ПРОКЛЯТИЕ

Новости

Хроника. Рецензия

КиноРецензииКомментарии: 0

Загнивающий Запад научил нас, помимо прочего, описывать фильмы методом ужасно спешащего пиарщика, по простейшей формуле A=B+C. Воспользовавшись этой формулой, художественный фильм "Хроника" можно описать в двух словах как "Хранители встречают Монстро" или (чуточку иной вариант) как "Кэрри встречает Репотраж". Это "реалистический" взгляд на тему суперменов, поданный в модной стилистике мокьюментари. Идея сама по себе неплоха, недурна и ее реализация - особенно если учесть, что для режиссера Джошуа Транка, как и для сценариста Макса Лэндиса (обоим по 26 лет), это дебют в полном метре. Вместе с тем в бочке меда есть и пресловутая ложка дегтя, которая, надо сказать, портит весь кайф от просмотра.

Мы знакомимся с Эндрю (хорошая роль Дэйна ДеХаана), неудачником-изгоем с полным набором неприятностей как в личной жизни (тяжело больная мать, пьющий отец, злые соседи), так и в школе (издевательства однокашников, отсутствие настоящих друзей, вечный страх и обреченность на девственность). Эндрю покупает себе видеокамеру и будто бы сливается с ней. Когда единственный его друг, изучающий философию (Шопенгауэр, Платон) двоюродный брат Мэтт замечает, что наш герой будто бы прячется за камерой, используя ее как барьер между собой и окружающим его миром, Эндрю откровенничает: "Может быть, мне и нужен такой барьер".

Оказавшись на вечеринке, Эндрю снимает всех вокруг, получает в нос от бойфренда одной из танцующих девушек и в расстроенных чувствах покидает мероприятие, чтобы погоревать над своей незавидной судьбой вечного парии в одиночестве по деревом. Здесь его и находит школьный спортсмен и кандидат в президенты школы, темнокожий Стив. Оказывается, Стиву понадобилась камера, потому что он с друзьями нашел на пустыре поблизости какую-то дыру в земле, из которой время от времени доносятся необычные звуки. Когда наплакавшийся Эндрю со Стивом приходят к таинственному провалу, там их поджидает только Мэтт - прочая молодежь отправилась веселиться дальше. Втроем парни спускаются вниз. Точнее, делают это, не смотря на панические возражения Эндрю, двое его пьяных знакомых, а он просто вынужден последовать за ними. Внизу они обнаруживают непонятный тоннель, в конце которого брезжит свет, но свет явно необычный (возможно, неземной? - фильм не дает нам ответа на этот вопрос). Когда ребята начинают изучать источник света, то активируют некие силы, камера отключается, а когда съемка стартует, мы узнаем, что у троицы появились сверхчеловеческие способности.

Что будет, если несколько обычных школьников нежданно-негаданно превратятся в суперменов? Ничего хорошего, если коэффициент умственного развития на троих будет равняться (не смотря на Шопенгауэра и прочее) ай-кью Бивиса или типичного персонажа молодежного фильма ужасов - то бишь будет гораздо ниже среднего. Вряд ли Джошуа Транк и компания хотели показать своих героев настолько тупыми, но в итоге получилось именно так, и это очень сильно портит общее положительное впечатление.

То, что поначалу парни используют свои новые возможности для мелкого хулиганства и озорных шуточек (задрать юбку у стоящей в десятке метров от них девчонки, переставить машину с одного места парковки на другое) - в этом, конечно, есть своя логика. Но согласитесь, что весьма странно выглядит, когда человек, цитирующий мыслителей с мировым именем, искренне недоумевает, когда друг говорит ему, что можно бы сделать и что-то большее, чем кидать силой мысли камешки в воду. Таинственная дыра в земле оказывается засыпана, когда парни возвращаются на это место, но никому из них не приходит в голову силой мысли разобрать завал, хотя они уже научились левитировать предметы, а немногим позже и самих себя. О том, что его новые возможности могут помочь ему спасти мать, Эндрю вспоминает лишь когда та уже находится при смерти, а до этого максимум на что его фантазии хватает - это поотрывать лапки паучку или силой мысли повернуть родительницу с одного бока на другой. Ну а когда парнишка решается-таки добыть денег на лекарства для мамаши, то делает все настолько глупо, мелко и невпопад, что заканчивается затея просто дичайшим провалом и трагедией.

