Новости

Черная смерть. Рецензия

КиноРецензииКомментарии: 0

Честно говоря, предыдущая работа англичанина Кристофера Смита не слишком впечатлила. Мелисса Джордж в Треугольнике выглядела очень уместно со своим извечным глупым выражением на лице и широко распахнутыми глазами - как и сам фильм, актриса пыталась строить из себя нечто загадочное и необъяснимое, но сделать им это удавалось лишь изредка. Плюс австралийка вновь сыграла мать, бьющуюся так или иначе за своего ребенка, плюс вновь неоднозначный финал. Ровно так же, как Мелисса вернулась к образу из Сайлент Хилла, так и сюжет "Треугольника" топтался на костях десятков картин о загадке Бермудского феномена. И отдельные находки вряд ли искупали в полной мере отсутствие временами логики и интриги в этом кино. 40-летний Смит написал неоднозначный сценарий и довольно посредственно реализовал его как режиссер.

Возможно поэтому "Черная смерть" стала первой картиной в карьере Кристофера, которую он снял по сценарию, написанному кем-то другим. И это пошло на пользу фильму, даже не смотря на то, что у сценариста Дарио Полони опыта в этом деле было меньше, нежели у самого Смита. На самом деле Полони до "Черной смерти" наваял лишь один сценарий - для фильма Майкла Дж. Бассета "Дикость" 2006 года выпуска. То был довольно банальный и во многом даже нелепый слэшер про подростков-преступников, очутившихся на отдаленном островке, где их по очереди мочил некий свихнувшийся спецназовец. Для Полони сценарий "Черной смерти" - определенно большой шаг вперед. А для Смита? Сложно сказать, так как не оставляет ощущение, что со времен культового ныне Крипа режиссер скорее все-таки топчется на месте, нежели прогрессирует. Да, определенный талант чувствуется в каждой работе Кристофера, но всякий раз его фильмам не хватает чего-то существенного. Вот и здесь мы готовы похвалить сценарий, но по режиссуре возникают вопросы.

Интересно, что в этой европейской картине (помимо Великобритании, в создании "Черной смерти" поучаствовала, например, Германия) Смит вновь задействовал актера из "Сайлент Хилла" - вероятно, атмосфера и стилистика фильма французского тезки Ганса Кристоферу близка. Если в "Треугольник" он взял Мелиссу Джордж, то для мрачного кино о средневековье больше подходил Боромир из "Властелина колец", он же муж героини Джордж в "Сайлент Хилле", он же новый "Попутчик" Шон Бин. Выбор оказался на сто процентов удачен - Бин переигрывает абсолютно всех своих коллег по цеху, его персонаж колоритен, брутален и весьма харизматичен. Расхожая фраза - "остальные тоже не подкачали" - в данном конкретном случае, увы, не будет похвалой. Так как на фоне мощной игры Шона остальные актеры выглядят несколько серо - при том, что "Черная смерть" не концентрируется на одном-единственном герое и давала, в принципе, возможность развернуться исполнителям сразу нескольких ролей. В полной мере, однако, удалось это только Бину.

Надо думать, большую часть бюджета сожрал гонорар Шона (он его отработал сполна). Так или иначе, но редкие боевые сцены выглядят вяло и скучно, ни о каком подобии масштабности не может быть и речи. Печально, так как по своему потенциалу "Черная смерть" могла бы сравняться с такой классикой как "Плоть и кровь" Пола Верховена. То ли из-за ограниченности в средствах, то ли в силу неудачной режиссерской находки в картине нередко используется ручная камера: оная порой весьма органично смотрится в фильмах про войны двадцатого века, но в средневековом антураже вызывает оторопь и чувство неуместности - все равно как если бы орки обзавелись цифровыми фотоаппаратами. Спецэффектов в "Черной смерти" - ноль. Таким образом, энная часть современной аудитории, помешанная на экшене и зрилищности, сразу может дружно проходить мимо этого кино...

Кто же останется? Очевидно, ценители внятных и небанальных историй, а также жесткого реализма. Мы с вами оказываемся в помешанной на религии средневековой Европе, во времена, когда целые города вымирали от чумы - именно она-то и есть Черная смерть. Группа рыцарей-инквизиторов под предводительством Боромира здоровяка Шона Бина отправляется в поход в лесную глухомань, чтобы найти селение колдунов. По слухам, деревню эту страшная болезнь не трогает. А еще говорят, что там процветает некий языческий культ с человеческими жертвоприношениями и прочей мерзостью. Рыцари наши, впрочем, тоже далеки от романтических сказок Кретьена Де Труа - это сплошь убийцы и фанатики. В банду входит и пыточных дел мастер. Шайке требуется проводник - и им становится молоденький инок из местного монастыря. Паренек думает, что сам Господь бог указует ему дорогу, но в итоге этот путь приведет юношу к чему-то жуткому...

Сценарист Полони резво уходит от простоты своей первой картины. "Черная смерть" почти лишена всякой мистики - все происходящее на экране находит вполне рациональное объяснение. Зато тема религии и фанатизма (вплоть до убийства и самоубийства) получает весьма сложное развитие. И в итоге получается так, что недорогой и не зрелищный фильм ставит перед нами массу серьезных, почти философских вопросов. В попытке найти среди персонажей героический тип мы сталкиваемся с тем, что положительных героев как таковых тут и вовсе нет. Те, кто в начале кажутся таковыми, через некоторое время превращаются в сущих монстров - и наоборот, потенциальные демоны и чудовища вдруг становятся обычными людьми со своими, вполне понятными и приемлемыми для нас с вами взглядами на жизнь. А затем сюжет вновь переворачивает все с ног на голову: подонки проявляют чудеса мужества, вызывая искреннее уважение, а добрые вроде бы люди демонстрируют чудовищное коварство и жестокость.

Все верно - так оно, скорее всего, и было и есть - что в средние века, что ныне. Поразительно, но фильм про варварские времена с ограниченным количеством персонажей, если вдуматься, представляет собой полотно о нас с вами: не только о религии, например, но и об обществе, о политике даже.

Вот только насколько велика в том заслуга режиссера? Лично мне кажется, что стоит отвесить поклон за все это автору сюжета. Дай бог, чтобы Кристоферу Смиту и в будущем довелось работать с не менее глубокими и умными сценариями. Это как минимум гарантирует пищу для ума и сердца, раз уж мистер Смит не способен пока порадовать зрелищем.

Источник: Зона Ужасов.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:



    В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!