Новости

Черный лебедь. Рецензия

КиноРецензииКомментарии: 1

Овации, друзья, только овации - стоя, взахлеб, до боли в ладонях и слез на глазах. В этой буре потонут голоса тех, кого коробит от вида крови и секса на экране - фу, дескать, как это низко и пошло, и мерзко. Нам эти их "фу" - по барабану, правда? Настоящему искусству сцены с насилием и извращениями еще никогда не мешали, а шедевр Даррена Аранофски, а безумная игра исполнительницы центральной роли Натали Портман (кто бы мог подумать, что девочка из "Леона" дорастет до такого триумфа и соберет столько премий, включая "Оскар", "Золотой глобус" и премию Британской киноакадемии) - это несомненно Искусство. С большой буквы. И сумасшедшие кассовые сборы (а когда картина с бюджетом в 13 миллионов собирает в прокате 253 миллиона - что это, если не массовое помешательство?), частенько становящиеся камнем преткновения в вопросе того, к какой сфере относить кино - развлечения для толпы или высокого жанра - на сей раз лишь наглядно демонстрируют, что со времен прибытия люмьеровского паровоза интеллектуальный уровень массового зрителя вырос. Ну или просто больше стало умных думающих людей. Господи, я счастлив быть частью ЭТОЙ толпы.

Тем более приятно, что "Черный лебедь" - это хоррор чистой воды. Не увидеть это способны лишь презирающие жанр ужасов снобы, ну или те, кто с хоррором в принципе знаком лишь "понаслышке". Со времен "Молчания ягнят" американская киноакадемия не награждала ужасы серьезными наградами - на сей счет немало сокрушались и злились поклонники ужасов за рубежом. Успех "Черного лебедя" - это и их, и наш с вами успех. Хотя, как и помянутое "Молчание ягнят", как и многие истинные шедевры вообще, этот фильм не стремится ограничивать себя узкими рамками какого-то жанра, а наоборот - раздвигает любые оковы в своих целях. И среди массы сильных эмоций и мыслей, остающихся после просмотра, есть и такая: "А не сказалась ли титаническая работа над фильмом на психике его создателей также, как это произошло с главной героиней картины?" Будем надеяться, что нет. Будем верить, что Аранофски еще снимет немало не менее мощных фильмов, а Портман еще завоюет много персональных наград. И что ни у кого из них не начнут расти черные крылья.

Танцовщица Нина получает партию Белого и Черного лебедя в новой постановке классического балета П. И. Чайковского "Лебединое озеро". История о девушке, превращенной в лебедя, спасти которую от чар может лишь любовь, странным образом перекликается с тем, что творится внутри самой Нины. Полностью отдаваясь работе, недоедающая, физически и морально истощенная Нина начинает сходить с ума, что в итоге приводит к трагедии. Или к счастью, ведь финальный триумф балерины, судя по всему, воспринимается ею самой как абсолютный пик. "Я познала совершенство", - говорит Нина - и мы ей верим. И ей ведь не важно, что пришлось положить на алтарь искусства ради этого.

Многие российские критики, причем не только любители, но и профессионалы, ошибочно утверждают, что подтолкнуло Нину к безумию появление в труппе новой девушки, ее потенциальной соперницы. На самом деле это не так. Люди, как правило, не сходят с ума в одночасье. Чтобы у человека крыша моментально поехала - для этого надо, допустим, всех его любимых у него на глазах уничтожить. Внутри Нины происходят совсем иные, гораздо более глубокие и длительные процессы, нежели банальный шок. Гораздо вернее характеристика фильма в среде западных кинокритиков, окрестивших картину "болезненным сексуальным триллером". Безусловно, подавленные сексуальные желания Нины, которые в ней просыпаются по мере сближения с балетмейстером и "соперницей", становятся тем самым "трамплином", с которого она прыгает прямиком в шизофрению. Властная, но при этом любящая мать, стремящаяся реализовать в дочери собственную неудавшуюся карьеру. Стремление к самопожертвованию ради достижения заветной цели. Явные психологические проблемы, о которых в фильме упоминается задолго до того, как в кадре впервые появляется девушка-"соперница". Авторы все это учли, всему, всякой мелкой психологической детали уделили должное внимание, в отличие от многих киноведов. Нет, Нина была на пути к своему сумасшествию уже с самого начала фильма, да что там - безумие поселилось в ее душе еще до того момента, когда мы впервые видим девушку в кадре! Даже такая простая деталь, как то, что Нину воспитывает мать-одиночка, уже в контексте фильма говорит о многом. Очевидно же, что в лице немолодого балетмейстера, своего строгого и сексуально агрессивного учителя, робкая девочка подсознательно видит не только любовника, но и родителя. А эта ее привычка - бессознательно расцарапывать до крови собственное тело - которая БЫЛА, судя по словам матери, у Нины и раньше - разве это не лишнее свидетельство той душевной борьбы, что балерина ведет сама с собой? Не эта ли борьба приводит ее к выдающемуся, но трагическому финалу?

Это важный момент. Возможно центральный в понимании смысла "Черного лебедя". Да, на поверхности лежит то, что совсем уж с катушек Нина начинает слетать по мере того, как приближается день премьеры балета. Но на самом деле эта картина не только о безумии, как таковом. Это картина о том, что безумие и творчество - суть очень близкие, едва ли не родственные понятия. Гениальная балерина Нина достигает истинного совершенства, лишь окончательно и бесповоротно сойдя с ума. В настоящем творчестве всегда есть элемент саморазрушения.

Вот поэтому мы и беспокоимся всерьез о будущем Натали Портман и Даррена Аранофски.

10 баллов. Шедевр. Смотреть всем.

Источник: Зона Ужасов.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 1 RSS


В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!