БЛИЗНЕЦЫ

Новости

Фильмы ужасов. Итоги и Перспективы

РазноеКиноКомментарии: 27

Данная статья является своеобразной аналитической запиской - дополнением к ранее опубликованному сводному рейтингу фильмов в жанре ужасов. Там приводились сугубо количественные изыскания за 2017 год, а теперь, после оглашения результатов главной кинопремии года, можно порассуждать о тенденциях и перспективах развития, а также угрозах жанру в кино.

Сразу оговорюсь, что нижеследующие наблюдения и умозаключения являются крайне субъективными и не претендуют на истину в последней инстанции. Проявите милосердие.

Как уже отмечалось в рейтинговой статье, жанр однозначно находится на своем пике. Так, минувшему году мы обязаны появлением кассового рекордсмена с лицом страшного клоуна "Оно", темнокожего жанрового лауреата премии Оскар в категории "лучший оригинальный сценарий - "Прочь", а вдобавок жанрово родственную "Форму воды" в качестве лучшего фильма года.

Впрочем, не спешите впадать в эйфорию. С вершины горы, если это действительно вершина горы, есть только один путь - вниз, а золотая статуэтка вполне может стать могильным памятником в конце этого пути. И вот почему…

Хоррор традиционно является одним из самых демократичных в кино как с точки зрения финансовой составляющей (истории успеха "Ведьмы из Блэр" или "Паранормального явления"), географического и жанрового бэкграунда создателей (триумфатор этого года "Прочь"), так и с точки зрения использования табуированных тем: сексуальная и расовая агрессия, каннибализм, расчлененка, а также возможность делать на этой органике обобщенные социальные высказывания с выходом, что важно, на широкую аудиторию. По сути, ужасы всегда были своеобразным клапаном, через который можно было "стравливать" повышенное давление отдельных настроений в обществе.

Без преувеличения обласканный критиками и зрителями "Прочь" является точным попаданием в конъюнктуру, подтверждением чему служит Оскар. Однако столь успешное высказывание может сыграть злую шутку и грозит обернуться своеобразным жанровым троянским конем, способным надолго опломбировать политкорректностью вышеуказанный клапан. Автором произведения о гнусной эксплуатации черных представителями белой либеральной элиты является афроамериканец, дебютант, да еще и комик. Не хочется множить теории заговора, но как говорит персонаж отечественного хоррора: "Совпадение? Не думаю!"

Первым (1) напрашивающимся трендом, который будет в ближайшие пару лет жанровым "маст хэв" в свете успеха "Прочь", а также недавних сексуальных скандалов и политической полемики, является мощный социальный посыл. Моя внутренняя баба ванга предсказывает, что нас ожидает целое нашествие "униженных и оскорбленных" представителей меньшинств всех мастей и нелегальных мигрантов, а женщины всегда будут исключительно "в белом".

С другой стороны, конъюнктуру можно и нужно использовать в свою пользу как это более элегантно сделал Дель Торо с "Формой воды", а то и вовсе дерзнуть и поманипулировать ожиданиями: только представьте в роли протагониста белого гетеросексуального мужчину, которому приходится противостоять чернокожим злодейкам с гомосексуальными наклонностями, обвиняющих его в сексуальных приставаниях - в ноздри ударил резкий запах треша!

А нет ли здесь приоткрывшегося окна возможностей для киношников из страны с репутацией, традиционно идущей против мейнстрима? При безусловной политизированности, Голливуд - это все-таки прежде всего бизнес, и если будет изгой, способный привлекать интерес, а значит и генерировать прибыль, то есть и шансы на успех. Если говорить серьезно, не смотря на прошлогодние успехи "Невесты", которая даже попала в топ лучших экспортных продуктов, у нашей индустрии просто банально нет критически необходимого количества продукции в этом жанре, чтобы попытаться заполнить перспективные ниши.

Из менее пессимистичных тенденций стоит отметить (2) существенное падение (наконец-то!) интереса к жанру "найденных пленок" или "мокьюментари" со стороны зрителей, а значит и серьезных производителей. Впрочем, несколько преждевременно констатировать смерть эпилептической камеры, хотя бы из-за низких финансовых рисков производства и потенциальной маржи в случае успеха. Все-таки, очень мало инструментов позволяют получить сотни миллионов выручки на вложенные несколько десятков тысяч.

