Новости

451 градус по Фаренгейту: Слабый полет красивой птицы (РЕЦЕНЗИЯ)

РецензииКнигиТВКиноКомментарии: 52

Переносить на экран всеми любимую классику, к тому же, уже имеющую одну достойную экранизацию, — дело непросто и неблагодарное. Возникает логичный вопрос: зачем? Стоило оно того?

Сразу скажу, "451 градус по Фаренгейту" 2018 года — картина небезнадежная, и ответить на поставленные выше вопросы у режиссера получается. Только звучит этот ответ как-то неубедительно.

Интересно, что до сего момента Рамин Бахрани снимал независимые и порой многослойные драмы о маленьких людях, и тут вдруг масштабная антиутопия, стильная, почти глянцевая. Да еще и с давно известным всем сюжетом:

В тоталитарном обществе будущего история переписывается, книги безжалостно сжигаются, их чтение преследуется по закону, чтобы граждане не думали и были счастливы. Во время очередного рейда по наводке информатора Клариссы "пожарные" находят невероятно большую библиотеку, и служащий Гай Монтэг из любопытства оставляет одну книгу себе. Почитав и подружившись с Клариссой, парень начинает сомневаться в правильности своей жизни.

В оригинальную историю Рэя Брэдбери режиссер привнес от себя не так уж много — лишь то, что называется приметами времени. "Пожарные" — не просто каратели, они настоящие звезды массмедиа, любимчики публики, которая засыпает их лайками, смайликами и прочими классами. Общество вообще с восторгом принимает все эти шоу с пожарами и экзекуциями над инакомыслящими. Бахрани подчеркивает, что нет никакой диктатуры, скрывающей от людей правду. Мы сами решили отгородиться от своего прошлого, носителями которого являются книги. Одним не нравился расистский "Том Сойер", другим — сексистский Хемингуэй, и вот они оба отправляются в компанию к Mein Kampf и прочей запрещенной литературе. Мы переписываем, упрощаем историю вместо того, чтобы попытаться разрешить свои внутренние противоречия, а если кто-то напоминает нам об этом — нет, ребята, это просто фейк ньюс, информационная война. Рамин Бахрани напоминает о том, как актуален этот сюжет в наши дни.

Звучит недурно, но, к несчастью, месседж при всей своей прямолинейности вязнет в приторном исполнении.

К актерам, впрочем, никаких претензий, на них и впрямь приятно посмотреть. Майкл Б. Джордан показал неплохой уровень в "Криде" и удерживает его теперь. Бывшая танцовщица София Бутелла от проекта к проекту неизменно растет как актриса, все более эффективно используя врожденную харизму. Ну, и Майкл Шеннон, настоящая глыба таланта, попросту не умеет играть плохо, да и персонаж вышел, пожалуй, самым интересным из всех. Брандмейстер Битти лишь выглядит несгибаемым "пожарным", на самом деле долгие ночи проводя за письменным столом в непростых раздумьях, а на утро сжигая все записи. При этом он будет до конца защищать антиутопию, осознанно выбирая общность, выбирая братство взамен свободе и неопределенности. Вот так, зато честно.

Визуально картина тоже производит скорее приятное впечатление. Неоновый полумрак в последнее время довольно навязчив в кино, но с ним, как говорится, все становится немного лучше. А вот сполохи пламени в слоу-мо вскоре надоедают. В разрушении есть своя притягательность, и завораживающий танец огня — лучший тому пример, но Рамин Бахрани, кажется, просто боится показать, что пламя может сделать больно, от него бывают ожоги, от него кричат. Потенциально сильнейшая сцена самосожжения одной из преступниц (шахидский пояс из книг — это круто!) выходит просто красивой — картинной, но не жуткой, не пробирающей до нутра. Так что нам приходится поверить в шок главного героя вместо того, чтобы действительно сострадать ему. Да и вообще с момента вступления на путь инакомыслия дальнейшая история воспринимается с все возрастающей скукой. Даже не прочитав ни строчки у Брэдбери, вы догадаетесь, что будет дальше. От себя Бахрани привнес не много, но вот влияние типичных голливудских сценариев тут очевидно. Поцелуй возлюбленной, финальная схватка с врагом... Зачем это? "451 градус по Фаренгейту" — не блокбастер. В том же "Эквилибриуме" упрощение сюжета в сочетании с эффектным экшеном воспринималось вполне гармонично, но тут-то создатели драму пытались вытянуть.

