ПРОКЛЯТИЕ

Фэнзона

Хеллоуин: праздник удался (?)

РецензииКомментарии: 4

Владимир Кузнецов "Венецианская маска"

Недоумение вызывает и рассказ Владимира Кузнецова. Причем здесь, как и в случае с "Поединком" Михаила Киосы, всё шло хорошо ровно до определенного момента.

Сначала о хорошем. Безусловно, видна скрупулезная работа по достоверному описанию реалий той эпохи. Вонь Венеции, вкупе с ее туманами, мрачными инквизиторами и яркими маскарадами переданы с максимальной достоверностью. Докопаться сможет разве что какой-нибудь совсем ученый муж. Как всегда в рассказах Кузнецова в наличии авторский стиль, податливо приспосабливающийся под конкретные рассказы, в которых автора затрагивает различные исторические эпохи, но не теряющий общий дух мистической тайны. Наличие тайны приближает "Венецианскую маску" вплотную к жанру детектива, упор в повествовании на розыск таинственного колдуна закрепляет жанровые условности. И вот тут автор попадает в ловушку. Если рассматривать рассказ как детектив, то это довольно неряшливый детектив - присутствует всего один ложно осужденный, встреча с душегубом происходит в лоб, да и раскрытие загадок не производит интереса. Однако и в качестве мистического ужаса рассказ также неубедителен, ведь на протяжении всего текста саспенс, атмосфера ужасного не нагнетались. Вышло так, что "Венецианская маска" пыталась усидеть на двух стульях, но ей это в итоге не удалось.

Наиль Измайлов "Обмен веществ"

Данный рассказ и вовсе ужасен - в худшем смысле этого слова. Безобразная композиция не выглядит сколь-нибудь оригинальной. Авторский прием с числительными создает, конечно, динамику, однако развязка с демоном Блисом в итоге смотрится не как логическое завершение истории, а как не пришей кобыле хвост, простите. Не совсем ясна идея произведения - в чем она? Что автор хотел сказать? Неинтересно следить за этим экономико-мистическим триллером про нефть, который почему-то в конце становится некоей философской притчей о взаимоотношениях Рая и Ада. Честно говоря, жуткий винегрет, хотя я не страдаю, как читатель, любовью исключительно к легким, незамысловатым текстам. Но здесь усматриваю промах автора, больно уж он перемудрил.

Михаил Павлов "Рудник"

В нужную колею возвращается сборник с рассказом Михаила Павлова. Отличный слог, в духе storytelling, который тут и уместен. Хорошая атмосфера - не понаслышке знаю про умирающую с каждым годом Воркуту, ее суровый климат и загнивающую жизнь. Жаль, что в концовке все умерли, можно было и избежать жанровых условностей. Из многих рассказов сборника "Рудник" по-настоящему пытается напугать, что тоже не оставило равнодушным. По сравнению с другими рассказами Павлова в серии ССК это произведение отмечу как новую планку для автора - пока что это лучшее, что я у него прочитал. Не оставляет равнодушным главный герой, Рудник, что является безусловным и большущим плюсом.

Дмитрий Козлов "Последний бой Дениса Давыдова"

Удачный рассказ, комбинирующий слэшер и XIX век (кажется, не первый такого в сборнике, не правда ли?). Опять же, заслугой автора посчитаю то, что ему удалось увлечь меня, как читателя, который в принципе слэшеры не переваривает, хоррор-боевики тоже. Однако гусарский запал Давыдова как-то и меня сумел увлечь, отчего я переворачивал страницу за страницей, болея за бравого генерала. Подобные рассказы я считаю довольно удачными пародийными экспериментами по совмещению жанровых клише. Это вовсе не означает, что я захочу перечитать когда-нибудь этот рассказ, - все-таки мне больше по душе мистика и психологизм. Но я не могу не отметить не только драйв, но и умеренность в описании мяса. Висящие гирляндами кишки никогда бы не сумели привлечь мое внимание.

PS: особенно умилителен абсолютно штампованный момент, когда Давыдов оказывается во всеоружии в замке детей Вяльняса и учиняет расправу над семейством Анастасии. Смеялся от души)

Дмитрий Тихонов "Ряженый"

Довольно бескомпромиссный рассказ Дмитрия Тихонова, в котором жестокую расправу учиняют над детьми. Атмосфера на высшем уровне, пробирает до жути. Сбивает с толку наличие в тексте отдельного фрагмента, посвященного сну Глеба, когда он упал в обморок. Честно говоря, не понял, что этот фрагмент тут делает, и если его выкинуть, не думаю, что от этого рассказ много потеряет. А так, наконец-то мне попалось произведение Тихонова, после "Свиноголового", которое мне по-настоящему понравилось. Как бы крамольно это ни звучало, но ни "Беспросветные", ни "Книга Скорби", ни даже многим полюбившаяся "Гарь" меня совсем не зацепили, но об этом речь уже совсем в других рецензиях.