Еще одним явным итогом прошлого года (3) явилось очевидное обращение к 80-ым. Вопреки заявлением отдельных отечественных жанровых продюсеров о пагубности ностальгии по карпентеровским нетленкам и призыву к поискам новых идей, фабрика грез, напротив, вполне себе успешно эксплуатирует не только форму, но и дух того периода: кроме вполне очевидных успехов "Оно" или "Пустоты" можно сослаться на смежную телевизионную отрасль с "Очень странными делами", да и "Прочь" имеет вполне себе восьмидесятническое воплощение. Я думаю, что по крайней мере в текущем и следующем году эта волна будет ощутима в жанре и очень надеюсь, что она нам подарит новых "Нечто" и "Чужих", а то наконец-то и Лавкрафт получит адекватное воплощение на большом экране.

Из тематик, которые стали актуальными в жанре в прошлом году выделяется пожалуй (4) тема оккультизма и культов. Целый ряд заметных фильмов имели успех и наверняка эту нишу попробуют развивать и дальше.

Уже отмеченная присущая Голливуду практичность всегда находила свое воплощение в технологизации творчества: структуры построения историй, элементы воздействия на зрителя и поиск успешных шаблонов, которые потом возводят в Абсолют до полного выхолащивания, обусловливают два следующих аспекта прошлого года.

Выпуск аж четырех жанровых хитов одной студией "Блумхаус" в течение одного года ("Сплит", "Прочь", "Счастливого дня смерти" и "Ублюдок") свидетельствует о том, что (5) продюсерам компании удалось нащупать некий "шаблон успеха", который будут теперь изучать и всячески копировать.

А в качестве долгосрочной перспективы этого процесса рискну сделать самый дерзкий прогноз - это (6) скоропостижная гибель сверхуспешной хоррор-рецептуры Джеймса Вана. Дабы не навлечь ужасающего гнева со стороны читателей, я не буду приводить конкретных аргументов - пусть это "пророчество" останется на моей совести в качестве "пука в вечность".

Следующим заметным трендом, который, наверное, не стоит эксклюзивно привязывать к прошедшему году, является (7) мощный всплеск качественного короткометражного кино в хоррор и сай-фай жанрах. Стоит упомянуть все релизы Oak Studios Нила Бломкампа, а также узко жанровый проект Элая Рота при поддержке уже упомянутого Джейсона Блума - Crypt TV.

Пока сложно сказать, как это будет монетизировано и будет ли вообще, но как некая жанровая лаборатория в контексте ломающих структуру восприятия YouTube'а и Instagram'а это весьма интересно.

Кстати, о технологиях, (8) пугающие (как все новое) технологии «Блокчейн», «Искусственный Интеллект», «Биг Дата и алгоритмы» и т.д. вполне видятся как возможные актуальные темы ближайших лет. AI - платформы, управляющие значимыми для нас аспектами жизни через алгоритмы обработки больших данных и бессилие обычного человека в борьбе с индифферентными монстрами нового тысячелетия. Обреченность. Некоторые лавкрафтианские мотивы.

Ну, а если этот пункт, который является заключительным в этом обзоре, разбавить переживаниями белого гетеросексуала из первого пункта, то вот вам и готовая формула успеха для сценарной заявки. И да, творите Ужасы, а не войну!

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 901.

Комментариев: 27 RSS

  • Посмотрим, как всё будет.

  • Make Lovecraft, not Warcraft.

    А насчет Вана - лучше бы конкретизировать. Читатели (по крайней мере, в моем лице) склонны агриться на недомолвки, нежели на конкретику.

    • lovecraft - warcraft - круто. надо футболку будет заказать такую ))) про вана частично ответ есть в тексте: даже самая эффективная схема в конце концов поедает саму себя. по ощущениям (это все очень субъективно) ван-стайл как раз подошел к этой черте и кассовые успехи только лишьнее тому доказательство на самом деле. думаю, что справедливость моих слов можно будет проверить уже в 2019 году.

      • Думаю, вы рановато их хороните, еще 2-3 года я бы дал)

      • А вы об этом. Я думал, конкретно о Ване. А схемы все со временем изживаются и требуют пересмотра.

        По теме модных трендов, кои чреваты: на КП новость выложили, что Пил (который "оригинальный" сценарий "Прочь") пишет сценарий для сериала "Страна Лавкрафта". И там ужасы расовой сегрегации обещают вперемешку с наследием Говарда Филиппа.

        Вопрос в том, каких ужасов будет больше?

        • бедняга расист лавкрафт наверное в р'льехе перевернулся: чернокожий ! комик ! пишет по мотивам его произведений ))))

          • А он прям таки расист был?

            Я прост не в курсе. Может, просто дитя своего времени?

            • не, он прямо махровый такой расист был. пару лет назад в литературном хоррор мире был сканадл в этой связи с одной из традиционных жанровых наград в виде бюста лавкрафта. да, он вообщем особо не скрывал, хотя на тот момент это было вполне себе нормкально. но все таки:

              На сотворение негров

              автор Х.Ф.Лавкрафт

              Когда встарь Боги Землю создавали,

              Юпитера обличье Человеку дали.

