Новости

Что к чему в РЕИНКАРНАЦИИ. Большой разбор

РецензииКиноКомментарии: 13

Преамбула

Фильм "Реинкарнация" (Hereditary) не снесет вам "крышу", нет. Вы вообще можете не получить никакого удовольствия во время его просмотра, поскольку это кино сознательно выдергивает зрителя из зоны комфорта. Но голова у вас еще долго будет болеть, поскольку работу вашим мозгам "Реинкарнация" задаст. Хорошо это, плохо ли - вопрос субъективный. Скажем, если вы настраивались на чисто развлекательный хоррор вроде "Заклятия" или "И гаснет свет" - то, скорее всего, останетесь разочарованы. "Реинкарнацию" сравнивают с "Изгоняющим дьявола" и "Ребенком Розмари", но вернее будет провести параллели с другими картинами: "Сиянием" Стэнли Кубрика, "Ведьмой" Роберта Эггерса, "Оно следует за тобой" Дэвида Роберта Митчелла. А если уж вспоминать "Изгоняющего...", то не шедевр Уильяма Фридкина, а триквел, снятый автором оригинального романа У. П. Блэтти по его же книге "Легион". Тем паче, что в одной из пугающих сцен "Реинкарнации" можно усмотреть цитату из фильма Блэтти.

Вообще такие фильмы хочется либо забыть сразу после просмотра, как дурной сон, либо - долго и тщательно их обдумывать, собирать из многочисленных деталей-подсказок единое целое, чтобы лучше понять увиденное. Сделать подобное, избежав спойлеров, попросту невозможно. Поэтому предупреждаем заранее - далее по тексту будут раскрыты многие детали сюжета. Если вы еще НЕ смотрели "Реинкарнацию" - не читайте эту рецензию. Она написана для тех, кто этот фильм уже видел и у кого после просмотра осталось много вопросов. С вами - с той аудиторией, для которой это кино и было создано - мы и будем вести разговор далее. Попробуем рассмотреть картину дебютанта Ари Астера с разных точек зрения, проанализировать разные смысловые пласты.

Тех же, кто фильм еще не смотрел, отсылаем к ранее опубликованным рецензиям, которые значимых спойлеров НЕ содержат:

1. "А где бабуля?.. Я за нее!" Рецензия на фильм "Реинкарнация"

2. РЕИНКАРНАЦИЯ: Материнство — это жертва Сатане (РЕЦЕНЗИЯ)

Итак...

Жанр

Только ленивый не сказал, что жанрово "Реинкарнация" относится как к хоррору, так и к драме. Споры здесь в основном возникают по поводу того, кто чего больше усматривает - кому-то чудится явный перекос в драму, кто-то настаивает, что это чистый хоррор. Мы же исходим из того, что одно другому не мешает. Смерть ребенка - это ведь всегда и трагедия, и ужас, не так ли? Вот и "Реинкарнация" затрагивает среди прочего эту тему. Конечно, если вы терпеть не можете драму как таковую - то это кино "мимо вас", равно как и целый пласт фильмов ужасов, включая помянутые выше "Ведьму" и "Оно следует за тобой", а также "Бабадук", "Оно приходит ночью" и многие, многие другие заметные инди-хорроры последних лет.

Правда же в том, что хоррор и драма прекрасно уживаются друг с другом. Также как хоррор и комедия. Другое дело, что все, конечно же, упирается в мастерство создателей, итоговый результат всегда зависит от того, насколько умно режиссеры сочетают одно с другим. И если комедии ужасов это всегда преимущественно развлечение, то хоррор-драма - это, напротив, всегда очень серьезно и зачастую довольно скучно. Такова специфика эстетствующего кино. Впрочем, большие мастера не дают скучать долго, что мы заметили и в "Бабадуке", и в "Оно следует за тобой", и теперь вот в "Реинкарнации" - элемент хоррора как раз помогает таким фильмам сохранить определенную меру развлекательности, не лишив их при этом драматического накала и архи-серьезной тональности. В лучших хоррор-драмах одно идет на пользу другому - драма усиливает эффект "пугающей" атмосферы, хоррор же добавляет абсурда, шока.

Подтекст

Есть мнение, что фильмы ужасов иносказательно, метафорически отражают реальные страхи, распространенные в социуме. Так, многие ленты Дэвида Кроненберга с их ужасами телесных трансформаций принято считать отражением страха перед раковыми опухолями. А популярность зомби-жанра в 21-м веке объясняется в том числе и тем, что общество осознает, что его постоянно пытаются "зомбировать" всевозможной пропагандой, рекламой и т.д..