Знаете, я очень люблю Рэя Брэдбери и все же не считаю "451 градус по Фаренгейту" безупречной книгой, слишком уж сквозила в ней ксенофобия писателя, его страх перед технологиями. Экранизация Франсуа Трюффо тоже не была идеальной: по-европейски холодная, отстраненная, она плохо соответствовала духу романа. Зато в ней чувствовалась осторожная надежда на будущее. Рамин Бахрани не осторожничает — его надежда имеет плоть, а также клюв, перья и пару крыл. К сожалению, полет этой птицы вышел не таким красивым и сильным, как хотелось бы автору.

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 1306.

Комментариев: 52 RSS

  • Ну я так и думала. Смотреть не буду.

    P.S. Кстати, в том же «Эквилибриуме» есть сцена, где герой находит потайную комнату с запрещенными вещами и медленно идет, касаясь их рукой. Этот момент всегда казался мне очень близким по духу к произведениям Брэдбери.

  • не считаю "451 градус по Фаренгейту" безупречной книгой, слишком уж сквозила в ней ксенофобия писателя

    А что там за ксенофобия была?

    • Я имел ввиду, что для Брэдбери современный мир стремительно становился чужим, он боялся как самих технологий, так и того, как их используют: мол, если бы люди строили ракеты, то ладно, но они променяли ракеты на смартфоны. Я вот об этом страхе перед непонятным и чужим ему. Не знаю, как лучше это назвать. В "451 градусе" это ярче всего сквозит.

  • Я конечно не расист, но откуда (и в этом рассказе) тёмнокожий персонаж? Всё понимаю, США - мультикультурная страна, толерантность и все дела, но когда в каждый фильм, причём не важны времена когда/где происходят события, пихают чёрных - это немного уже злит.

    А так фильм по любому надо будет посмотреть, т.к. рассказ мне очень нравится, и тема как раз актуальна для современного времени, а фильм 1966 года слегка не дотягивает в плане динамики, чтоль.

    • Почему-то после фразы "Я конечно не расист, но..." произносится обязательно что-то расистское. :D И собственно, чернокожий персонаж там более чем уместен. Это ведь в каком-то смысле мир победившей толерантности вот как раз в таком извращенном и негативном понимании слова. Ну, а Брэдбери вряд ли был бы против, ибо он как раз всегда стоял за права афроамериканцев и нигде белый цвет кожи главного героя как-то особенно не выделял.

      • Почему-то после фразы "Я конечно не расист, но..." произносится обязательно что-то расистское.

        Это смотря как воспринимать. Я вот вижу не расизм, но вполне себе удивление. Тов. Уник вовсе не призывал сжигать негров или считать их людьми второго сорта, просто поинтересовался - почему так и когда уже это прекратится?

        • Вы так рассуждаете, будто кино по умолчанию белое, и черных актеров добавляют туда для разнообразия. Человек, который не заморачивается на эту тему, просто не обратит большого внимания на цвет кожи актера, если это вполне укладывается в образ. Возможно, это и значит не быть расистом. :D

          • Вспомнил, что когда я читал "Оно" в детстве, то Билла Денбро поначалу представлял себе темнокожим. Фигзнает почему, но его имя у меня почему-то вызывало такие ассоциации.

          • Таки-да, в большинстве случаев это так. Про это в "Саус Парке" даже целый эпизод сняли, "Шеф теряет терпение" называется. Только вот есть и обратная сторона, которую упорно отрицают либеральной наклонности пользователи - когда упорно продвигают именно чернокожих актеров туда, где они не просто не очень к месту, но порой даже там где они определенно не к месту.

            Но есть и обратная сторона, когда какой-нибудь фильм "Прочь" с чернокожими актерами является, по сути, шаблонным слэшером, но именно из-за цвета кожи актёров возводится в ранг некоего высказывания.

            Так что тема расизма нераскрыта, а вот тема обвинения в расизме - она повсюду.

            • когда какой-нибудь фильм "Прочь" с чернокожими актерами является, по сути, шаблонным слэшером

              Сколько можно-то? Ну не нравится вам "Прочь" - хрен с ним. Но зачем чушь-то про слэшеры пороть?

              • А что? Это всего лишь мое мнение?

                Или я оскорблил слэшеры, приравняв к ним "Прочь"?

                • Слэшер - поджанр со строгим набором компонентнов, законов и правил. Каким боком "Прочь" - слэшер???

                  • Так проблема в том, что я некорректно причислил "Прочь" к слэшеру или в том, что он - шаблонный триллер (или более корректный поджанр).

                    Я просто писал быстро - некогда было подбирать термины, обозвал фильм слэшером - лучше-то он от этого все равно не стал.

                    • Я не собираюсь обсуждать фильм "Прочь" здесь. Хотите его обсуждать - запостите свои мысли в Фэнзоне или сходите на страницу фильма.