              Вслед сотворили меньший ранг зверей –

              Но непохожи вышли на людей.

              Связать с людьми, исправить сей изъян,

              Замыслили с Олимпа Боги план:

              С людской фигурой тварь изобрели,

              Порок вложили, негром нарекли.

              • Олимпийские боги - расисты? Срочно отменить Олимпийские игры.

                ЗЫ: А вообще-то я думаю, это скорее веяние времени. История, как-никак.

                • ну, тут момент такой неоднозначный с одной стороны, согласен, а с другой стороны своеобразием эпох оправдывают и гитлера некоторые. не так давно был на вднх на выставке по истории россии, дак там про ивана грозного прямо так и написано практически, что сына дескать он не убивал, а жестокости приписываемые либо выдуманы, либо были в рамках нравов той эпохи, да и народ в целом очень положительно относился к зверствам. Шикарно!

                  • Про Иоанна IV, есть мнение, просто мнение неверно сложили в силу ангажированности чьих-то интересов.

                    А так называемые "зверства" народ вполне мог воспринимать как нечто положительное, буде направлены они супротив смуты в дворянском сословии. Начни сейчас коррупционеров показательно расстреливать на благо родине - народ точно поддержит инициативу.

                    • концептуально-философски согласен, да. однако, не уверен, что готов согласиться с тем, что это отменяет факт зверств. так и гитлера можно оправдать германию таки он вывел в лидеры за очень короткое время при мажоритарной поддержке населения.

                      • Вы приравниваете Ивана Грозного к Гитлеру?

                        Вообще-то не обязательно оправдывать, можно просто учитывать факторы, приведшие к...

                        • я не приравниваю, а провожу аналогии. как бы то ни было, думаю лавкрафт был бы не в восторге от джордона пила, да и кино он особо не чевствовал.

                          • Я на всякий случай уточнил, а то споры на тему исторических личностей - весьма популярная дисциплина специальной олимпиады.

                            А по поводу Лавкрафта и Пила: любой человек из другой эпохи многое бы воспринял в штыки и не понял бы. Но печально не это, а то, что вместо мистики и стилистики Лавкрафта, нам продадут ещё одну политически выдержанную агитку на тему бедных угнетенных народностей. Возможно, такую же унылую и шаблонную, как и "Прочь".

                            • абсолютно не согалсен. Прочь - хорошее кино. Ладно скроенное с небанальным концептом. Успех вполне заслужен даже за минусом коньюнктуры. оскара, конечно, не заслуживает по честному, но фильм и так не затерялся бы. ну и вообще сделать актуальное выскзывание не так и просто как кажется. а то многие тут заявляют, что оскар получить легко - надо просто про гомиков и черных сделать фильм. Ну, дак сделайте - в чем проблема - получите оскар, но как-то не выходит... и вот эти обвинители в коньюнктуре оскаровских лауреатов идут даже клепать фильмы про ментов, что ровно такая же коньюнктура только у нас ))))

                              • Вот видите, даже вы в обсуждении фильма скатились в конъюнктуру, а не в достоинства самого фильма (коих и нет).

                                • Да пусть продают что хотят. Хорошее кино снимается и будет сниматься. Другое дело, что для каждого своё кино хорошее. Вот "Другой мир" - глупый фильм, но я считаю его хорошим, потому что стиль шикарный. "Прочь", может, тоже чем-то цепляет. Или не цепляет, зависит от человека.

                                  • Я не называю "Прочь" плохим фильмом. Это как раз добротно снятый фильм. Только переоцененный за контекст в лице автора, прошлых скандалов и тенденций.

                                    • А давайте дадим ему шанс. Пройдет проверку временем или не пройдет?

                                      • Если вы не желаете обсуждать конкретные достоинства и недостатки фильмов - не влезайте в разговор что ли. Это уже второй раз на моей памяти, когда вы, вместо адекватного обсуждения, сводите все к проверке временем.

                      • Контекст эпохи все-таки имеет значение.

  • Насчет Вана я не согласен, в пользу чего говорят как раз сборы "Оно" и "Аннабель 2". Это другая схема, не как у Блума, но по факту - рабочая тоже. А опыт Блума специфичен, там не каждый под это подпишется, хотя попытки были ("Одержимая" 12-го года).

    А за материал спасибо, со многими вашими выводами мое мнение так или иначе коррелирует.

Пожалуйста, прочитайте "Правила общения в Зоне Ужасов"

Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!