В этом смысле точно подмечено (не нами, но мы согласны с этим мнением), что в последние годы как никогда много выпускается фильмов ужасов, затрагивающих тему семьи как ячейки общества. В этих фильмах семья, отношения в ней представлены как нечто болезненное, подчас людоедское, но постепенно становящееся нормой (например, в хоррор-драме "Сырое", или в антиутопии "Плохая партия"). Либо же это обычная, более-менее традиционная семья (или шаткое подобие ее), которая словно бы гниет изнутри, саморазрушается, отмирает ("Оно следует за тобой", "Ведьма", "Убийство священного оленя").

"Реинкарнация" с этой точки зрения относится ко второй категории фильмов, в очередной раз фиксируя кризис традиционных семейных ценностей в Западном мире. Или - если понимать "ячейку общества" как слепок, метафору самого общества - кризис как таковой. Причем мотив "самоедства" прямо продолжает и развивает каннибальские мотивы зомби-муви, и свойственен он и второй группе фильмов. В иной форме и подаче, но ленты вроде "Реинкарнации" говорят о том же - о самоуничтожении под влиянием внешних и внутренних факторов. В фильме Астера брат невольно убивает сестру, а жена - мужа. А затем, подчиняясь злой воле, как "внешней" (демон и сектанты), так и "внутренней" (умершая бабушка), мать "подселяет" в тело сына дух его сестры, то есть своей дочери, и убивает сама себя, давая тем самым путь в наш мир некоему и вовсе потустороннему нечеловеческому созданию.

Говоря по-простому, сознательно или подсознательно, но современные кинематографисты в своих фильмах говорят о страхе общества перед тем новым и противоестественным, что в него проникает, во что оно превращается у нас на глазах: подростки обращаются к пластиковым хирургам, дети меняют пол, меняются целые нации, этот мир становится все сложнее и некие казавшиеся незыблемыми устои дрожат и дают трещины то тут, то там.

Оккультизм

Одним из продюсеров "Реинкарнации" является Ларс Кнудсен, в фильмографии которого имеется и "Ведьма". Последняя прославилась в узких кругах как один из наиболее серьезно проработанных фильмов на тему сатанизма и оккультизма. Создатели "Реинкарнации" также очень глубоко копнули в области демонологии и оккультизма. При этом, как и в случае с "Ведьмой", они не торопятся раскрывать детали, не выкладывают, не делятся со зрителями той информацией, которую сами использовали - и, возможно, это один из минусов "Реинкарнации", поскольку для лучшего понимания рассказанной в картине истории многим - едва ли не большей части аудитории - банально не хватит знаний. Например, Зло в фильме носит имя Пеймон, а это не просто выдуманное имя какого-то злого духа, но - наименование конкретного демона, фигурирующего в старинном магическом гримуаре. Подробное описание Пеймона можно прочитать в этой статье - и мы рекомендуем обязательно сделать это, потому что в самом фильме о Пеймоне не говорится практически ничего, однако его черты, его символ и связанные с Пеймоном обряды в "Реинкарнации" демонстриуются и играют важную роль.

Например, один из вопросов, которые остались у нас после первого знакомства с "Реинкарнацией" - почему Пеймону было нужно тело мужчины, хотя он, что было ясно показано в фильме, вполне себе мог вселяться и в тело женщин? Однако же самого Пеймона в средние века описывали как человека с телом мужчины и головой женщины. Вот вам и ответ - а также ответ на то, почему в "Реинкарнации" постоянно лишают кого-то головы.

Важно для понимания картины осознавать и то, что оккультизм и сатанизм как таковые - противопоставлены традиционным христианским верованиям, хотя исторически так сложилось, что они в некоторой степени с ними перемешаны и от них происходят. В этом они прямо родственны дохристианской мифологии, язычеству. До Христа многие племена и народы поклонялись идолам, демонам (тому же Баалу). В фильме несколько раз фоном упоминаются мифологические персонажи: Геракл, Ифигения - это, конечно же, не случайно. Геракл - полубог из древнегреческой мифологии, то есть в традиционно христианской системе верований он - языческий демон. Уж не Пеймон ли имеется в виду?..

Миф о Геракле в контексте "Реинкарнации" еще более важен, если вспомнить историю его взаимоотношений с лидийской царицей Омфалой, которая была - между прочим - дочерью бога реки Иордана и женой (вдовой) бога горы Тмола. Согласно мифу, Геракл был продан богом Гермесом в рабство Омфале, у которой три года был в услужении. Геракл был очарован Омфалой, да так, что забыл о собственной мужественности, облекся в женскую одежду (!) и сидел среди ее рабынь как одна из них. При этом у Омфалы от Геракла были дети... Детали этого мифа обыгрываются в "Реинкарнации", где гендерные акценты также имеют большое значение. И - мы вновь касаемся подтекста, говорящего о кризисе традиционной семьи в наше время, о тех внутренних изменениях, которые претерпевает на Западе само понятие семьи. Отсылка к Гераклу и Омфале - еще одно иносказательное преломление той же темы. Хотя, разумеется, все это могут быть лишь наши домыслы, поскольку сюжет об Ифигении с Гераклом и с темой гендерности уже никак не связан. История Ифигении - это история жерты и жертвоприношения, что в "Реинкарнации" является одним из сюжетных мотивов.

