ПРОКЛЯТИЕ

Новости

Дагон. Рецензия

КиноРецензииКомментарии: 3

Творческое наследие "великого и ужасного" Говарда Филлипса Лавкрафта продолжает волновать умы и сердца даже в новом тысячелетии. Да и как иначе, ведь человечеству так и не удалось избавиться от страха темноты и бездны. То, что обитает (или может обитать) в морских глубинах, по-прежнему вызывает в нас благоговейный первобытный трепет.

Фильм "Дагон" тому прекрасное подтверждение. Это детище культового режиссера Стюарта Гордона, которому мы обязаны еще двумя довольно удачными экранизациями произведений Лавкрафта – фильмами "Реаниматор" и "Сны в доме ведьм". Гордон всегда отличался достаточно вольным отношением к литературному первоисточнику – но, между тем, его фильмы удивительно точно передавали дух и настроение мрачных творений ГФЛ. "Дагон" исключением не стал.

Молодожены Пол и Барбара путешествуют на яхте своих друзей Говарда (кто думает, что это имя выбрано случайно, пусть первым бросит в меня камень) и Вики у берегов Испании. Пол сам родом откуда-то из этих мест, но мать увезла его в Америку еще младенцем, и он, естественно, ничего о своей родине не помнит.

Во время шторма яхта налетает на риф и получает пробоину, во время этой катастрофы Вики защемило ногу, и теперь она не в состоянии покинуть яхту. Говард остается с ней, а Пол и Барбара на резиновой лодке плывут к берегу, на котором виднеется рыбацкая деревушка. При ближайшем рассмотрении она оказывается довольно мрачным местом – серые мокрые стены, узкие темные улочки, полное отсутствие каких-либо признаков жизни. После долгих блужданий молодожены слышат человеческие голоса и, идя звук, попадают в некую Церковь Дагона, где как раз проходит служба. Священник, малоприятный бледный субъект, обещает им помощь и отводит Барбару в гостиницу, а Пол тем временем возвращается на яхту. Но та оказывается пустой – вместо друзей он находит лишь залитую кровью каюту. Пол спешно плывет назад в деревню, и тут выясняется, что Барбара тоже исчезла…

Фильм полон мрака, саспенса, ужаса и неплохих (даже по нынешним меркам) спецэффектов. Главному герою в исполнении Эзры Годдена придется немало побегать по извилистым лабиринтам улиц под вечно моросящим дождем, скрываясь от уродливых монстров, в которых постепенно превращаются местные жители, поклоняющиеся древнему морскому божеству. От местного изгоя, последнего настоящего человека, Пол услышит зловещую историю этого места, а в финале узнает и жуткую, шокирующую правду о себе самом.

В основу фильма легла известная новелла Лавкрафта "Морок над Инсмутом", однако сюжету пришлось претерпеть довольно значительные изменения – так сказать, "кинематографичности" ради. Хотя самые яркие моменты книги были создателями бережно сохранены. Например, уникальная по своей напряженности и драйву сцена, в которой герой в гостинице перебегает из комнаты в комнату, закрывая каждую дверь на щеколду – и таким образом спасается от пришедших за ним людей-рыб (кстати, этот самый эпизод практически без изменений вошел и в компьютерную игру "Call of Ctulhu").

Но главный успех режиссера состоит именно в том, что ему удалось безошибочно уловить и передать неповторимую "лавкрафтовскую" атмосферу, ощущение ничтожности человека и человеческого разума перед древними и могучими силами, все величие которых нам не дано даже представить. Самое ужасное в этом кино – вовсе не уродливые "рыболюди", не отвратительные кровавые ритуалы, не погони и даже не сцена сдирания кожи с живого человека. Настоящий кошмар – то, что веками таилось в черных глубинах океана, то, что незримо присутствует в течение целого фильма, скользит мрачной тенью над всем происходящим и появляется в финале лишь на несколько секунд. Дагон.

Нужно упомянуть, что сценарий был написан аж в восемьдесят шестом году, и первоначально планировалось, что главную роль в фильме исполнит Джеффри Комбс (известный прежде всего по роли Герберта Уэста в серии фильмов о "Реаниматоре" – прим. редактора). Но в течение всех этих пятнадцати лет Стюарт Гордон просто не мог найти продюсеров для своего проекта. Ему советовали поменять людей-рыб на вампиров или оборотней, чтобы сюжет стал более понятен широкой американской публике. Но режиссер яростно отказывался пойти на такую глупость, ведь тогда пропал бы весь смысл его идеи. В конце концов, источник финансирования был найден в Испании – этим и объясняется тот факт, что действие фильма разворачивается на побережье именно этой замечательной европейской страны, хотя в оригинале проклятый город Инсмут находился в Новой Англии. Да и Комбс к тому времени уже оказался староват для главной роли, поэтому выбор пал на Эзру Годдена, который справился со своей задачей на все сто.

"Дагон" ошарашивает и пугает, отталкивает и притягивает одновременно – к нему невозможно остаться равнодушным. Безусловно, это лучшая из существующих на сегодняшний день экранизаций Лавкрафта. Всем поклонникам великого мастера и просто любителям жанра "хоррор" – смотреть обязательно!

Источник: Зона Ужасов.

Предыдущая новость
100 футов. Рецензия
In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 3 RSS

  •  White Wyrsa | 13 июня 2013

    Согласна на все сто - фильм незабываемый. Браво его творцу за то, что отстоял и выразил все свои идеи и задумки до конца, оно однозначно того стоило.

  • >Ему советовали поменять людей-рыб на вампиров или оборотней, чтобы сюжет стал более понятен широкой американской публике.

    Странно, Лавкрафт американский писатель.

    Пабло под конец и без очков становится конкретно похож на Эша. Ещё чуть-чуть и пошла-бы потеха - Дагон не устоял-бы))

  • Видно, что фильм снимал фанат, отлично знающий тему. Отличное кино

В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!