УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Новости

Ганнибал (сериал). Рецензия ЗУ, сезон 1

РецензииКиноКомментарии: 4

Для телевизионного, сериального мира 2013 год знаменуется, среди прочего, завершение "долгоигравшего" шоу имени Декстера Моргана. С ума сойти - с 2006 года в течение восьми сезонов (завидное долголетие для телевизионного шоу) "Декстер" собирал массовую зрительскую аудиторию у малых экранов, ставя рейтинговые рекорды, выведя в настоящие звезды Майкла С. Холла и Дженнифер Карпентер, став настоящим явлением современного ТВ и доказав всем, насколько популярным может быть сериал, главным героем которого является маньяк и серийный убийца. В каком-то смысле "Декстер" просто ознаменовал собой новую золотую эру хоррора и триллера на телеканалах.

И вот король... не то, что умер - король ушел. Заведомо было объявлено, что восьмой сезон шоу станет последним и что в истории маньяка, убивающего других маньяков, будет поставлена точка.

В связи с чем уже в 2012 году заокеанские телевизионщики всех мастей начали активно разрабатывать сразу несколько амбициозных проектов, центральными персонажами которых должны были стать "серийники". Почти сразу определились три "кита", на которые явно делались крупные ставки боссами кабельных сетей и телестудий: большие бюджеты, состоявшиеся знаменитости на главных ролях... "Мотель Бэйтсов" с Верой Фармига в роли мамаши молодого Норми Бэйтса - того самого, что убивал заезжих девиц в великой классике Альфреда Хичкока "Психо". Кевин Бейкон и Джеймс Пьюрфой в сериале Кевина Уильямсона (создатель франчайза "Крик" и хитового шоу "Дневники вампира") "Преследование" (a.k.a. "Последователи"). И - чуть ли не главный маньяк в истории кинематографа - доктор Лектер собственной персоной в сериале "Ганнибал".

Последний всерьез вознамерился заткнуть за пояс всех конкурентов. Об этом говорили многие факторы, как-то: никаких тестов пилотными эпизодами - студия сразу выкупила полный комплект серий всего первого сезона; у "руля" проекта встали известный продюсер Брайан Фуллер и режиссер Дэвид Слэйд ("Леденец", "30 дней ночи", а также одна из частей сумеречной саги); кастинг шоу по праву можно назвать самым богатым на известные имена среди всех новинок телесезона - Лоуренс Фишбёрн и Джиллиан Андерсон как постоянные участники, Лэнс Хенриксен и другие заслуженные люди в качестве "гостевых звезд".

Нельзя сказать, что мистер Фуллер и его команда ничем не рисковали. Сомнений была масса. Начнем с того, что в основу сериала лег первый роман Томаса Харриса о Ганнибале Лектере, "Красный дракон". Проблема в том, что книга эта уже дважды экранизировалась, как и все остальные романы о докторе. То бишь абсолютно любой зритель уже заранее так или иначе знал, чем все в итоге закончится: доктор попадет в клинику для особо опасных душевнобольных преступников, Уилл Грэм и Джек Кроуфорд останутся живы-здоровы, репортер Фредди Лаундс будет убита Фрэнсисом Доллархайдом - и т.д., и т.п. Как сохранить серьезную интригу при таком раскладе?..

Во-вторых, Энтони Хопкинс создал настолько идеальный образ маньяка в шедевральном "Молчании ягнят", что сам оказался заперт в ловушке этой роли. Всякий раз, когда мы видели Хопкинса в кино - неизбежно вспоминали доктора Лектера. И всякий раз, когда имя Лектера где-либо встречалось - мы неизбежно вспоминали оскароносного сэра Энтони. По вполне понятным причинам (и возраст, и статус) Хопкинс ну никак не мог появится в сериале, чтобы в очередной раз воплотить на экране Ганнибала.

В-третьих, создатели шоу пошли на дополнительные риски, внеся довольно серьезные изменения не только в историю взаимоотношений Уилла Грэма и доктора Лектера, но и в характеры персонажей, знакомых читателям и зрителям. Фредди Лаундс из противного толстого мужика превратился в очаровательную женщину. Джек Кроуфорд сменил цвет кожи. Уилл Грэм из хладнокровного интеллектуала, тонко понимающего мотивы серийных убийц, перешел в разряд неуравновешенных невротиков, стал отчасти аутистом, обладающим, к тому же, едва ли не экстрасенсорными способностями.

Наконец, в-четвертых, "Ганнибал" стал весьма жестоким и кровавым телесериалом, превзойдя по этим показателям, пожалуй, всех своих конкурентов.

С учетом всего этого, риски Фуллера, Слэйда и Ко были громадные. И поначалу, когда шоу не делало особых рейтингов, казалось, что парни близки в провалу.

По счастью, всего лишь показалось. Пусть в какой-то момент судьба сериала и висела на волоске - особенно, когда отдельные локальные телесети в отдельных штатах начали отказываться от демонстрации шоу по причине его жестокости. То есть "в-четвертых" все-таки сыграло определенную негативную роль. Но не более того!