Сюжет

Фильм начинается с некролога. Нам сообщают о смерти 78-летней женщины по имени Эллен Тейпер Ли - Ellen Taper Leigh, как пишется ее имя на английском. Написание фамилии важно, в этом фильме вообще любые детали важны. Leigh - читается, произносится на английском двояко - это может звучать и как "Ли", и как "Лай". Вспомните, как раньше переводчики называли актрису Дженнифер Джейсон Ли - то "Ли", то "Лай". А "лай" это уже созвучно английскому слову Lie, что значит "ложь". Эта мелкая деталь играет свою роль в финале картины, когда нам покажут фото покойной Эллен Тейпер с подписью - "Королева Ли", то сеть "Королева Лай", "Королева Лжи". Если помните, в Библии Дьявола называют "Отец Лжи".

К слову о королях и королевах. Демон Пеймон имеет в адской иерархии свой титул, и титул этот - Король. Пеймон особенно могуч в мае - а Эллен скончалась в апреле, то есть аккурат перед тем, как демон входит в пору наибольшей силы...

Из некролога мы также узнаем, что скончалась Эллен Тейпер после продолжительной болезни в доме ее дочери Энни. Нам сообщают, что Эллен была вдовой Мартина Ли, и что помимо дочери у нее также был сын Чарльз (младший из двух ее детей), который тоже умер. Кроме того, она приходилась бабушкой мальчику Питеру и девочке Чарли. Таким образом нас не просто подводят к сцене поминок и похорон, но, что более важно, дают информацию о родословной семейства - эта информация важна для понимания того, что будет происходить с семьей далее. Во-первых, у покойной Эллен, как и у ее дочери Энни, как бы две фамилии - Тейпер (девичья) и Ли (по мужу). Энни же, соответственно - это Энни Ли Грэхэм, поскольку она замужем за доктором Грэхэмом. Во-вторых, здесь стоит обратить внимание на то, что покойного младшего брата Энни звали Чарльзом, а ее дочь зовут Чарли (уменьшительно-ласкательная версия "Чарльза"). В-третьих, мы понимаем, что скончалась Эллен не в СВОЕМ доме, а в доме дочери, то есть не Энни и ее семья переехали к бабушке, чтобы позаботиться о ней, а бабушку перевезли к ним. Это тоже важно, поскольку в дальнейшем из уст Энни мы узнаем, что Чарли была ею "отдана", воспитывалась в первую очередь бабушкой, в то время как Питера мать от Эллен "оберегала" - это было после самоубийства брата Энни, Чарльза, то есть подспудно Энни винила свою мать в смерти брата (и правильно делала) и опасалась, что с ее сыном может случится у бабушки что-то плохое. У нее были основания подозревать что-то хотя бы потому, что сама Энни вовсе не хотела рожать Питера, ее едва ли не вынудила сделать это Эллен (об этом Энни рассказывает Питеру в одной из сцен ближе к финалу, причем рассказывает сама того не желая - пытается зажать себе рот, но говорит и говорит).

Далее нас знакомят с семейством Грэхэмов и показывают похороны их бабушки. Здесь прежде всего в глаза бросаются дети, Питер и Чарли. Чарли - внешне недоразвитый ребенок с уродливым, неприятным лицом. К тому же у нее сильнейшая аллергия на орехи. Питер по сравнению с сестренкой кажется обычным парнем, но на самом деле его тоже сложно назвать красавцем: у него очень смуглое лицо и большая черная родинка возле рта. Кроме того, как вскоре выясняется, он любит "дунуть" травку. Все это довольно незначительные детали, но... в "Реинкарнации" даже мелкие детали играют свою роль. Поэтому отметим себе, что оба ребенка Грэхэмов - несколько ущербны (простите, если кому-то это покажется не очень толерантной характеристикой). А крупные родинки на лице или на теле в прошлом считались ничем иным как "меткой дьявола" - это тоже важная деталь. Важно это еще и потому, что оригинальное название фильма - Hereditary - переводится на русский как "Наследственность".

