто наркоман. И если наркоман, то где купить?! А вот новые тексты я уже никуда не выкладываю, ждут своего часа на жестком диске. Нынешние издатели не всегда положительно относятся к засвеченным рассказам. Да что далеко ходить, DARKER их тоже берет неохотно.

Иметь личный сайт – перспектива довольно заманчивая, и здесь я только приветствую деятельность Site4Write. Однако, как показала практика, многие авторы, заполучив во владения не просто личный бложик, а целый именной сайт, от великой радости забывают за ним следить, не обновляя месяцами. Так что мне пока не хочется множить сайты-призраки, ведь «личного» контента на наполнение подобного ресурса я не наберу.

Подбираемся к самому главному. Как вы попали в состав редакции DARKER? И как так вышло, что на ваши плечи взгромоздили литчасть?

Пришел на собеседование, рассказал стих с выражением – и вуаля, заведующий литчастью! Шутка. Как известно, сперва был PDF-журнал «Тьма», к которому я так и не успел приложить руку. Пара моих рецензий должна была появиться в том долгожданном выпуске, где обещали раскрыть все тайны главного Александра Варго. Я даже видел их в сверстанном виде (оформлена та часть журнала была просто потрясающе), но, увы, журнал так и не вышел, погибнув в самом расцвете сил. И тогда мы стали придумывать проект ему на смену. Группа активистов сформировалась почти сразу, это стало весьма важным фактором – ведь если в редакции собрались не первый год знакомые друг с другом единомышленники, то и работа пойдет веселей. Обязанности распределяли спокойно, никаких сражений за разделы не было. Кто к чему более тяготел, тот такой раздел и получил. Мой выбор в пользу литчасти был очевиден, разве что публицистику на себя взваливать я не планировал. Но Владислав Женевский на тот момент был занят, и стартовый отрезок жизни журнала я его подменял. Вот так потихонечку мы и запустили DARKER, на тот момент еще не представляя, что удастся держать темп «один номер в месяц» вот уже два года.

Как вам спалось, когда на почту один за другим повалились рассказы? Становилось дурно от мысли, что все это нужно прочитать?

Если честно, то масштаб проблемы осознал не сразу. Казалось, что это я буду бегать за знакомыми писателями и клянчить у них хоть какие-то рассказы. Но нет, с первого же месяца самотек пошел, и основные трудности у меня были с рецензиями и статьями. Рассказы, пусть и не всегда желаемого качества, стали приходить довольно регулярно, появился выбор. Нашлись и переводчики для наполнения раздела иностранной прозы. Дурно зачастую становилось не от мысли о неизбежном прочтении самотека, а уже после знакомства с некоторыми работами. Вот тут я и понял, что чтение может быть не только удовольствием.

Теперь вы значитесь главным редактором. Это временные меры или все официально и отступать уже некуда?

В трудовой книжке отметки у меня нет, если вы об этом. На самом деле, у нас с Мишей Парфеновым давно уже были равные права – доступ к сайту, одобрение материалов от других редакторов и прочее, прочее. Мы спокойно работали на пару, не особо тревожась о званиях. Распределение обязанностей в последнее время было скорее условным, разве что в техническую работу я не совался, поддержка сайта и его оформление – не по моей части, если только не нужно это дело загубить. Миша давно собирался сосредоточиться на других проектах, уделять больше времени той же «Зоне Ужасов», просто пришло время. Но и из DARKER он никуда не ушел. Он по-прежнему вебмастерит сайт и активно пишет во многие разделы как автор. Поэтому смена главного редактора в нашем случае не есть что-то глобальное, просто на странице «Работали над номером» теперь напротив наших фамилий несколько другие определения. Они могли появиться и раньше, но сути дела это бы не изменило. Как не изменило это и мои текущие обязанности, ведь на мне по-прежнему литчасть, одобрение материалов от редакторов, вычитка и т. д. Ответственности прибавилось, конечно, но не столь ощутимо, как можно подумать.

То есть в историю DARKER вы войдете как продолжатель славных традиций? Или, все же, как только почувствуете власть, то станете реформатором?

Лишь бы не диктатором! Будем все вместе надеяться, что власть не опьянит мой разум и мир не получит нового Темного Властелина (не путать с другим несветлым Властелином-мемом). Если без шуток, то какие-то изменения, конечно, будут. По мелочи они появляются у нас регулярно. К примеру, в мартовском номере мы, по аналогии с литчастью, отказались от официальных описаний фильмов, потому что о сюжете рассказывает рецензент, зачастую гораздо лучше, чем те товарищи, что составляют кратенькие синопсисы из спойлеров и фактологических неточностей. С марта же у нас появился и редактор игрового раздела, тем самым доукомплектовав штат редакции. Можно ли считать это серьезными изменениями? Нет, разумеется. Это обычный процесс развития издания. Поэтому настоящих реформ – превращение журнала из ежемесячника в ежегодник, платный доступ, подключение к сайту прекрасных всплывающих баннеров с рекламой интим-услуг – в ближайшее время вы точно не дождетесь. Но без новаций не обойтись. Вскоре планируем открыть раздел «Конкурсы», затем есть еще кое-что на повестке дня. В общем, со временем вы все увидите.