                      • Так суть была не о фильме, он лишь в качестве примера приведен (пусть даже с ошибкой в поджанре).

                        • Ну а я про ошибку в поджанре написал, а не про фильм.

                          • Блин, сообщение так и не отправилось.

                            Смысл в том, что суть не о поджанре (пусть даже он и с ошибкой указан), а о более глобальном явлении. О чем я, собственно, и уточнял.

            • Эк вас несет-то, батенька! Обратная сторона обратной стороны. :D

              • Да нет, не несет. Это проблема как есть.

                Можно любить Уэсли Снайпса, Эдди Мерфи, Сэмуэля Джексона и сонм драм, спародированных в "Не грози южному централу..." - и ничего. Но стоит сказать, что Финн в "Звездных войнах" - потный негр, который не в тему, плюс играет плохо - и вот ты уже расист.

                • Но стоит сказать, что Финн в "Звездных войнах" - потный негр (...) - и вот ты уже расист.

                  Именно так. Вы и есть расист, если заявляете нечто подобное.

                  Допустим, вы - русский. Вам было бы приятно прочитать, что "вы грязная русская свинья"? Наверное, нет. Вполне возможно, вы бы подумали, что человек, который пишет такие вещи о русских - русофоб. Так почему вы считаете нормальным писать подобное о людях другой расы?

                  Одно дело - критиковать ярый "антирасизм", вырождающийся в "расизм наоборот". Но это вот не делает "традиционный расизм" чем-то нормальным или хорошим.

                  • Прошу прощения, а что конкретно расистского в этом высказывании? Слово "негр"? В русском языке оно не несет негативного окраса и обозначает лишь людей негроидной расы. К тому же оно относится к одному единственному конкретному персонажу, которого подали именно как потного (вспомним трейлеры).

                    Так что давайте не будем выдавать желаемое за действительное и начнем оперировать фактами, а не домыслами.

                    • Вы в негативном ключе высказались об актёре, подчеркнув в качестве "недостатка" именно его расу, которая никакого влияния ни на его игру, ни на канон книги-первоисточника не имеет. Именно поэтому ваше высказывание откровенно расистское.

                      • Я про Финна из "Звездных войн" разговор веду в этой ветке (в качестве примера), а не про сериал.

                        И с чего вы взяли, что недостаток именно в том, что он негр? Имела место констатация факта, а так называемые "не-расисты" тут же решили, что это укор и неприязнь.

                        Вы можете объяснить свою позицию: почему вы видите при слове "негр" именно негативную реакцию?

                        • Вы сказали "потный негр", явно указав на расу человека в негативном смысле. Для меня, как для русского человека, было бы оскорбительно прочитать что-то типа "грязный русский актер, которому не место в кино про Францию" - вне зависимости от того, место этому "русскому актеру" или нет, подобное высказывание оскорбительно.

                          • Где негатив в этой фразе, кроме как в вашей голове?

                            • Я ответил на ваш вопрос. Советую ничего не писать больше про мою голову.

                              • Это образное выражение, подразумевалось "В ваших мыслях", "С вашей точки зрения", "По вашему".

                                [удалено модератором]

                                Строго запрещены и караются удалением комментариев и аккаунта:

                                2. ЛЮБОЕ хамство, включая "скрытые полунамеки" и насмешки в адрес администрации сайта;
    • Эмм, после такого высказывания вы именно что расист, просто не так понимаете это слово.

      И где в книге указывается цвет кожи главного героя? И даже если бы он указывался, то какое он значение имеет для сюжета?

      • Эмм, после такого высказывания вы именно что расист, просто не так понимаете это слово

        По вашему, недовольство конкретным негров в конкретной роли - это расизм?

        • Именно он самый. Потому что предпосылок к недовольству ноль - сюжет книги НИЧЕМ не противоречит любой расе главного героя.

          • Миль пардон, я книгу не читал, аргументировать не могу.

            Но что тогда насчет высказываний Джоан Роулинг, что Гермиона - тоже негритянка, ибо обратного нигде не указано. И что насчет каста "Тёмной башни" с Идрисом Эльбой? И Тень из "Американских богов", который похож на чернокожего, но не так явно, как в касте.

            • Мы сейчас не об этих конкретных случаях говорим.

              • Ну я в общем-то. Можно, конечно, свести разговор на нет тем, что не об этих случаях говорим, но как тогда найти истину?

            • Но что тогда насчет высказываний Джоан Роулинг, что Гермиона - тоже негритянка, ибо обратного нигде не указано.