Позднее мы узнаем о том, что Эллен в последние годы перед смертью страдала от деменции и психических недугов, в частности Энни вспоминает, что у ее матери было расстройство личности. Чем-то очень похожим страдал и брат Энни, Чарльз, который покончил с собой, обвинив мать, Эллен, в том, что "та пыталась подселить в его тело каких-то людей". Из всего этого мы понимаем, что у Энни ОЧЕНЬ дурная наследственность - едва ли не все ее родственники сходили с ума. И, кстати, ее отец (Мартин Ли) умер, когда Энни была ребенком - уморил себя на фоне глубокой депрессии. И она замужем за психиатром. И у ее детей имеются странности - особенно у воспитанной бабушкой Чарли (девочка ни разу в жизни не плакала, как вспоминает ее мать, то есть была довольно бесчувственной, безэмоциональной). Проблема, однако, в том, что НА САМОМ ДЕЛЕ сумасшедших в семье Энни - не было. Хотя, опять же, смотря с какой стороны посмотреть: то, что не сильно верующие люди считают психопатией и шизофренией, люди религиозные называют "одержимостью", а безумие в этом смысле есть еще одно наименование Дьявола, имя которому "легион".

Как бы там ни было, в мире "Реинкарнации", в той истории, которую фильм нам рассказывает, дьявольщина - реальность, а не метафора. И "расщепление сознания" здесь - признак реальной одержимости, присутствия в теле и разуме человека потустороннего существа, адского Короля Пеймона. Значит, Эллен Тейпер Ли перед смертью, на фоне деменции, могла не сходить с ума, а - проявлять то, что внутри нее обитало. Пеймона.

Причем Пеймону, как мы помним, нужно обрести тело мужчины, чтобы стать наиболее могущественным. Потому колдунья (дочь находит в ее вещах книги заклинаний) Эллен и пыталась переселить демона из своего тела в тело своего сына Чарльза - вот только тот убил себя, так что план не удался. Поэтому Эллен очень хотела, чтобы ее дочь Энни родила мальчика. Поэтому, когда Энни не отдала ей Питера, а отдала Чарли - переселение вновь не удалось осуществить. Чарли вспоминала, что бабушка говорила ей, как ей хотелось бы, чтобы она, Чарли, была мальчиком. Но Эллен все равно оберегала Чарли - потому что Пеймон куда-то должен был переселиться после смерти самой Эллен...

В сцене похорон Эллен, а точнее во время прощания с покойной в мортуарии, мы видим на шее у мертвой, лежащей в гробу женщины медальон необычной формы - это сигил, знак Пеймона. В дальнейшем этот символ еще несколько раз будет возникать в "Реинкарнации". Кроме того, мы видим, как некая женщина, подойдя к гробу, мажет губы покойницы чем-то из маленького пузырька - очевидно это часть некоего ритуала. А еще, когда Чарли подходит к открытому гробу - позади нее, в углу комнаты стоит странный мужчина, который широко улыбается и вообще выглядит как человек, который предвкушает некое очень радостное для него событие. Все это довольно жутко и странно, потому что мы не понимаем, что происходит.

Ключ к разгадке - тот неприятный щелкающий звук, который Чарли издает. Впервые она начинает так "щелкать", когда сидит в церкви перед похоронами. Пока ее мать Энни с трибуны рассказывает о бабушке Эллен (кстати же, она говорит о том, что "моя мать была замкнутой женщиной, у которой были свои личные ритуалы"), Чарли рисует в своей тетради уродливую голову (похоже, это портрет Энни, ее мамы). Рисует и - щелкает. Мы не понимаем происхождение этого звука, не видим, чтобы Чарли щелкала языком. Вероятно потому, что "щелкает" не она, а - начавший переселяться в нее демон Пеймон. Щелканье - это его знак, такой же как сигил.

Что же получается? Со смертью Эллен обретавшийся в ее теле демон должен найти новое пристанище, должен перейти по наследству. Эллен сначала пыталась поселить Пеймона в собственном сыне Чарльзе, но тот покончил с собой. Затем она готовила к его приходу Чарли - больше никого не могла, так как Питера от нее "оберегали". И вот в тот момент, когда Чарли подходит к гробу бабушки - колдуны, члены культа Пеймона, торжествуют (потому так счастливо улыбается мужчина в углу комнаты). Потому что в этот момент Пеймон начинает проникать в Чарли. Их конечная цель - сделать так, чтобы Пеймон получил в "собственность" тело мужчины, но его переселение в тело Чарли - первый шаг в нужном направлении.

В дальнейшем тот же "щелкающий" или даже "цокающий" (ибо Пеймону, как считается, в библейских текстах соответствует демон Азазель, что значит "козел отпущения", "жертвенный козел", а Дьявола часто изображают как существо с копытами) звук раздается на протяжении фильма много раз. И когда Пеймон переселяется из одного тела в другое - новый носитель всегда издает тот же звук - щелкающий язык... или цокающее копыто.

