ПРОКЛЯТИЕ

Новости

РЕИНКАРНАЦИЯ: Материнство — это жертва Сатане (РЕЦЕНЗИЯ)

РецензииКиноКомментарии: 26

Вчера в российском прокате появился хоррор "Реинкарнация", и если вы действительно любите кино — не советуем пропускать этот фильм. Да, несмотря на то, что жанровая принадлежность картины определена очень четко, речь сейчас идет о кино вообще. Потребительское отношение, правда, придется оставить дома: режиссер и автор сценария Ари Астер опирается в своей работе на признанную классику, однако соответствовать зрительским ожиданиям даже не собирается. И это здорово.

Начинается история с похорон. У главной героини Энни Грэхэм умерла мать, но особой скорби ни она, ни ее родные не ощущают. Уже во время панегирика становится понятно: это была непростая женщина. Собственно, и весь портрет почившей Эллен мы создаем почти полностью с чужих слов. Или точнее, со слов дочери. Сама того не желая, она становится рупором с того света.

У Энни есть муж и пара детей, есть большой и очень уютный с виду дом, есть мастерская, в которой она создает миниатюрные реконструкции событий из собственной жизни, помещений, зданий. Впереди экспозиция в галерее. Да и все это небольшое семейство, кажется, достойно собственной выставки: никаких ссор, слез, только мягкая взаимная забота. Вместе с тем с первых секунд фильма нас не покидает ощущение тревоги, и оно оправдано, ведь вскоре боги покажут смертным, насколько хрупка их рукотворная идиллия.

Упоминая горделивого Геракла, не обращающего внимания на знаки судьбы, режиссер четко дает понять, что все происходящее на экране есть древнегреческая трагедия, а ее герои — лишь безвольные пешки в таинственных и беспощадных играх вышних сил.

Стивен Грэхэм, отец семейства в исполнении замечательного ирландского актера Гэбриела Бирна и не пытается делать вид, будто контролирует ситуацию. Он психиатр, и его главное оружие — это наблюдение. Ну, и антидепрессанты. История утаивает подробности знакомства Энни с супругом, но учитывая обилие душевнобольных у нее в роду, выйти замуж за специалиста — это даже логично.

Сама Энни на первый взгляд кажется вполне уравновешенной женщиной. Лишь на сеансе групповой терапии, который она посещает в тайне от домочадцев, героиня позволяет себе раскрыться чуть больше. И там по покровами личности дочери нас встречает властная и непонятная мать. Даже без всякой мистики ее присутствие продолжает ощущаться в жизни Энни. Вскоре героине придется столкнуться совсем с другими заботами, с другими потрясениями, однако говорить она будет только о матери. Или, скорее, роптать, как ропщут на богов, что не дают смертным выбирать себе судьбу и оставляют неясным свой великий замысел, если таковой вообще есть.

Роль Энни исполняет Тони Коллетт, и справляется она с этим великолепно. Образ получился ярким, глубоким и неоднозначным. С этой дамочкой вообще нужно держать ухо востро, ведь из ее рта то и дело вылетают новые подробности, которые нужно знать для понимания сюжета. Никаких флешбэков — только слова героини. Но можно ли ей верить? То она признается, что чувствует вину, то возлагает ее на других. А ближе к финалу, превратившись в параноика, Энни и вовсе не вызывает доверия, хотя мы уже знаем, что говорит-то она правду.

Питер, сын Стивена и Энни, поначалу производит впечатление не слишком значительного персонажа, если не сказать лишнего. Но как можно понять по трейлеру, с ним связаны одни из самых страшных сцен в ленте, да и для сюжета он оказывается ключевой фигурой. Двадцатилетний Алекс Вулф свой "Золотой глобус" еще не получил, но играет вполне достойно киношных родителей. Его герой не лишен изъянов, но именно ему проще всего сопереживать в этой истории.

Ну, и наконец Чарли. Девочка-гоблин с прекрасными голубыми глазами. Она была бы чертовски милой, если бы не была такой жуткой. Юная Милли Шапиро уже добилась успеха на Бродвее, но хочется думать, что и в фильмах ужасов мы ее еще увидим. Потому что, черт побери, здесь мне ее не хватило!