              А что еще она могла сказать? :) Стивен Кинг тоже защищал решение сделать Роландом Идриса Эльбу. Подозреваю, что у них на то свои причины, не оправдывающие нелогичность происходящего. То, что у Гермионы белый цвет кожи, прямо не говорится. Если мне не изменяет память, в тексте присутствуют моменты, когда она «покраснела/побледнела», как это может быть применено к негроидной расе - затрудняюсь ответить. При этом в ГП есть темнокожие персонажи (Дин Томас, Анджелина Джонсон и др.), и в тексте об этом написано (хотя прямые цитаты сейчас привести не могу). И в экранизации этих персонажей играют именно темнокожие актеры, а Гермиону - Эмма Уотсон.

  • Вот никогда не считала себя расисткой, а сейчас задумалась. Если в книге особо не описывается внешность героев, и дело происходит в России/Европе/США, по умолчанию я представляю человека с европейской внешностью. Если действие происходит в Африке, в племени туземцев и тд, само собой первым делом я представляю людей с другим цветом кожи. Если в Азии - азиатов, и тд.

    Про экранизации последних лет действительно складывается впечатление, что имеет место

    пихание везде где только можно негров, в качестве либо какого-то искупления за их угнетение

    Чернокожая Гермиона в пьесе ГП, чернокожий Роланд в ТБ вызывают у меня неприятие, так как в книгах и Гермиона бледнела/краснела, и Роланд был явно европейцем. Причем, что самое интересное, и в ГП, и в ТБ есть чернокожие персонажи, но в тексте это прямо обговаривается.

    Если я увижу, например, экранизацию «Преступления и наказания», где Раскольникова будет играть негр, а Настасью Филипповну - японка, я такую экранизацию всерьез не восприму. Потому что если в жизни цвет кожи роли не играет, то менять сформировавшиеся литературные образы нелепо и неуместно, ИМХО.

    книгу «451 по Фаренгейту» я пока не читала, поэтому не могу сказать, насколько уместен такой выбор героя в фильме. фильм «Я - легенда», кстати, нравится мне больше книги (ее я прочитала позже), но там и помимо цвета кожи ГГ сюжет перекроен так, что по сути это 2 разных произведения.

  • Пользователь Джулиан Слинк удален.

    Никакая свобода слова не может служить оправданием расизму, гомофобии, сексизму и т.п. вещам. Отныне мы вынуждены ввести в Зоне Ужасов строгие правила, касающиеся общения в комментариях.

    • Пользователь Джулиан Слинк удален.
      Никакая свобода слова не может служить оправданием расизму, гомофобии, сексизму и т.п. вещам. Отныне мы вынуждены ввести в Зоне Ужасов строгие правила, касающиеся общения в комментариях.

      А на неудобные Вам вопросы так и не ответите?

      Супер.

      Не ожидал я конечно такого на этом портале.

      Какая крутая тирания.

      • Анатолий, вам русским языком написали причину бана.

        • А я и не про бан.

          Вопрос был о совершено другом.

          • На ваш вопрос я вам уже отвечал. Я уже ранее участвовал в дискуссиях на тему "расизма наоборот", более того - я сам такие дискуссии инициировал здесь на сайте. Примеры:

            http://horrorzone.ru/page/igru-prestolov-i-vlastelin-kolec-obvinjajut-v-rasizme - раз

            http://horrorzone.ru/page/dozhdalis-pervyj-oficialnyj-trejler-temnoj-bashni - два

            ------

            Я, лично я не одобряю ЛЮБОЙ расизм и дискриминацию. В том числе я НЕ одобряю те случаи, когда актеры получают роли из-за того, что у них "правильный" цвет кожи (не важно - белый, черный или какой-то еще).

            • Я, лично я не одобряю ЛЮБОЙ расизм и дискриминацию.

              Это иронично, учитывая, что бан за иное мнение - по сути та же дискриминация.

              • Если бы я банил людей за то, что они не согласны с моим мнением в чем-либо - здесь бы давно уже вас не было. И много кого еще.

                • Я понимаю. Только не подумайте, что я троллю, я всего лишь выражаю свое мнение, которое отличается от вашего.

  • Прошу прощения, что вообще подняла эту тему. Просто, наболело. Уже не в первый раз вижу подбор актёров, так скажем, не совсем соответсвующий. Фильмы, в которых именно так, перечислять нет смысла. Некоторые уже названы здесь, кстати.

    Да, я также думала о том, что автор какого-либо произведения, по которому снят фильм впоследствии, не уточнял цвет кожи. И да, это было удивление. Очередное.) Спасибо за понимание, Ро3Т!

    Просто, видимо, я слишком серьёзно воспринимаю книги/произведения (особенно те, что мне понравились)...

    Жаль, что одного пользователя даже пришлось удалить администрации...

Пожалуйста, прочитайте "Правила общения в Зоне Ужасов"

Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!