Но Пеймон не может "по щелчку" просто взять и перейти из одного тела в другое. Переход, каким он показан в "Реинкарнации", состоит из нескольких фаз. Сопровождается он не только цоканьем - потенциальный носитель видит некие сияющие "волны", подобные солнечному зайчику. Этот свет и есть сам Пеймон, и в финале этот свет проникает в тело Питера. Самое же главное - для полного перехода от одного носителя к другому, у предыдущего тела должна быть отсечена голова. Обезглавливание в "Реинкарнации" - самый важный момент ритуала перевоплощения Пеймона. Но, поскольку важные детали от нас утаивают до самого конца фильма, этот момент долгое время остается не вполне ясен.

Вскоре после похорон мы узнаем, что могилу бабушки Эллен потревожили. Об этом сообщают доктору Грэхэму, но он решает утаить эти жуткие новости от жены и детей. Спустя же некоторое время в доме Грэхэмов доктор улавливает неприятный запах. Как выяснится к концу фильма, запах этот источает труп Эллен, лежащий на чердаке - обезглавленный труп... То есть вскоре после похорон члены культа Пеймона выкопали тело Эллен, обезглавили его и поместили на чердаке дома Грэхэмов - чтобы Пеймон, покинув останки Эллен, полностью переселился в Чарли.

Знаком этого является случай в школе, где Чарли рисует уродливые головы в классе, когда в окно ударяется голубь. Остальные дети реагируют в этот момент так, как и должны были - кричат, волнуются, проявляют интерес. Чарли же совершенно спокойна и даже не смотрит на стекло - ее внимание сосредоточено на ножницах. Позже она возьмет эти ножницы, найдет трупик птицы под окнами школы и - отрежет голубю голову.

Меж тем, в доме Грэхэмов Энни читает письмо своей покойной матери. Эллен пишет ей:

Прости мне все то, что я не могла тебе рассказать. Попытайся не возненавидеть меня и не впасть в отчаяние из-за всех своих потерь. В конце ты увидишь, к чему они вели. Наша жертва ничто в сравнении с теми наградами, которые нас ждут.

Энни мерещится всякое в доме. Она выключает свет и видит тень матери... В общем, дух покойной - и вместе с ним Пеймон - бродят по дому. Отвлекает от скорбных мыслей Энни ее работа - она одаренная художница, которая создает великолепные миниатюрные конструкции, в том числе в ее рабочей студии имеется и точная копия ее собственного дома, со всеми его этажами и комнатами. Нам часто и много показывают эти модели, и режиссер практически с самого начала проводит прямую параллель между домом и его мини-копией. В дальнейшем это порождает у зрителя чувство ирреальности, поскольку нам кажется, что герои - Энни, ее муж, ее дети - буквально живут внутри игрушечного домика. И то правда - есть высшие силы, для которых люди - лишь пешки в их извечной игре.

Крайне важная деталь фильма: все женщины в роду Энни - одарены и занимаются искусствами. Сама Энни создает эти самые модели. Ее дочь Чарли постоянно рисует (не очень красиво, впрочем), а еще - мастерит некую непонятную человекоподобную фигурку (в финале мы увидим большое подобие этой фигурки в домике на дереве, который был для Чарли местом для игр и станет для культа Пеймона их приходом - сама же фигура в нем становится идолом Пеймона, которому культисты и поклоняются). Наконец, не сразу, но постепенно мы узнаем, что искусством занималась и покойная Эллен - она вышивала коврики с именами. Эта деталь вновь обращает нас к тому, каким Пеймона описывают в гримуарах - этот демон дарует людям умения в разных областях искусства.

Вернемся к Чарли и отрезанным головам. Спрятав голову мертвой птицы в карман, Чарли видит вдалеке женщину в плаще (вероятно, это ее бабушка Эллен). Потом, уже дома, она, увидев то самое "сияние Пеймона" (и услышав "цоканье"), выбирается на улицу, босиком, и несет отрезанную птичью голову в сторону некоей лесной поляны, где видит свою бабушку в кольце из языков пламени... Здесь Чарли находит Энни, но, прежде чем мать забирает ребенка обратно в дом, Чарли успевает издать тот самый звук - и теперь мы уже видим, что ее лицо, ее рот шевелятся.

Мать заставляет Питера взять Чарли с собой на молодежную тусовку. Там, когда брат оставляет на некоторое время девочку без присмотра, Чарли наедается шоколадного торта с орехами - на самом деле Питер сам ей предложил поесть этого торта, но, конечно же, он просто не обратил внимания на то, что там есть орехи. Когда у Чарли начинается приступ аллергии, Питер поспешно относит ее в машину и на всех порах мчится в больницу - и мы видим, пожалуй, самую шокирующую и неожиданную сцену всего фильма. Ну или одну из, кому как. В любом случае, пусть нас и готовили к этой сцене, пусть "в воздухе витало" ожидание чего-то плохого, но вот ТАКОГО - такого мы в любом случае не ждали. Это было жестко. Эта сцена - первая, на которой люди начинают покидать просмотр фильма и выходят из зала.