Владислав Женевский "Атеист"

А вот здесь вновь противоречивые чувства возникли при прочтении. При всей моей любви к книгам, к историям, в которых есть еще и подтекст, в данном рассказе подтекст от меня совершенно ускользнул. И даже христианские мифологемы, которые мне понятны и близки, ведь я с большим удовольствием изучал эту тему, не сыграли тут в полную силу. понятное дело, что здесь мы сталкиваемся прежде всего с образами-аллюзиями, но некоторые из них я совсем не опознал. Не понятно, хотел ли автор создать притчу о злом человечестве, порочном настолько, что своими грехами затмило самого дьявола. В общем, в конце осталось много непонятых моментов. То ли я не так эрудирован, как хотелось бы, то ли Владислав всё же не проработал текст, чтобы он выглядел более цельным в глазах читателя. Спорить и настаивать на своем не буду.

Следующий пост
Семейное дело
In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 4 RSS

  • Пока еще не прочитал рецензию целиком, но сказанное про свой текст должен откомментировать. Дело в том, что в "Мосте" тролль как таковой и не появляется. В свое время на сей счет я специально интересовался у ныне, увы, уже покойного Влада Женевского - понятно ли из текста, что тролль в нем совсем не факт, что тролль сколько-нибудь реальный, и получил однозначный ответ "да".

    Меня этот вопрос интересовал, он был для меня важен, т.к. я задумывал именно не тролля, а некое олицетворение. И писал именно так. Посмотрите, если есть возможность, этот рассказ - там нигде тролль не появляется однозначной фигурой, нет. Там персонаж видит что-то, смахивающее на хвост, видит некую огромную тень, которая "словно вырастает из другой тени - моста". В финале появляется и исчезает гигантская лапа, "словно сотканная из тумана". И когда раздается голос, то ни разу не сказано, что говорит тролль. Даже наоборот. Те слова, что вы приписали троллю, в рассказе говорит Мост.

    Разумеется, я оставлял читателям возможность додумать. На самом примитивном уровне можно понять как буквальное появление тролля. Но это только вот на таком, самом примитивном уровне, по самому же тексту очень много "маячков" (начиная уже с названия рассказа), которые позволяют трактовать его иначе.

    Также я вынужден отмести обвинения в излишнем морализаторстве. Во-первых, Савельев мог не возвращаться на это место. А в том, что он вернулся - не виноват никто, кроме него самого, ни тролль, ни кто-либо еще. А во-вторых, я бы поостерегся утверждать, что Мост (или пусть даже Тролль) представляют собой Зло.

    В общем, печально, что вы не поняли этот рассказ, но в данном конкретном случае, опираясь на то, что многие читатели его как раз поняли, я делаю вывод, что это не моя вина, как автора.

  • Дочитал всю рецензию. И, увы, опять же очень со многим не согласен. Да, вкусовщина у вас превалирует абсолютно над всем остальным - такое впечатление сложилось. По крайней мере, N раз упомянутое "я люблю психологический ужас" и навязчивое "я бы убрал, переписал, написал", что звучат рефреном, как мне показалось, говорят именно об этом. Я понимаю, что вы сами пишете и что вам, возможно, на ваш вкус хотелось бы что-то изменить в том или ином тексте, но все-таки эти рассказы писали не вы, а другие люди, у которых свои вкусы.

    • Кто ж спорит) Вкусы у всех свои. Но пока я всё же останусь при мнении и про назидательность в некоторых рассказах, и про прямолинейные ужасы, лишающие читателя возможности самому додумать картину страшного.

      Что касается "Моста", тут я апеллирую всегда к правилу "если вы можете быть неправильно поняты - вы будете") Не то чтобы я так отмазываюсь, но понял я текст ровно так, как о нем написал в отзыве, что-либо новое добавить не могу. Здорово, что есть читатели, которые поняли именно так, как надо, и их больше, чем один такой я.

  • Уже и забыла,что рецензии можно на подстраницы разделять.вообще такого не помню.Скоро сама буду рецензии писать.А вот подстраницы не везде нужны,пора их отменять.Сама эту не читала,но во многом согласна.

В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!