Потому что во всем остальном создатели сериала угадали. Мадс Миккельсен и Хью Дэнси в ролях Ганнибала и Уилла составили мощнейший дуэт, прекрасно дополняя один другого. Совсем не похожий внешне на Хопкинса Мадс был столь же холоден, беспощаден, изощрен и извращен, как "настоящий" киношный доктор Лектер, а главное - глаза, взгляд Ганнибала из сериала до безумия схож с мертвыми, лишенными эмоций глазами Лектера-Хопкинса. Полным антиподом доктору стал Уилл Грэм - даром что вроде как устремленный в первую очередь внутрь себя самого человек, он предстал перед зрителями вечно метущимся, мучающимся, преследуемым кошмарами и болезнями человеком с очень тонкой душевной партитурой, на которой доктор Лектер играл в течение всего первого сезона, как на пианино.

Джек Кроуфорд и Фредди Лаундс добавили актерскому ансамблю еще больше харизмы и яркости. Вместе эта четверка затмила собой большинство других участников развивающихся событий - ни доктор Чилтон, ни помощники Кроуфорда, ни даже многие маньяки, появлявшиеся в том или ином эпизоде, сравниться с Уиллом, Джеком, Фредди и самим Ганнибалом не могли.

К слову о маньяках. Большой бедой подобного рода сериалов стал определенный избыток этих последних. Те же "Последователи" во многом погорели из-за того, что всевозможные убийцы и психи в каждой серии валились со всех сторон чуть ли не пачками, в то время как главный маньяк торчал в своей камере и ничего не делал, а только болтал с умным видом. Все это добавило шоу абсурдности и, в итоге, быстро прискучило зрителям. "Ганнибал", как казалось в какой-то момент, рискует наступить на те же грабли. Но, во-первых, большинство местных маньяков оказались вполне самодостаточны, весьма необычны и интересны сами по себе. А во-вторых, ближе к финалу побочные сюжетные линии с расследованиями деяний отдельных личностей, пусть даже и ярких, были оставлены в стороне, внимание зрителей концентрировалось уже вполне конкретно на незримом противостоянии доктора Лектера и его пациента.

Воздать должное Фуллеру сотоварищи следует и за то бережливое внимание, с которым они отнеслись не к букве, но к духу книг Томаса Харриса и их лучших экранизаций. За это можно простить многочисленные вольности с сюжетом. Проще простого ведь было сделать из Лектера этакого милого помощника ФБР, который да, где-то там кого-то сам убивает, но в общем и целом добросовестно способствует поиску и поимке других убийц. Подобный подход был бы и понятен, и даже простителен, ведь мало кто ждал, что в сериале появится истинный Лектер, монстр с интеллектом насколько мощным, настолько же и ужасающим. Телевидение же...

На деле создателям шоу как раз удалось главное - явить миру Ганнибала именно таким, каким тот и должен быть: жестоким, изощреннейшим садистом, способным выкрутится из любой ситуации любителем тонких психологических игр, которые чудовищно трансформируют психику любого сталкивающегося с доктором человека. И вот именно здесь нельзя было обойтись без того самого насилия, что так не понравилось руководству отдельных телевизионных вещателей в США. Не потому даже, что доктор Лектер обязан был кого-то жестоко убивать - в конце концов многие преступления вполне могли остаться и за кадром. Но, лишив нас целого ряда эффектно обставленных сцен смерти и мучений, создатели могли бы убить тот самый "дух", ту самую атмосферу мрачного, жестокого триллера, которой обладают лучшие фильмы о Ганнибале и такие эталоны жанра как "Семь" Дэвида Финчера.

Удивительное дело - впервые в истории в число такого рода образцов для подражания в жанре триллера может попасть телевизионный многосерийный фильм. Если, конечно, мистер Фуллер, мистер Слэйд и компания не уронят планку во втором сезоне. Начали они за здравие.

Источник: Зона Ужасов.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 4 RSS

  • Вот странное у меня к этому сериалу отношение. Начал смотреть с удовольствием, а потом как-то выпал из графика - и не чувствую особого желания возвращаться к просмотру. Вроде бы, и претензий к нему никаких не было, а не тянет.

  • Согласен на все 100% - сериал отлично снят и прекрасно подан зрителю, а игра актеров безупречна. Единственно, что мне не понравилось (кстати, как и в "Мотеле Бэйтсов"), это перенос действия истории в наше время. Не знаю как у кого, но у меня это вызывало некоторый "визуально-ассоциативный" дискомфорт.

    • Ну, все-таки времена Ганнибала далеко не так удалены от наших дней, как "Психо". Так что лично мне это не мешало. В минусы я бы занес провисание сериала в середине, где Эдди Иззард хреновенько играл того же Лектера в клинике: тут и самоповтор унылый какой-то, и актер, имхо, скорее для комедий подходящий, чем для подобных ролей.

В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!