Кроме того, стоит подробнее рассказать о самом доме, в котором обитают Грэхэмы. Просторный, многоэтажный, внутри он оказывается довольно мрачным. И не забывайте, что в одной из комнат стоит точно такой же дом, только маленький, игрушечный. Эта рекурсия подрывает наше чувство реальности, напоминая, как смехотворны человеческие попытки созидания, насколько зыбко ощущение надежности родных стен и семейных уз. Все это можно разрушить так же просто, как если бы оно было сделано из папье-маше. Жизнь уподобляется хаосу, она может и птичью голову приделать к телу игрушки, просто потому что та оказалась под рукой. Впрочем, голова в итоге все равно найдет нужную шею — наверное, это неизбежно.

В фильме вообще много интересных символов, повторяющихся элементов: огонь, муравьи, треугольники... И осторожно! Под конец все это закрутится в бешеной сатанинской пляске! Картина держит в напряжении с самого начала, изобретательно и лихо пугая зрителя время от времени, но именно финальное шоу сорвет вам башню! Ну, или не вам. Кое-кому точно сорвет. И вам это понравится. Завершается фильм, как и должно греческой трагедии, все основные части которой сопровождались хоровым пением. Подводятся итоги, и коммос, плач скорби, перетекает в религиозный экстаз.

"Реинкарнация" — неуютное кино, которое заставляет собой любоваться. Виртуозная операторская работа, превосходный нервирующий саундтрек — все это туго вплетается в почти идеальное полотно. Синтезируя сюжеты "Изгоняющего дьявола" и "Ребенка Розмари", фильм становится гротескной извращенной метафорой о том титаническом грузе поколений, что мы несем на своих плечах. Люди умирают, но продолжают жить в своих детях, и это не всегда хорошо. Это может быть страшно.

Материнство — это жертвоприношение. Так гласил один из промо-роликов "Реинкарнации". Красиво, архаично и чудовищно. Понимать эту фразу, оказывается, можно по-разному. Кому именно приносится жертва? Что ж, если историю пишет Ари Астер, то это может быть жертва Сатане.

Источник: Зона Ужасов.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 26 RSS

  • Господи, я чуть не разревелась на сеансе от страха. Давно такого не было.

  •  Аноним | 8 июня 2018

    Какая шикарная рецензия. Но разве вам жалко поставить пятерку? Это больше походит на роспись в собственной неуверенности, скажу прямо. Если полотно почти идеальное, то почему "почти"?

    • Да, я не совсем уверен в оценке и вообще их не люблю. Очень хочется пересмотреть "Реинкарнацию" в оригинале и в одиночестве (без неуместных смешков из зала), чтобы окончательно определиться с впечатлениями.

      •  Аноним | 8 июня 2018

        Ок. Просто в рецензиях, которые я читаю в интернете, часто не хватает смелости, за что я их не люблю. Зато придираются к мелочам, которые, бывает, просто высосаны из пальца. Увы, я и у вас такое встречал.

        • Понятия не имею, что значит нехватка смелости в рецензии. Ну, а мелочи бывают разные. Тут предметно нужно обсуждать.

          •  Аноним | 10 июня 2018

            Почему бы не назвать кино шедевром и современной классикой, если это так и есть? (Я не знаю, так ли оно есть.) Почти никто этого не делает. Да, это еще нужно уметь разглядеть.

            •  Аноним | 10 июня 2018

              На скобки не обращайте внимания, это не в тему. Речь вообще о рецензиях.

            • Почти никто этого не делает.

              На то они и шедевры, что часто не появляются.

