Новости

Фильмы ужасов и греческие трагедии

РазноеКомментарии: 1

Фильмы ужасов, по мнению критиков, чуть ли не низшая ступень развития искусства. Странно, что те же критики превозносят трагедии античных классиков и пьесы Шекспира - они ближайшие родственники фильмов ужасов, что я и намерен доказать.

О чем, по сути своей, повествует большинство хороших ужастиков? На этот счет было высказано немало мнений, рискну добавить к ним свое. Еще Стивен Кинг (а мы ведь доверяем Кингу, когда речь идет об ужастиках?) писал, что ужасы - один из поджанров фэнтези. Окей, вернемся чуть дальше во времени и выслушаем Джона Толкина - человека, с книг которого современная школа фэнтези началась. В одной из своих теоретических работ он писал, что лучшие волшебные истории повествуют об опасных странствиях человека на границе со страной Эльфов. Это очень близко к тому определению ужасов, которое я хочу предложить: ужасы повествуют о фатальных последствиях столкновения человека с нечеловеческим. Вдумайтесь: не об этом ли, к примеру, большая часть произведений Лавкрафта? Его герои внезапно обнаруживают, что мы не одни во Вселенной и наши соседи в лучшем случае равнодушны - а в худшем враждебны людям. Это же формула подходит для фильмов о вампирах, зомби, оборотнях - даже если они были людьми раньше, теперь они уже являются чем-то нечеловеческим и враждебным людям.

При этом (вот он, отзвук греческих трагедий) большинству злых сил фильмов ужасов совершенно плевать на виновность жертвы. Мать Джейсона убивает не тех вожатых, из-за которых погиб ее сын, а вообще всех, попавших под руку. И так же поступают Джейсон, Майкл Майерс, да любой зомби - никто из них не спрашивает грешен ли ты, нарушал ли пост и причащался ли - они просто бьют тебя по голове. Твоя вина в том, что ты попался на пути рока, воплощением которого и стал Майкл Майерс - или зомби. И наше сочувствие жертвам базируется именно на этом - мы тоже могли бы стать жертвой рока, потому что ему плевать на вашу невинность. Может быть, отчасти в этом притягательность ужасов на домашнем видео - мы в любой момент властны остановить руку убийцы. Мы обретаем власть над роком, который так пугал нас раньше.

Но дело даже не в этом: катарсис, проистекающий от нашего сочувствия жертве и нашего бессилия ей помочь - он-то как раз и делает нас духовными родичами греков, которые следили за гибелью Эдипа. Ведь, по нашим представлениям, он не знал, что убивает отца и спит с матерью - а значит невиновен. Но вот только греческим богам плевать на его незнание, как Джейсону плевать, что не из-за этих подростков он утонул в озере.

И обратите внимание - в большинстве других жанров, не говоря уж о хваленом интеллектуальном кино, мы не найдем реализации этой схемы. Единственной способной приносить настоящий языческий катарсис.

Источник: Зона Ужасов.

Темы этой статьи
Следующая новость
Если бы "Оскар" вручал я...
In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 1 RSS

  • Имхо, надуманного много. И упрощено многое.

    Допустим, в фильмах про Джейсона, в классических слэшерах и джиалло фишка зачастую не в катарсисе и сопереживании героям, а в отождествлении зрителя одновременно с убийцей и с жертвой.

    Насчет рока - вроде и верно, но насчет того, что те же Джейсон и Ко убивают беспричинно - не совсем. Для жанра ужасов наоборот важную роль играет мотив убийства, как некоего наказания за чью-то вину.

В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!