Что же происходит? Случившееся кажется стечением обстоятельств, но на самом деле во всем произошедшем чувствуется злой рок. И рок этот ведет Чарли к гибели: сначала она наедается торта с орехами, потом, задыхаясь, открывает окно машины и высовывает голову наружу - именно ее, Чарли, действия, приводят к ее жуткой смерти. По сути это самоубийство, но такое, какое нужно вселившемуся в Чарли демону Пеймону - чтобы голова девочки оказалась отделена от тела. Напомним, что конечная цель Пеймона и его культистов - "поселить" Пеймона в тело мужчины. В тело Питера.

С этого момента демонические силы начинают преследовать мальчика - не только напрямую, но и через его мать. У Энни появляется новая знакомая, Джоан, которая довольно быстро втирается в доверие к горюющей женщине. И в итоге подводит Энни к тому, чтобы та провела ритуал и попыталась пообщаться с духом ее погибшей дочери. Вот только, как мы уже знаем, дом Грэхэмов полон духами (бабушка Эллен, в частности, тоже здесь), а дух Чарли - это еще и дух Пеймона. Конечно же, Джоан - лишь еще одна старая знакомая Эллен Тейпер Ли, еще одна колдунья из культа Пеймона, но Энни понимает это слишком поздно - к тому моменту Пеймон уже начинает овладевать ей.

Все это время муж Эллен, доктор Грэхэм, остается предельно рациональным человеком. Он - единственный, кого семейное проклятие Ли напрямую не касается (поскольку у него нет кровного родства с бабушкой Эллен), но по мере того, как события приоретают все более и более безумный оттенок, попытки мистера Грэхэма сохранить благоразумее выглядят все более жалко. Он - символ того самого, "естественного" и "традиционного" - и он буквально сгорает под напором сил зла, когда Энни пытается сжечь блокнот с рисунками Чарли. Почему блокнот вообще надо сжигать? Потому что Энни видит, как на его страницах появляются портреты Питера - и понимает, кого зло выбрало себе в жертву.

Ошибка Энни заключается в том, что, как она думала, зло будет атаковать Питера напрямую. Но это и так, и не так одновременно.

Пеймон ищет Питера и проникает в него. Питер видит Джоан, которая кричит ему: "Я изгоняю тебя!" - но это попытка "изгнания" не беса, а души самого Питера. В школе Питер видит в стекле шкафа собственное странно изменившееся отражение - словно на него смотрит не он, а кто-то другой. А потом Питер, подчиняясь некоей незримой силе, сам избивает себя, ломает себе нос. Пеймон изгоняет Питера из его собственного тела. И да - Питер слышит то самое "цоканье". В этой сцене стоит еще обратить внимание на то, что написано на классной доске. Эти надписи (ранее они тоже мелькали в кадре в других сценах) - это тоже маленькие подсказки, при помощи которых режиссер/сценарист обращается к нам, зрителям, практически напрямую. Так, в первой части фильма на доске красуется надпись "Критическое мышление" - к чему нас и призывает Ари Астер. В сцене "самоизбиения" Питера надпись на доске говорит нам о том, что может даровать наказание...

Но жертва будет принесена не в школе, а в доме Грэхэмов. И Энни, одержимая Пеймоном, будет преследовать Питера до конца. А потом торопливо отрежет голову сама себе, чтобы успеть переселиться в тело сломленного Питера. Питер успеет выпрыгнуть в окно, но прежде к его преследованию присоединится уже и свита Пеймона в лице членов его культа. И да, Пеймон успеет покинуть обезглавленное тело Энни и перейти в Питера, который, упав на траву перед домом, не погибает.

Здесь вновь появляется Джоан, которая говорит Питеру (Пеймону), что они "исправили" его тело. Его женское тело (то есть Энни, то есть Чарли, то есть Эллен) было исправлено телом мужчины - то есть Питером. В этом можно усмотреть феминисткий подтекст: все женщины семьи Ли талантливы, но Пеймону нужно мужское тело, поэтому выбор падает на Питера, который каких-либо талантов лишен и вообще показан обычным подростком. Но у него есть "метка дьявола" - он мужчина. И поэтому Питеру не даруют счастье выбора - он сам по себе избранный.

Достоинства/недостатки

Как мы видим, "Реинкарнация" - очень сложный фильм, богатый отсылками, символами, подтекстами, которые можно трактовать так или иначе. Одновременно фильм содержит целый ряд по-настоящему пугающих сцен - правда по большей части эти сцены довольно вторичны, здесь даже нашлось место парочке хорошо снятых, но все равно довольно банальных скримеров. Авторы глубоко погрузились в оккультную тематику и намерено усложнили зрителям путь к пониманию, оставив за кадром очень много важной и нужной информации. В конечно же счете эта история оказывается мастерски снятой, глубокой, но - историей о призыве адского демона. Для оккультистов - "вау-вау", но для всех остальных, коих в наше просвещенное время большинство - разочаровывающий факт. Часть зрителей покидает просмотр уже ближе к финалу, когда становится ясно, что все эти головоломные загадки в фильме выстраивались лишь для того, чтобы явить нам очередное пришествие Дьявола.

