Новости

Джон Лэнган. "Рыбак"

РецензииКнигиКомментарии: 5

"Рыбак" Джона Лэнгана — книга, обречённая на постоянные сравнения с "Кладбищем домашних любимцев" Стивена Кинга, хотя и, на мой взгляд, совершенно другая. Общего между двумя романами то, что они оба имеют отношение к тому, что в медицине называется "клиника острого горя", и то, что их герои пытаются исправить неисправимое, то есть вернуть погибших родных и близких, прибегая к сомнительным магическим практикам. Только если в "Кладбище домашних животных" речь идёт о, грубо говоря, магии земли, то в "Рыбаке" — о магии воды, магии чёрного Предвечного Океана, в котором плавает гигантская рыбища, или же змеища, или ещё что-то живое и огромное, то есть тот самый библейский Левиафан. И если "Кладбище домашних животных" повествует об острой реактивной депрессии, то "Рыбак", напротив, о реактивной депрессии, принявшей хроническую форму. Какой из двух этих адов лучше, а какой хуже? — да оба хуже, каждый по-своему...

Итак, это история двух вдовцов. У одного из них, рассказчика по имени Абрахам, жена умерла от рака через два года после свадьбы, у другого, Дэна Дрешера, жена и двое детишек погибли в автокатастрофе, сгорели заживо. Оба горемыки, пройдя весь ад реактивной депрессии и вдохновенные заплывы по океану алкоголя, в итоге выбрали менее разрушительное занятие для успокоения души — рыбалку, естественно, что же ещё? Причём если рассказчик, будучи старше и опытнее, как-то смог свыкнуться со своим горем (точнее, из острой формы оно перешло в хроническую, но потихоньку утихало), то вот его компаньон, оставшийся без жены и детей, оказался в куда худшем положении. И чёрт дёрнул его пойти рыбачить на Голландский ручей, который не значился ни на одной карте, и о котором уже около века шла очень дурная слава. В итоге оказалось то, что оказалось — идти рыбачить на Голландский ручей и в самом деле не стоило, а его дурная слава была чрезвычайно недооценена. То, что на его берегах периодически пропадали люди, ещё можно было списать на слабость грунта берегов и бурное течение, а вот то, что те, кто побывал там и вернулся, слышали голоса своих умерших родных и близких, на причуды гидрогеологии уже не спишешь!

Что же дальше?

Во-первых, это на самом деле рыбацкая байка. Только очень большая. Главный герой, от лица которого ведётся повествование — рыбак, и сам Джон Лэнган, автор романа — тоже рыбак. Более того, в этой рыбацкой байке встроена по принципу матрёшки и другая рыбацкая байка, более ранняя, начала XX века, которая многое объясняет и одновременно ещё больше запутывает, умножая вопросы читателя вместо того, чтобы отвечать на них.

Во-вторых, это гремучая смесь лавкрафтовского и фольклорно-мифологического хоррора, причём фольклор использован довольно экзотический — старинные мифы и суеверия американцев немецкого и голландского происхождения, библейские апокрифы, мифы эллинистического Египта, гностицизм, и так далее. В общем, смесь причудливая, пряная и взрывоопасная, мозги встряхивает знатно, а заодно и провоцирует на копание в соответствующей литературе.

В-третьих, несмотря на всю мокрую и холодную жуть (около воды — да не промокнуть, а?), это очень красивая и запредельно, пронзительно-печальная история. Джон Лэнган не испугался прослыть излишне сентиментальным, отринул прочь модный ныне напускной и не очень напускной цинизм и... правильно! — написал самую настоящую трагедию. А задача трагедии, если вспомнить определение Аристотеля — возвышение человеческого духа через ужас и жалость.

В-четвёртых, это то самое, что обычно называют словосочетанием "Gothic Americana", но применительно к литературе, а не к музыке.

В-пятых, это отличная иллюстрация того, почему именно уныние входит в тот самый библейский список смертных грехов.

Ну и... что ещё тут можно сказать? Разве что процитировать монолог Эйба, одного из героев книги:

Есть вещи, с которыми жить нельзя — независимо от того, правда они или вымысел. Нужно от них отречься. Отвести взгляд и не просто притвориться, что перед вами ничего нет, а забыть о самом факте увиденного. И о трусости здесь речь не идёт — людская душа суть хрупкая вещь, и не всякое огненное откровение идет ей на пользу. Что нам ещё остается?

Источник: Зона Ужасов.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 5 RSS

  •  Аноним | 20 октября 2018

    Спасибо за дополненную рецензию!

  • >Ждем экранизацию!

    Да, история очень, ОЧЕНЬ киношная, она так и просится на экран, но есть одно препятствие. Режиссёров, способных адекватно воплотить всё это на экране, почему-то всё меньше и меньше, а кино в целом пребывает в кризисе, из которого отнюдь не стремится уходить. А хоррор - в особенности, по нему это сильнее всего ударило.

    • а кино в целом пребывает в кризисе,

      Да не в таком уж и. "It follows", "Ведьма", "Бабадук", "Реинкарнация", "Прочь", "Экстаз" - сплошь оригинальные и отличнейшие хорроры, снятые за последние 5 лет. Какой же это кризис? Раньше, если что, тоже не сплошняком все только шедевры снимали.

В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!