            • Рецензия - это анализ произведения, а не просто навешивание какого-то ярлыка. Мне кажется, я достаточно подробно разобрал здесь "Реинкарнацию", чтобы обойтись без клеймения шедевральностью. :)

              •  Аноним | 10 июня 2018

                Да, и очень здорово. С точки зрения анализа все круто. Но все равно не хватает чего-то. Я долго пытался понять, чего, и это: более точного вывода. Это если смотреть именно с позиции анализа, отбросив ярлыки в сторону. Вы пишете: материнство может быть жертвой Сатане. Но что это значит, по-вашему? Это же просто мысль, но она мне не близка и не вызывает эмоций, а вы их не даете.

                Если бы вы написали про это кино, что это шедевр - эмоций было бы море. Но если рецензия - это анализ, то с какой целью? Не вызвать ли эмоции у читателя? Это ведь тоже творчество.

                • Ну хочется вам вешать ярлыки "шедевр" или ставить 5 баллов из 5 возможных - пожалуйста, кто против. Почему кто-то другой должен делать также, если он, например, не считает "Реинкарнацию" однозначным шедевром и "5 из 5"?

                  •  Аноним | 10 июня 2018

                    Пожалуй, что так. Сама рецензия хорошая, просто мне не хватило более, так сказать, широкого вывода. И я считаю это недостатком.

                    •  Аноним | 10 июня 2018

                      Вообще, да, это моя ошибка, что я указывал, как писать. Считайте, что я просто указал на недостаток рецензии.

                • Вас в какие-то дикие степи опять унесло. :D Я как рецензент просто говорю о фильме, не рекламирую его и уж точно не стараюсь вызвать у читателя какие-то эмоции. Фильм с этим сам справится, а мы тут пытаемся разобраться, как и зачем он это делает. К слову, я и в обычном творчестве не заморачиваюсь по поводу того, какие эмоции кто там испытает от моей писанины. :D

    • я согласен с автором, там есть "почти". посмотрите сами.

      •  Аноним | 8 июня 2018

        Да, конечно, посмотрю и пойму, каков этот фильм для меня лично.

      • Предполагаю, что это "почти" со временем исчезнет в восприятии. Ну, или вылезет и будет выпирать. Все баги в "Реинкарнации" - скорее фичи. Коля Иванов жаловался, например, что мы слишком многое узнаем из уст героини Тони Коллет, но с другой стороны, очевидно, что Ари Астер делает на это упор, то есть неспроста ввел такую особенность. Под конец меня напрягала истеричность героини, однако она ведь и не должна нравиться зрителю. Короче, для меня многое решит пересмотр дома и в оригинале (дубляж, кстати, немножко коробил). К примеру, после пересмотра "Прочь" я убедился, что финал на шутливой ноте сильно сбивает меня с толку, а так тоже была бы вполне себе идеальная картина.

        • > Под конец меня напрягала истеричность героини

          В начале фильма на похоронах она заявляет, что мать (бабка) ненавидела, когда лезут в её личную жизнь и отвечала так, что у вопрошавших всякая охота спрашивать отпадала. Я в связи с этими истериками подумал, что бабка в неё вселилась... но это бы было слишком просто.

  • это одна из сильнейших картин десятилетия

  • Только что с сеанса. Фильм однозначно must see! Точная формулировка про неуютный фильм, тревожно-давящая атмосфера передана великолепно. По воздействию сравнимо с "Ребенком Розмари" пополам с "Ведьмой" в конце испытывал те же чувства. Надо ещё переварить конечно.

  • Посмотрела фильм в день премьеры. Ну идеальный фильм, но есть для меня личное "почти", которое упомянуто выше - слишком мало Милли Шапиро. Она просто шикарна, да и напоминает мне девочка не гоблина, а, скорее, мини-версию Элизабет Мосс.

  • Реца хорошая, фильм буду смотреть

    • Посмотрел. Отличный фильм! Прям вызывает эмоции. Про рецензию я уже забыл, но при просмотре аналогия с книгой "Ребенок Розмари" возникла именно из-за ощущения безысходности, беспомощности, обречённости перед силами превосходящими человеческие. Отличная игра актёров. Всё ждал, когда же фильм скатится в банальность и предсказуемость и так и не дождался. Звук щёлканья ртом даже меня засталял материться. Короче в коллекцию однозначно!

В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!