Безусловно, сила "Реинкарнации" - в ее богатом художественном мире, но в конечном счете получается, что высказывание художников (создателей картины) - по сути своей не несет ничего принципиально нового. При этом для просто развлекательного кино фильм неимоверно сложен, что порождает диссонанс и приводит к тому, что даже в восторженных рецензиях мало кто смеет назвать картину Ари Ластера шедевром, зато каждый второй (даже из тех, кому "Реинкарнация", так сказать, запала в душу) говорит о некоем "почти" - почти шедевр, но не шедевр.

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 10717.

Комментариев: 13 RSS

  • Ты сначала описываешь подтекст, а в финале пишешь, что кино только для любителей оккультизма, будто подтекста нет. Странно как-то. Да и этот самый подтекст у тебя выходит довольно скудным, ты причисляешь картину к некому тренду, фиксирующему кризис института семьи, а это можно по-разному понимать. В Реинкарнации много внимания уделено вопросу негативного влияния властных родителей на своих детей, то есть институт семьи силен, но одна из ее традиционных моделей, основанная на тотального контроле, показана как архаичная и причиняющая всем страдания.

    • а в финале пишешь, что кино только для любителей оккультизма

      Я этого не писал. Я писал о том, чем эта история в конечном счете оказывается как просто история. При всей ее глубине, подтекстах и т.д..

      В Реинкарнации много внимания уделено вопросу негативного влияния властных родителей на своих детей

      Мысль интересная, но я, честно сказать, не вижу в ее подтверждения в фильме. В каких моментах в фильме, на твой взгляд, затрагивается тема "негативного влияния властных родителей на своих детей"?

      • Героиня Тони Коллет весь фильм жалуется, как мама ей командовала, как заставила родить ребенка. Бабки уже нет, а дочь продолжает ощущать ее тягостное присутствие в своей жизни. Убери мистику и останется только это.

        • Убери мистику и останется только это

          Серьезно? А как же, например, трагедия семьи, у которой погиб ребенок?

          Что касается линии Энни и Эллен, то там, в общем-то, свои нюансы, их сложно назвать типичной парой "властный родитель - затюканный ребенок".

  • Господи!.. Я чуть "не вышел из зала", пока читал описание сюжета... Настолько неуютная и мрачная история...

    И похоже, фильм действительно очень хорош.

  • Спасибо! Очень интересная, подробная статья-объяснение. Практически все стало понятно, все устаканилось в голове.

    Единственное, что для меня осталось непонятно - что за положительная сила время от времени влияла на Энни, заставляя ее убить своих детей и тем самым предотвратить будущую катастрофу. Ну ладно, можно просто предположить, что некое доброе начало (Бог/ангелы/розовые пони и т.д.) наблюдало за ситуацией и пыталось повлиять на нее, предвосхитить воцарение Пеймона. Хотя методы это доброе начало предлагало, конечно, недобрые (а что поделать).

    Возможно, это вообще был дух покойного самоубившегося брата.

    А возможно, на самом деле это было никакое не доброе начало, а опять же козни, план Пеймона/сатанистов. Потому что поступки Энни (ее признание Питеру, что она хотела сделать аборт; ее сомнамбулическая попытка сжечь Питера и Чарли) как раз психологически ломают Питера, мучают его (что и нужно было Пеймону). С другой стороны, в таком случае Пеймон ооочень сильно рисковал Питером-носителем.

    • что за положительная сила время от времени влияла на Энни, заставляя ее убить своих детей

      Честно сказать, эта линия сюжета у меня из памяти при написании статьи "вывалилась". В целом не думаю, что там какая-то внешняя сила на Энни воздействовала, скорее речь о ее собственном подсознании.

      • Жаль, что эта линия "вывалилась" из вашей прекрасной статьи. :-) По-моему, она весьма любопытная. И для такого досконально продуманного и насыщенного деталями, символами фильма объяснение линии лунатизма обычной игрой подсознания, на мой взгляд, слишком просто.

        Как могло быть задействовано подсознание Энни, если она ничего не понимает до конца фильма, не знает про замыслы сатанистов, про то, что Пеймон, в конце концов, придет в наш мир именно через детей? Мне кажется, на нее явно какой-то антиПеймон влияет, первая ее попытка убить Питера, сделав аборт, происходит "наяву", не во время лунатизма. Потом уже сомнамбулическая попытка сжечь Питера и Чарли. И затем ближе к концу Питеру мерещится, что Энни заходит в комнату и душит его, хотя она отрицает это (и не понятно, она лунатила или просто зашла в комнату).

