Новости

КАЛИБР: Преступление и наказание по-шотландски (РЕЦЕНЗИЯ)

РецензииТВКиноКомментарии: 3

Неделю назад на Netflix вышел суровый и живописный триллер Calibre от режиссера и сценариста Мэтта Палмера. Для британца это первый опыт в полном метре, и в целом дебют удался: зритель получил напряженное драматическое кино, вот только написание сценария, возможно, стоит в следующий раз поручить кому-то другому.

Сюжет "Калибра" вращается вокруг пары старых друзей, знакомых еще со школы-интерната. Порядки в таких заведениях жестокие, одиночек травят беспощадно, так что Маркус и Вон привыкли друг друга прикрывать. Теперь же герои уже выросли, а Вон даже скоро станет отцом. По этому случай Маркус предлагает встретиться, и не просто просто забуриться в паб, а рвануть на все выходные в глушь, чтобы не только напиться, но и убить что-нибудь красивое и беззащитное — поохотиться, короче. Однако поиграть в самцов толком не получится, и из-за одной ошибки все их планы, их жизни — всё полетит к черту.

Что именно случится на этой охоте, было понятно еще по первым кадрам, опубликованным в прошлом году. Трейлер только подтвердил догадки. Впрочем, насколько всё плохо, становится понятно только во время просмотра фильма.

Перепугавшись, ребята пытаются скрыть содеянное. И может быть, в другом месте у них бы это даже получилось. Дело в том, что поохотиться друзья решили где-то в Шотландском высокогорье, а остановились в маленькой вымирающей деревне. Поначалу местные жители кажутся карикатурными, а появление городских парней в местном пабе напоминает аналогичную сцену из "Американского оборотня в Лондоне" и вызывает улыбку, но вскоре становится понятно, что тут всё всерьёз. Эти люди, суровые бородатые мужики, скромные до серости или яркие до вульгарности женщины, они действительно такие. Это маленькая вырождающаяся община, затерявшаяся на границе с величественной и первозданной природой. Они недоверчивы к чужакам и давно не чувствуют связи с цивилизацией. Похоже, им нужен лишь толчок, чтобы отказаться от законов большой земли в пользу суда Линча. Что ж, парочка приезжих даст им этот толчок.

Зрительские симпатии и переживания сосредотачиваются на Воне. Эту роль исполняет Джек Лауден, снявшийся недавно у Нолана в "Дюнкерке". Чувак был бы похож на молодого Саймона Пегга, если бы тот вдруг прибавил в росте, а привычный комизм сменил бы на трогательность. Лицо Лауден умудряется быть трогательным во всем: в улыбках, в гримасах, в попытках скрыть эмоции. Его герой тяжело переживает произошедшее и хочет во всем признаться. Однако друг не позволяет ему этого сделать.

Маркус в исполнении Мартина МакКанна ведет себя так, как многие из нас поступили бы на его месте. Он просто пытается выбраться из того дерьма, в котором неожиданно оказался. Он не законченная сволочь, но мы сразу понимаем: от этого парня будут проблемы. И да, они будут, но настоящим злодеем Маркус не станет. Собственно, его отличие от Вона состоит лишь в том, что Маркус не признает свою вину. Он раз за разом говорит, что все его поступки продиктованы лишь желанием защитить друга. Непохоже, чтобы Маркус сам в это верил, но так оно проще, и судить кого-то за нормальную защитную реакцию психику было бы глупо. Однако эта история судит.

На протяжении часа мы ощущаем жуткое давление. Тяжеленная машина сюжета движется медленно и только вперед. Напряжение, созданное в кадре, тем невыносимее для зрителя, ведь мы почти всегда знаем, что должно произойти. И только когда всё это происходит, наступает облегчение и на короткий миг — интригующая неизвестность. Вон наконец может покаяться, и режиссер выделяет эту сцену, явно считая ее очень важной для героя. Однако христианского покаяния тут мало, а один из местных даже произносит сакральное "око за око". Финал жесток, как жесток Ветхий завет, как жестока дикая природа. Впрочем, последней, кажется, на всё плевать. История "Калибра" постоянно перемежается великолепными непоколебимыми пейзажами шотландских гор и лесов. Покуда маленькие злобные люди вопиют о справедливости, их изумительное пантеистическое божество остается абсолютно бесстрастным. Так что остается лишь гадать, была ли вина героев так велика, заслужено ли столь извращенное наказание, и что увидел Вон в конце фильма...

"Калибр" — красивое, приятное и в то же время тяжелое кино. Режиссер отлично манипулирует зрительскими эмоциями, вызывая сочувствие и тревогу, но справиться с подступающим раздражением от предсказуемости происходящего он не может. Однако ради погружения в атмосферу шотландской глуши, ради превосходной игры актёров (тут также стоит выделить двух бородачей — Тони Кёррана, знакомого нам ещё по "Блэйду 2", и Йена Пири из "Демонов Да Винчи"), ради мрачных авторских мыслей о человеческом естестве, наконец, стоит дать "Калибру" шанс.

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 772.

Комментариев: 3 RSS

  • Хоть убей, читаю название рецы как КАБИР.

  • Посмотрели фильм. Честно говоря, не понял претензий к нему. Предсказуемость? Не особо заметил (может потому что трейлер пропустил), да и, в принципе, не считаю пресловутые твисты чем-то архиважным - в конечном счете, сногсшибательный твист это всегда одноразовая штука, а годное кино мы пересматриваем спустя годы не твистов ради.

    • Точно! Сегодня пересмотрел "Обитель зла". Начал смотреть только для того, чтобу увидеть каким шрифтом написана Umbrella на поезде и посмотрел весь фильм с удовольствием

Пожалуйста, прочитайте "Правила общения в Зоне Ужасов"

Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!