А как насчет уверенности в своих силах? Ведь за, без малого, два года Михаил Парфенов задал высокую планку. А если вдруг что-то пойдет не так, то теперь все камни от читателей полетят в вас.

Эти самые два года я ведь не жил в лесу, пытаясь поймать Wi-Fi с помощью заплесневелой ветки березы. Я был всегда на связи, в курсе всего, что происходит с журналом. Человеку со стороны, возможно, было бы тяжеловато или хотя бы непривычно. Но я слишком давно в этом сообществе, поэтому хорошо знаю как редакторов, так и многих авторов. В том числе и лично. Так что проблем с коммуникацией возникнуть не должно. И самое главное – журнал делает не только главный редактор. Вернее даже так – делает его совсем не главный редактор. Потому что вдвоем, втроем, впятером такой проект тащить слишком тяжело. Да и бессмысленно, по своей сути. Поэтому DARKER – результат трудов большой команды ценителей хоррора, куда входят и редакторы, и авторы, и читатели, да и просто небезразличные люди. И упомянутую вами планку мы поднимали все вместе. Что касается камней от читателей, то на этот случай в редакции имеются строительные каски. Если что, я всегда готов. Адрес для отправления камней ищите на странице «Авторам».

Относительно недавно сообщалось, что редакторы DARKER начали получать некоторую плату за свой труд. Уверен, что я не единственный, чье любопытство проснулось с вопросом: "Сколько?" Поделитесь или это секретная информация?

Суммы у всех разные, да и не столь они велики, чтобы о них говорить. Это скорее приятная мелочь, легкое поощрение людей, которые много месяцев работали за идею. Золотых гор в DARKER никто не обещал, поэтому вдвойне приятно, что журнал держится на плаву уже столько времени.

Ну вот вы дописали очередной рассказ, заглянули в интернет, дабы проведать как там DARKER и другие, родственные ему, проекты. Выключили компьютер. И какой же он теперь, этот Александр Подольский в повседневной жизни?

Выключить компьютер? Он что, выключается?! В последнее время довольно значительная часть моей жизни посвящена этому посланнику «Скайнета», потому что с нормальной человеческой работы я уволился и сейчас пытаюсь выжить на фрилансе. Для этого много приходится смотреть в чистый лист Ворда и стучать по клавишам. А вне матрицы я обычный человек. Люблю читать, ходить в кино, встречаться с друзьями, посещать интересные мероприятия. Обитая фактически на границе Москвы и области, с последним трудностей не возникает. Как ни странно, до сих пор переживаю за любимый футбольный клуб, причем с возрастом интересен остался только футбол, а не кое-какие сопутствующие элементы жизни «фаната». Нравится пробовать что-то новое и необычное. И я не про наркотики, я даже сигарет не курил никогда. Увлечения в моей жизни возникают довольно часто, но обычно через пару лет интерес к ним падает. Одно время занимался пейнтболом, потом как-то остыл. Но на смену пришло еще более крутое занятие со страшным название «роупджампинг». Это прыжки с динамической альпинистской веревкой с различных высотных объектов. Не путать с резинкой, которую цепляют за ноги. На самом деле это непередаваемые ощущения. Когда стоишь на перилах железнодорожного моста на высоте вроде бы жалких двадцати пяти метров, за спиной дребезжит поезд, с моста летят мелкие камешки, внизу спокойно течет река, а тебе нужно сделать шаг в пустоту, туда… Это очень круто. Я уж не говорю про заброшенные радиомачты, с которых видно сразу три города, а людей внизу, напротив, почти не видно. Любой автор хоррора просто обязан ощутить этот страх, когда с веревкой за спиной зависаешь на крошечной доске, а внизу пропасть – только верхушки деревьев и больше сотни метров высоты.

Поведайте нам о своем TOP-10 (или 13) или просто перечислите своих фаворитов в литературе (по авторам), музыке (по исполнителям) и кино (по фильмам).

Музыку я трогать не буду, в моей голове всегда что-то звучит, и я зачастую не запоминаю названий. Слушать могу абсолютно все, зависит от настроения. Для творчества предпочитаю музыку без слов. В остальном же я практически всеяден.

Киношный топ-хоррора у меня недавно просили в нашей группе ВКонтакте. Я его переписывал раз двадцать, но в итоге остановился на такой десятке:

«Погребенный заживо» (2010)

«Чужой 3» (первую часть люблю не меньше, но у этого фильма какая-то особая мрачность)

«Челюсти»

«Нечто» (Карпентер)

«Впусти меня» (Швеция)

«Райское озеро»

«Идентификация»

«Семь»

«Двадцать восемь дней спустя»

«Призрак и Тьма»

Любимых ужасов гораздо больше, а не-ужасов так и вовсе не сосчитать. Перечислю самое-самое, порядок мест значения не имеет. Пусть тут будет не десять, а тринадцать фильмов:

«Назад в будущее»

«Форест Гамп»

«Властелин Колец»

«Престиж»

«Леон»

«Криминальное чтиво»

«Побег из Шоушенка»

«Зеленая миля»

«Шоу Трумана»

«Ванильное небо»

«Город грехов»

«Хранители»

«Буч Кэссиди и Сандэнс Кид»

Литературу я не буду разбивать по жанрам и считать количество мест в топе. Просто перечислю любимое. Хотя наверняка много чего забуду.