        Кстати, еще несколько подзабылась линия отца Энни, который, страдая от биполярного расстройства, в приступе депрессии заморил себя голодом. Возможно, Эллен первым делом пыталась вселить Пеймона в него? И он, заморив себя голодом, совершил как раз самоубийство-спасение от Пеймона. А потом уже самоубийство-спасение от Пеймона совершил брат Энни. Ведь все ментальные болезни семьи Энни на самом деле не ментальные болезни, а влияние Пеймона.

        P.S. Возможно, когда-нибудь выйдет трехчасовая режиссерская версия и прольет свет на ряд моментов. :-)

  • Прочитала Вашу рецензию - и в принципе во многом согласна. мне очень нравится довольно логичное объяснение происходящего, несмотря на то, что некоторые аспекты противоречат тому, что по этому поводу говорит сам режиссер))) Тем не менее, в Вашей версии логики больше, плюс мало ли что там могли написать- может, журналист немного что-то переврал)

    Но то, что Вы пишете о подтексте... Да, действительно, тут имеет место быть семейная драма, но почему Вы говорите, что фильмы на эту тему снимают только в последнее время и объясняете это тем, что (цитирую): "Говоря по-простому, сознательно или подсознательно, но современные кинематографисты в своих фильмах говорят о страхе общества перед тем новым и противоестественным, что в него проникает, во что оно превращается у нас на глазах: подростки обращаются к пластиковым хирургам, дети меняют пол, меняются целые нации, этот мир становится все сложнее и некие казавшиеся незыблемыми устои дрожат и дают трещины то тут, то там." По-моему этот пассаж очень притянут за уши. Очень-очень притянут за уши. Если бы сценаристом двигали именно эти страхи, в самом фильме об этом непременно что-нибудь было) Ну хоть что-нибудь) Какая-нибудь мужеподобная мамаша, например) Поверьте о своем подсознании кинематографисты знают очень даже неплохо) Такие люди вообще склонны к рефлексии - это часть их профессии.

    Тут же все очень даже традиционно: эмоциональная жена с властолюбивой мамашей, сдержанный муж, сын-подросток с совершенно нормальным поведением для человека его возраста. И, кстати, ни в том, что он покуривает травку, ни в его цвете кожи ничего ущербного, как Вы выразились нет, возможно, родинка - это некая зловещая деталь, но она скорее указывает на его наследственную связь с Пеймоном, нежели на какое-то физическое уродство. Eдинственный, кто выбивается - это Чарли. Вот как раз про нее я и читала, что якобы режиссер говорит о том, что в ней Пеймон жил всегда , и здесь ее странная внешность кажется логичной, во всяком случае очень органично сочетается с не менее странным поведением.

    По мне так прелесть Реинкарнации в том, что это заявка на фильм, который быть актуальным еще очень долго как раз таки из-за того, что проблемы тут типичные не только для нашего времени. Мне кажется такой сценарий могли написать и 50, и 100 лет назад.

    И в завершении : а как же классические Ребенок Розмари или Сияние?)) Я, например, смотрела оба фильма ,в том числе, как семейную драму.

    • Насчет активного проникновения этой темы в инди-кино последних лет - это не моя придумка, не мной подмечено. И мы ведем речь именно о некоем подсознательном отражении этих тем в той связи, что проявляются они подспудно то там, то тут, но - с удивительной регулярностью. Не разово, как в "Сиянии" или "Ребенке Розмари" в их время, а регулярно, вот прям чуть ли уже не в каждом втором фильме. Эта тема затрагивается в фильмах "Бабадук", "Сырое", "Плохая партия", "Ведьма", "Реинкарнация", "Убийство священного оленя"... и еще во многих, которые я здесь не упомянул. Т.е. есть некая общность тематики.

  • Отличный фильм, хорошая статья.

  • >но на самом деле его тоже сложно назвать красавцем: у него очень смуглое лицо и большая черная родинка возле рта. Кроме того, как вскоре выясняется, он любит "дунуть" травку.

    Да, вы дядя очень хорошо разбираетесь в мужской красоте! Так же как в оккультизме))

    Как раз случай представился спросить: почему некоторые забавники на свою аватарку вешают себя с дамой? Или вы пишете вдвоём с одного ника? Тогда вопросов нет. Может комплекс какой, попытка донести до окружающих "смотрите, я уже не мастурбирую, как год назад, у меня есть тётка, не то что у вас, прыщавых школьников"?) Может в этом смысл какой-то? Просто тогда у меня их три, хотя вряд-ли я смогу их собрать на одном фото с собой))

Пожалуйста, прочитайте "Правила общения в Зоне Ужасов"

Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!