Фэнзона

Два Пеннивайза — анализ образа Зла в старой и в новой экранизации романа Стивена Кинга «Оно».

РецензииКомментарии: 0

Новое "Оно" просмотрено неделю назад, но никак не отпускает, сходил на него уже второй раз, такого не случалось со мной уже давно, ни с российским, ни с зарубежным фильмом. Фильм, так же, как роман, завораживает "мертвенным светом", втягивает в себя и уже не отпускает, в этом отличие по-настоящему хороших фильмов от жалких коммерческих поделок.

Эта статья очень личная: пока я ходил со свежим впечатлением от фильма, то замысел её созревал внутри меня, и, наконец, я решил, что, в отличии от предыдущей статьи Рапсодия убивающей пустоты, посвященной старому фильму, я сделаю сравнительный акцент на двух Пеннивайзах, что очень интересно, хотя и сложно одновременно, но попробовать сделать такой анализ просто необходимо.

Говоря об ужасном ОНО, о Пеннивайзе, нельзя отпустить тему "Клуба неудачников", ибо они действительно неразделимы. ОНО у Кинга — зло, древнее, как мир, если ещё не древнее самого мира. "Я пожиратель миров и детей", — говорит ОНО ребятам в книге и в старой экранизации. Очень, очень жаль, что в новой экранизации всяким подобным диалогам и фразам места просто не нашлось. Понятно, в киноформат, в отличие от сериального, слишком многого не вместишь и чем-то приходится жертвовать... но все равно жаль.

По поводу поедания детей, у нашего гениального фантаста, творчество которого нам ещё предстоит открывать и открывать, настолько оно многогранно, Владислава Крапивина, постоянно встречаются жуткие черные люди, противостоящие именно детям и подросткам; они будто ходячие сгустки тьмы, коснувшись которых солнечный лучик гаснет, погибает, не в силах осветить черноту их погубленных душ. В мифологии Крапивина подобные черные люди — когда-то поглощенные, съеденные тьмой дети. Сами себя они называют губители, разрушители миров. Аналогия очевидна, от нее даже немного не по себе становится. Но, к слову, Крапивинские повести были написаны значительно раньше.

Так вот, поедая именно детей, ОНО поглощает не только плоть, ОНО поедает миры, живущие внутри ребенка, а если взять взрослого, то во многих эти восторженные ребячьи миры гаснут или же вообще гибнут, что уже не так вкусно для пожирателя миров. ОНО столь загадочно и многолико, что отражения его сущностей можно толковать до бесконечности, но только лишь одно с очевидностью понятно — Пеннивайз когда-то во тьме веков точно имел статус Демиурга, возможно даже светлого. Он должен был созидать и создавать миры, но в силу каких-то причин стал разрушителем, пожирателем. Отсылки на это можно найти в самом романе. Однозначного ответа, почему это произошло, Кинг не дает, но в новом фильме я заметил одну интересную деталь, какой не было в старом: в некоторых моментах за спиной Пеннивайза бушует пламя ада, вот так вот, ни больше ни меньше! Совершенно непонятно, что хотел сказать этим режиссер, но, например, для меня, выработавшего какое-то свое особое мнение об "Оно", это просто чересчур. Я никак не могу ассоциировать ОНО ни с адом, ни с христианской догматикой, это что-то совсем иное.

Новый Пеннивайз действует напористо, идет в атаку без раздумий, используя весь свой богатый арсенал мороков и воплощенных кошмаров. Что же, конечно киноформат и новое время требуют именно такого образа, но давайте отдадим должное старому фильму и вспомним другого Пеннивайза (Тим Карри). Старый Пеннивайз не действует так нахраписто. То есть, конечно, он так же морочит, убивает, обманывает, запугивает, но не с такой неистовостью, как новый, но от этого он не становится менее страшным. Вообще, если рассудить с позиций обоих фильмов, то каждый из них хорош и страшен по своему, абсолютно по своему. Фильм девяностых годов снят в абсолютно спокойных тонах: здесь нет громких, эффектно поставленных нападений, и размеренный ритм телесериала неспешно рассказывает нам историю твари из канализации. Заваленное мусором и отбросами, кишащее смрадом жилище нового ОНО уже не оставило того отпечатка в разуме, что оставляли когда-то сцены в стерильно чистенькой канализации старого фильма. Жилище ОНО там по-настоящему жуткое, несмотря на то, что там нет ни пыли, ни грязи, ни отбросов, ничего подобного. Во время первого визита ребят в коллектор с целью убить ОНО, клоун маячит где-то на заднем плане, изредка появляется, чтобы бросить в сторону ребят запугивающие фразы. Но от этих сцен реально бросало в дрожь. В самом исходном романе сцена с первым походом Клуба неудачников в логово монстра Кингом описана ещё жутче. Тут уж без сомнений, и первый фильм, и второй по жуткости уступают книге.

Я уже упоминал, что, возможно, когда-то ОНО могло быть демиургом, неожиданную аналогию я вдруг обнаружил в нашем хоррор-кино, в фильме "Прогулка по эшафоту" (1992 г.). Семейная парочка, забредшая в лес, сталкивается с ирреальной сущностью, суть необъяснимых с точки зрения человеческой логики поступков которого ставят героев в тупик. По сути, в фильме показан то ли спятивший демиург, одержимый мыслью переделать собственное творение, то ли падший ангел, но, копнув глубже, можно смело сказать — это то же ОНО, которое, как ни старайся, ни объяснишь никак, увы.

Мертвый свет, которым Пеннивайз завораживал своих жертв, это без сомнения огни или свет того мира, откуда он когда-то явился. Для обычного земного человека такой свет смертельно опасен. Человек, смотрящий в глаза Пеннивайза, видит очертания и берега другого мира, того мира, где не действуют законы человеческой логики, откуда приходят в наш мир жуткие гости типа, например, Джиперса Криперса.

"Клуб неудачников" же одинаково удался и в том, и в этом фильме. Первый фильм я смотрел и пересматривал много раз, и эти ребята стали для меня почти что родными. В обоих фильмах великолепно переданы и чувства, и страхи, и сомнения непростой поры называемой юность, и битва с монстром, как часть этой удивительной поры. Как я уже говорил, монстр пожирает не просто детей, особый деликатес для него являют миры, которыми дети переполнены до краев. Задача ОНО — пожрать эти миры, не дать им разрастись до чего-то большего, потому что если они разрастутся до размеров вселенной, это будет гибельно для ОНО. Тварь не терпит присутствия других миров, рядом со своим, адским.

ОНО — абсолютно эгоцентричная сущность, замкнутая только на самой себе, можно сравнить его со стоячим, заросшим темной тиной болотом, наполненным ядовитыми испарениями. Недаром же с таким неистовством, что в книге, что в первом, что во втором фильме, тварь преследует Клуб неудачников; каждый из этих подростков несет в себе свой отдельный мир. Твари ненавистна мысль о том, что эти миры могут соединится в единое цельное, тогда ему точно придет конец, а он, как всевидящая сущность, конечно все видит и прозревает в том числе и свою собственную погибель…

Теперь, когда я дождался новой экранизации, понимаю, мне одинаково дороги и книга, и фильм 1990-го года и новый.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:



    В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!