Жюль Верн – «Таинственный остров»

Дж. Р. Р. Толкин – «Властелин Колец»

Стивен Кинг – «Долгая прогулка», «Темная Башня»

Дэниел Киз – «Цветы для Элджернона»

Дэн Симмонс – «Террор»

Роберт Маккаммон – «Кусака», «Жизнь мальчишки»

Клайв Баркер – «Книги Крови»

Кен Кизи – «Над кукушкиным гнездом»

Джек Лондон – «Смок Беллью»

Саймон Кларк – «Кровавая купель»

Нил Гейман – «Задверье» и большая часть рассказов

Алан Мур, Дэйв Гиббонс – «Хранители»

Джо Хилл – «Рога»

Харуки Мураками – «Норвежский лес»

Юн Айвиде Линдквист – «Впусти меня»

Алексей Иванов – «Географ глобус пропил»

Уильям Питер Блэтти – «Изгоняющий дьявола» и повесть «Где-то там»

Кормак Маккарти – «Дорога» и «Старикам тут не место»

Ян Мартелл – «Жизнь Пи»

Ричард Матесон – «Я – легенда»

Анна Старобинец – «Убежище 3/9» и повесть «Переходный возраст»

Глен Хиршберг – «Дети Снеговика» и сборник «Два Сэма: истории о призраках»

Александр Щёголев – «Как закалялась жесть»

Рик Янси – оба романа из цикла «Монстролог»

И это я про рассказы толком не вспоминал (прости меня, Рэмси Кэмпбелл).

А вот возьму и украду у DARKER коронный вопрос! Что произойдет, если закрыть четырех человек в комнате без окон, с тремя табуретами, двумя мотками веревки и одним ножом, а?

Вот это поворот! Страшно представить, сколько раз я сам задавал этот вопрос, и вот пришло возмездие. Ну что ж…

Сразу стоит сказать, что нож в эту компанию угодил случайно, по недосмотру санитаров. Все остальное нормально – психи и должны содержаться в закрытой комнате без окон. Этот развеселый квартет использует инвентарь для проведения спортивных соревнований. Для разминки сделают самого сильного лошадью. Привяжут веревками к каждой табуретке, усядутся на них, а силач будет возить их по комнате на время. Затем изобретут волейбольную площадку. Двое встанут на табуретки друг против друга и веревками растянут «сеть». Двое других будут игроками, а так как мяча у них нет, придется перекидываться ножом. Подача одного из них окажется столь сильной, что второй с дыркой в голове из дальнейших соревнований выбывает. Следующий этап – перетягивание каната. На равные команды поделиться не получится, поэтому одиночка будет сам по себе, а вот к паре для отягощения привяжут труп. К середине веревки приделают нож, задача – добраться до него раньше конкурентов. С трупа натечет кровь, и дуэт «тянучек» поскользнется, так что одиночка рванет канат и одержит победу. Правда, рванет слишком сильно, и нож на веревке вонзится ему в горло. Оставшиеся в живых расставят табуретки и трупы по периметру, перевяжут все это веревками и устроят бег с препятствиями. В роли эстафетной палочки выступит нож. К сожалению, в запале борьбы один из бегунов так неудачно передаст нож другому, что напарник будет вынужден умереть. В финале истории, как и на любых соревнованиях, должна быть церемония награждения. Выживший сделает из табуреток пьедестал, привяжет к ним трупы, а потом начнет вырезать на лбу у каждого участника то место, которое тот занял на турнире. Награда найдет каждого, ведь все попали в тройку призеров. Выживший закончит выводить эти самые строки на стене кровью чемпионов, свернется клубочком у пьедестала и заснет. Во сне он будет скалиться и улыбаться. Потому что сниться ему будет человек, задавший этот вопрос.

Ну и чтобы держать планку в 15 вопросов, последний: Спартак – чемпион?

Конечно! И плевать, что там на самом деле творится в турнирной таблице. В любом случае, вторую звезду над ромбиком мы увидим еще до прихода Древних. Остается только чуточку подождать.

Спасибо за интервью, Александр. Было очень интересно пообщаться. Творческих и житейских успехов вам. Желаю успешно перевести DARKER в третий год его жизни.

Вам спасибо. Читайте DARKER, пишите в DARKER, поддерживайте отечественный хоррор. А по итогам интервью могу сказать одно: торжественно клянусь никому больше не задавать вопрос про комнату и табуретки!

Просмотры: 1847

Следующий пост
Несговорчивая пища
Предыдущий пост
Месть глазастых грибов
Комментариев: 10 RSS

Пожалуйста, прочитайте "Правила общения в Зоне Ужасов"

Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!