Да, с логикой у героев огромные проблемы и именно это является самым главным, решающим недостатком фильма. В остальном все очень и очень хорошо. При бюджете в 12 миллионов долларов картина радует спецэффектами - они значительно лучше, чем в том же "Монстро", их довольно много, а некоторые сцены оставляют просто неизгладимое впечатление. Нельзя не оценить стремление создателей картины насытить ее психологизмом - в этом смысле "Хроника" больше является серьезной драмой, чем сугубо развлекательным кино и в наших глазах это явный плюс. Особенно удачно проработан образ Эндрю, по сути - нам наглядно показывают как обозленный на весь мир затюканный неудачник превращается в маньяка-социопата. Если старушка Кэрри, обнаружив в себе способности к телекинезу, реализует их для мести однокашникам за издевательства и насмешки, то Эндрю подводит все это под некое подобие философии, свойственной именно серийным убийцам: начинает мнить себя высшим существом, "альфа-зверем". Неудачный сексуальный опыт, семейные проблемы и издевательства над животными - все то, что обычно бывает исходными посылками в формировании личности маньяков вроде Чикатило и Дамера, присутствует и в жизни Эндрю, поэтому его преображение в монстра вполне реалистично и соответствует общей концепции этого кино. Другое дело, что создатели явно хотели вызвать в нас жалость по отношению к бедняге, но, кажется, перегнули палку и сделали его скорее просто жалким, нежели вызывающим наше искреннее сочувствие. Трудно искренне сопереживать человеку настолько трусливому, глупому, безвольному и внутренне злобному. Да, нельзя одобрить отца, который избивает Эндрю, но отчасти его можно понять - у него умирает жена, все деньги уходят на лекарства для нее и на выпивку, а сыночек все время где-то шляется, пропадает, да еще и откровенно врет папаше. В этом плане самая важная сцена всего фильма, как нам представляется, - когда отец сидит у койки пострадавшего по собственной глупости сына в больнице. Когда мужчина ревет - Эндрю не реагирует, находясь в беспамятстве. Но когда искреннее горе родителя превращается в ярость по отношению к сыну, которого (в общем-то, не без оснований) отец винит в смерти жены - от тогда у Эндрю окончательно "сносит крышу", а сам Эндрю начинает уничтожать все и всех вокруг. Учитывая, что к этому моменту на счету героя-антигероя уже немало погубленных, в том числе совершенно ни в чем не повинных человеческих жизней, понять и простить ему то, что он творит, трудно.

Два других "супермена", Мэтт и Стив прописаны не столь тщательно и являют собой ходячие (иногда летающие) штампы: умнеющий на глазах, перевоспитывающийся и меняющий жизненные приоритеты рубаха-парень и типичный школьный лидер, душа любой кампании. Тем не менее, симпатии наши явно на их стороне, так как оба, не смотря на очевидную глупость того, как они используют появившиеся у них сверхвозможности, сохраняют в себе человечность и ни разу не заставляют усомниться в своей положительности. Как ни странно, но это идет в разрез с общим смысловым посылом картины. Нам вроде бы хотели показать, что если дать обычным мальчишкам способности супергероев - ничего путного из этого не выйдет (как в "Хранителях", да). На деле же выходит, что два обычных парня остаются хорошими ребятами (один даже становится лучше, чем был), а единственный из троицы юноша не совсем обычный изначально (как мы уже заметили выше, предпосылки к превращению Эндрю в социопата имелись задолго до того, как у него появились телекинетические навыки) быстро идет по нисходящей и деградирует от забитого неудачника до состояния безумного и всесильного идиота.

Да, "Хроника", к сожалению, оказывается фильмом не идеальным - хотя имела потенциал стать просто шедевром или как минимум культовым кино на все времена. Но и неудачей, провалом, отстоем ее никак нельзя считать. Во-первых, чисто с технической точки зрения она снята очень и очень хорошо. Мокьюментари здесь ближе именно к "Репортажу" и "Монстро" - то есть за всей внешней псевдо-документальностью постоянно чувствует умелая рука оператора и режиссера. За счет того, что персонажи частенько левитируют саму камеру, в ленте не так уж и много раздражающей "трясучки", ракурсы и планы бывают весьма художественны и необычны. Спецэффекты достойны всяческих похвал, игра актеров - на уровне. Во-вторых, фильм заставляет задуматься как во время просмотра, так и по окончании, что возносит его выше стандартной голливудской продукции. Что же касается логических ляпов и нелепостей, то, увы, приходится с этим смириться. Ложка дегтя портит сладость меда.

Источник: Зона Ужасов.

Предыдущая новость
ХОДЯЧИЕ МЕРТВЕЦЫ. Сезон №3
In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:



    В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!