Новости

"Чужой" (1979). Рецензия

РецензииКиноКомментарии: 1

Транспортное судно «Ностромо» направляется на Землю с большим грузом руды на борту. Корабельное оборудование ловит аварийный сигнал идущий с неисследованной планеты. Согласно одному из условий контракта экипаж обязан проверить источник сигнала и, по возможности, оказать помощь выжившим. Прибыв на планету, они обнаруживают разбитый корабль инопланетного происхождения, внутри которого находят яйца неизвестных науке живых существ.

Как и у многих, первое мое знакомство с вселенной «Чужих» произошло в середине 90-х годов, во время своего детства. Вернувшись домой после прогулки, я увидел отца, гордо водружающего на телевизор, какую-то штуку - ей оказался японский видеомагнитофон- штука недешевая по тем временам. Взяв из лежащей рядом маленькой стопки видеокассет первый попавшийся фильм, я с трясущимися руками вставил ее в темный зев проигрывателя. Это был культовый ныне «Американский оборотень». Я, впечатленный увиденным зрелищем, зарекся более даже близко подходит к видеомагнитофону. Но детское любопытство все же быстро взяло верх и одним поздним вечером следующая кассета отправилась в проигрыватель. На этот раз мне попались «Чужие» Джеймса Кэмерона, которых я, стараясь не отводить взгляд в страшных местах, просмотрел от начала и конца. На другой стороне кассеты был записан легендарный «Чужой», показавшийся мне намного страшнее сиквела. И, начиная с того дня, начала постепенно пополняться моя коллекция фильмов ужасов (сейчас пылящаяся на дне коробки, в кладовке). Гораздо позже, просмотрев огромное количество жанровых фильмов, я начал интересоваться историей жанра, выискивая интересные факты создания классических лент, разумеется, что первым делом я принялся исследовать нелегкую и переполненную случайностями историю «Чужого».

Немногим известно, что оригинальный «Чужой» мог вообще не появиться на свет, а то и вообще принять иные формы. История проекта начинается в далеком 1976 году, когда молодой сценарист Дэн О’Бэннон возвращается в Америку, после несостоявшихся съемок «Дюны» Алехандро Ходоровски. Вернувшись на родную землю молодой человек понимает, что гонорар полученный во время съемок, подходит к концу- он поселяется в маленькой квартирке своего друга Рональда Шуссета, с которым познакомился на съемках «Темной Звезды» Джона Карпентера. Тот, в то время работал над сценарием фильма под названием «Звездный Зверь», однако долгое время не мог продвинуться дальше первого акта, пытаясь придумать необычный способ проникновения монстра на корабль. Дело в том, что во всех фильмах того времени, эксплуатирующих жанр космического триллера, монстр обычно проникал извне - через шахту лифта, фюзеляж корабля и т.д. Поэтому Шуссет предлагает своему приятелю помочь завершить сценарий, на что тот отвечает согласием. Как часто бывает выход из непростой ситуации нашелся абсолютно случайно: «Я проснулся посреди ночи и принялся будить Рона, крича ему в ух о- Он вылезает из груди! - или что-то в этом роде, - улыбается О’Бэннон. Ударными темпами они завершают сценарий, по первоначальным планам приятелей, режиссурой должен был заняться О’Бэннон,уже имевший опыт работы с малобюджетными фильмами, тогда, как Шуссет планировал занять место исполнительного продюсера. По предварительным прикидкам, им требовалась сумма не менее 250.000 тысяч долларов. Прихватив с собой сценарий, парни отправляются в офис легендарного трэш-продюссера Роджера Кормана, который на тот момент уехал на съемки. Они застают там только его помощника. Бегло ознакомившись со сценарием, он сразу же дает «зеленый свет», уверив друзей, что нужная сумма будет предоставлена в кратчайшие сроки, требуется только дождаться прибытия Кормана, дабы уладить все формальности. Жизнь полна случайностей, неизвестно, что стало бы с легендарной классикой, если бы Шуссет не встретил во время прогулки по парку, своего сокурсника, работающего в крупной киностудии, которому он показал свой сценарий. Оценив потенциал проекта, парень знакомит Шуссета со своим начальством. Получив приличный бюджет и доступ к профессиональным студиям, О’Бэннон приглашает поработать большую часть команды, трудившейся, вместе с ним над «Дюной». В их число входил и гениальный художник-сюрреалист Ганс Рудольф Гигер, представивший свои наработки для дизайна монстра. Они оказались настолько экстремальными, что макеты монстров были задержаны шокированными таможенниками на границе страны, куда пришлось отправляться продюсерам проекта ради переговоров с местным начальством, для острастки продержавшего макеты на складах еще несколько дней. На этом проблемы у команды не закончились – режиссерское кресло успевают сменить уже четыре кандидата, в конце концов, его занимает малоизвестный тогда Ридли Скотт. К тому времени фильм был уже переименован в «Чужого» (Alien), так как «Звездный зверь» показался О’Бэннону слишком избитым. Молодой режиссер уже дебютировал в Европе с исторической драмой «Дуэлянты», но, будучи вдохновленным гремевшими в то время «Звездными войнами», решает работать на ниве фантастики. Не являясь большим поклонником жанра, он просматривает великое множество ужастиков, с единственной целью – понять, как можно испугать зрителя - будущее покажет, что учебный материал он усвоит великолепно.

Кроме уникальных монстров, у фильма была другая, чуть менее важная инновация - женщина в главной роли! Обычно продюсеры-шовинисты даже не рассматривали такую возможность, изредка приглашая женщин на второстепенные роли, полагая, что женщина не сможет бороться с чудовищем. В первоначальном варианте сценария Рипли был мужчиной, однако на подготовительном этапе съемок Ридли Скотт потребовал превратить его в женщину. Для хорошо известной жанровым любителям Сигурни Уивер съемки оказались делом непростым - это был ее полноценный дебют в кино, крошечную роль вида »Кушать подано», мы учитывать не будем. В самом начале съемок на лице Сигурни выступила непонятная аллергическая сыпь, из-за которой она всерьез опасалась лишиться роли, к счастью все обошлось, не без большого количества противоаллергенных таблеток. Ее героиня, как и любая женщина, оказавшаяся в мужском коллективе, вынуждена постоянно бороться за свой авторитет, терпя постоянные ужимки и снисходительное отношение с их стороны. Но, будучи сильной и энергичной женщиной, она воспринимает это как данность, не больше. Благодаря, тому, что режиссер предоставил актерам большой простор для импровизации, Сигурни удалось полностью раскрыть образ Рипли, который на экране выглядит очень естественно. Что может показаться удивительным, если вспомнить, что опыта съемок у нее был самый минимум.

Боязнь неизвестного - на этом приеме построена вся лента. Вплоть о финала режиссер будет показывать нам нечеткие образы Чужого, что открывает простор для воображения - хочется побыстрее взглянуть на него в полный рост, но до этого приходится додумывать детали самому. Ридли Скотту удается добиться главного - создать леденящую душу атмосферу, держащую зрителя в постоянном напряжении, отчего тот в нужных местах буквально подпрыгивает, получая от этого какое-то мазохистское удовольствие.

Резюмируя вышесказанное, я могу только добавить, что «Чужой» является одним из самых страшных фильмов на планете! Одного этого достаточно, чтобы поставить фильм на самое высокое место в вашей коллекции.

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 1639.

Комментариев: 1 RSS

Пожалуйста, прочитайте "Правила общения в Зоне Ужасов"

Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!