УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Новости

Экзорцизмус. Рецензия

КиноРецензииКомментарии: 0

Фильмы про одержимых бесами впору выделять в отдельный субжанр вроде слэшеров, энимал-хоррора или зомби-муви. Назовем его, ну скажем, "дэвил-хоррор". На лицо все, что полагается в таких случаях - и все недостатки, и все достоинства. К недостаткам отнесем вторичность сюжета и образов. Ведь со времен "Изгоняющего дьявола" - а с момента выхода классического фильма Уильяма Фридкина минуло уже тридцать восемь лет - в этом плане ровным счетом ничего не изменилось, перевоплощения происходят лишь с отдельными героями и ситуациями. Все это мы уже не раз видели, в том числе и в таких недавних лентах как "Шесть демонов Эмили Роуз", "Последнее изгнание дьявола" или "Обряд". Вот и в испанском "Экзорцизмусе" (который больше известен как "Одержимость Эммы Эванс") мы имеем всё то же самое и все те же архетипные для дэвил-хоррора образы, как и обычно. В наличии классическое противостояние-треугольник: жертва одержимости, священник-спаситель и, собственно, демон или дьявол.

Девушка-подросток Эмма (странно, что в разных вариантах перевода фамилия девчонки озвучивается то "Эванс", то "Хоукинс", ну да не суть) живет с малолетним братом и родителями в собственном доме и постоянно конфликтует с властной и строгой, хотя и заботливой матерью. Классические проблемы "отцов и детей" выливаются в итоге в то, что Эмма готова вызвать дьявола. Оный не заставляет себя долго ждать - и вот уже Эмме мерещатся орды тараканов, а сама она начинает вести себя, мягко говоря, неадекватно. Родители девушки в мистику не сильно верят, зато у нее есть дядя, священник и экзорцист - предыдущие опыты которого в этой области, правда, закончились неудачно: ему не удалось довести обряд изгнания до конца и жертва одержимости в итоге погибла.

От европейцев мы ждали чего-то более оригинального, памятуя в первую очередь о том, как те же испанцы недурственно обновили сразу два хоррор-направления в кино - субжанр фильмов о зомби и мокьюментари - в рамках одного клевого фильма ужасов "Репортаж". К тому же уж где-где, а в Европе никогда особо не смущались по поводу переизбытка крови и насилия в кадре - а именно этого не хватало в, допустим, "Обряде".

Что ж, в этом смысле режиссер Мануэль Карбальо не подкачал: в "Экзорцизмусе" зритель не только будет шокирован несколькими по-настоящему ужасными сценами (вроде тараканов, ползающих по глазам или гибели ребенка), но и довольно глубоко познает неприятную сторону жизни подростков - тут вам и употребление легких наркотиков, и секс несовершеннолетних. Возможно именно последнее и составляет главную ценность этой картины, хотя бы и в пределах своего специфического субжанра - все-таки ничего подобного мы с вами прежде не видали ни в "Изгоняющем дьявола", ни в других фильмах ужасов про одержимых дьяволом. Кроме того, нас ждет и несколько небезынтересных поворотов-разворотов сюжета, что также стоит занести ленте в плюс.

Вполне удачным выглядит и подбор актеров. Ирландка Софи Вавасо (в 2004 году засветившаяся в "Обители зла 2") в роли главной героини выглядит почти идеально - в свои 18 лет она действительно смотрится на 15 и внешне полностью соответствует экранному образу сексуальной девицы с эталонным набором подростковых комплексов и проблем. Стивен Биллингтон, Томми Бастоу, Ричард Феликс, Джо-Энн Стокхэм также как минимум каши не портят. На правах "свадебного генерала" засветился в "Экзорцизмусе" и легендарный Даг Брэдли, классический Пинхэд из "Восставших из Ада".

К спецэффектам и гриму также особых претензий нет - помянутые уже дважды тараканы смотрятся отвратительно, но в силу того, что показаны весьма натурально, а не по причине своей "рисованности". Некоторым однообразием веет разве что от гримас девочки Эммы в моменты "приступов" - если в "Обряде" и "Изгоняющем" одержимых много и здорово гримировали, то в "Экзорцизмусе" отдали почти все на откуп актрисе, и бедняжка Софи хоть и старается изо всех сил, но в итоге все-таки просто корчит рожи. Впрочем, и рожи корчить надо уметь и Софи умеет.

И вроде бы все хорошо - но только потому, что мы еще ни словом не обмолвились о недостатках. Я бы отметил лишь парочку. Беда в том, что парочка эта преследует нас на протяжении всего фильма. Один недостаток присущ сценарию: персонажи ведут себя алогично, а диалоговая составляющая, увы, не блещет. Второй - операторская работа - еще более усиливается в результате слабой режиссуры. Ваш вестибулярный аппарат только-только отошел от знакомства с отечественным творением "Мертвые дочери"? Добро пожаловать на американские горки от Мануэля Карбальо и Давида Муньоса. Камера дрожит и трясется в течение всего фильма, а рваный монтаж еще более усиливает неприятные впечатления. Вполне вероятно, что это был намеренный ход со стороны создателей картины для того, чтобы зрители ощутили себя неуютно. Но всему надо знать меру - когда подобного рода "находки" мешают следить за историей, то идут отнюдь не на пользу. А монтаж и дрожащая камера именно мешают. В результате становится порой трудно понять логику развития событий, сцены сменяют друг друга в стиле "с бухты барахты", перемежаются неожиданными флэшбэками и производят - даже лучшие из них - к сожалению, куда меньшее впечатление, чем могли бы.

Смотреть или не смотреть - вот в чем тот вопрос, на который многие читатели этой рецензии хотели бы узнать наши рекомендации. Пожалуйста, получите: смотреть можно, но пересматривать вряд ли захочется. В целом игра не стоит свеч - то новое и оригинальное, что есть в этом фильме, нивелируется слабой режиссурой, спорным стилем операторской работы, неудачным монтажом.

Источник: Зона Ужасов.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:



    В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!