Новости

Хореография ужаса: "Одержимая" Анджея Жулавски

КиноРецензииКомментарии: 1

Пересказывать психоделический сюжет фильма, скандальную историю съемок и дистрибуции, психоаналитические и политические подтексты не буду, об этом можно прочитать в Википедии. Меня, как и всегда, будет интересовать эстетическая сторона.

Если принять мнение Стивена Кинга о том, что существуют три главных формы хоррора - ужас, страх и отвращение - то об этом фильме можно сказать, что он их совмещает, образуя некий идеальный хоррор. Какие средства использовал режиссер для создания такой картины?

С точки зрения композиции сюжет выстроен идеально, по всем канонам жанра. Начинается все с обычной семейной драмы. Затем начинаются какие-то странности, алогичные и необъяснимые: страшные истерики, двойники, звонки ниоткуда и ни от кого. Их количество становится все больше, а сами они все страшнее. Наконец, мы узнаем разгадку - и она оказывается еще более жуткой, чем весь необъяснимый трэш, который она объясняет. В конце ужас только нагнетается, катарсиса не происходит: монстр побеждает. Этот эффект усиливается сменой точки зрения: если в основном мы воспринимаем фильм с точки зрения мужа и жены, то концовку - с точки зрения ребенка, остающегося наедине с новыми родителями-чудовищами. Если верить Стивену Кингу, любой хороший фильм ужасов должен вернуть нас в детство - к состоянию чистого незамутненного восприятия, чистого ужаса. Здесь это происходит благодаря мастерству композиции.

С жанровой точки зрения фильм также интересен тем, что соединяет два основных сюжета любого хоррора: детектив (основной способ построения сюжета фильма ужасов начиная с эпохи немого кино) и мелодраму (распространенный сюжет хорроров начиная с 30-х годов, с фильмов студии Юниверсал). Наконец, в жанровом отношении это также соединение бодихоррора и психохоррора. В результате весь фильм может прочитываться и как метафора психоза, и как изображение реального сверхъестественного ужаса. Фильм цепляет нас целой серией страхов: политических (распад государства и шпиономания), социальных (распад семьи), психологических (распад личности), сексуальных (страх мужчин перед беспредельной женской сексуальностью и страх женщин перед властью мужчин). Лишь ближе к концу к этой серии страхов добавляется сверхъестественный ужас в виде чудовища (от создателя "Чужого"!), которое появляется в контексте, вызывающем и сильнейшее отвращение, как и страх, нарастающее по мере фильма за счет бытовых и телесных деталей (грязь, неопрятность персонажей и т.д.).

Несмотря на весь трэш, угар и содомию, фильм можно посмотреть хотя бы за то, что я назвал "хореографией ужаса". Актеры не играют, а скорее танцуют безумный балет. Камера не просто движется, она тоже танцует не менее авангардные танцы со странными ракурсами, смещениями и кружениями. Движение в кадре и движение рамок самого кадра ни на минуту не прекращается, горизонт качается и заваливается, зум и движение камеры то синхронизируются, то входят в контрапункт, монтажный ритм плавно ускоряется и замедляется, а к концу становится просто бешеным. Намек на балет есть и в сюжете самого фильма - этот эпизод выпадает из общей канвы сюжета, но намекает на то, что пытается делать режиссер.

И конечно, фильм необходимо переводить как "Одержимость" (Posession), ведь одержимы здесь не только все персонажи, но и камера, и даже в монтаже поселился бес.

Источник: Зона Ужасов.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 1 RSS


В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!