ССК 2018

Новости

Иди и смотри - "Прочь" (РЕЦЕНЗИЯ)

РецензииКиноКомментарии: 0

Безумно интересно посмотреть за тем, как выступит в российском кинопрокате фильм ужасов переквалифицировавшегося в режиссеры афроамериканского комика Джордана Пила "Прочь" (Get Out).

С одной стороны, в США эта лента стала сенсацией: кассовые сборы с лихвой превысили сборы другого недавнего жанрового хита, "Сплит" М. Найта Шьямалана и к настоящему моменту составляют уже 173 миллиона долларов; плюс к тому, картина вызвала бурный восторг у критиков, получив неимоверно высокий средний рейтинг на ресурсах вроде Rotten Tomatoes. Классик жанра, создатель знаменитого "Изгоняющего дьявола" Уильям Фридкин назвал фильм Пила "великим фильмом ужасов". В общем, кино понравилось решительно всем: зрителям, критикам, мастерам жанра.

С другой стороны, многие считают, что успех "Прочь" в США связан в первую очередь с тем, что на него валом пошла афроамериканская аудитория. Оказалось, что среди темнокожих - много фанатов жанра, и "Прочь" сумел выманить их в кинотеатры. Собственно, ни сам Пил, ни продюсер Джейсон Блум и не скрывали, что их картина затрагивает тему расизма. Насколько актуальна она может быть для российской аудитории? На сей счет имелись сомнения. В том числе и поэтому далеко не сразу было принято решение вообще выпустить "Прочь" в театральный прокат в России. "Сплит", с которым "Прочь" все время сравнивают не смотря на то, что это совершенно разные фильмы на совершенно разные темы, пользовался в наших краях большой популярностью (без малого 570 миллионов рублей кассы на данный момент), что стало сюрпризом. Повторит ли фильм Пила успех картины Шьямалана хотя бы отчасти?..

Будем надеяться, что да, просто потому, что "Прочь" - лучше, чем "Сплит". И я не шучу. С 6 мая фильм демонстрируется в ограниченном числе кинотеатров в режиме "предпоказа", а в широкий прокат выйдет лишь 11 числа, но уже по первым рецензиям (отследить их можно, например, на сайте Мегакритик и тому подобных ресурсах) видно, что местные ценители грядущую премьеру принимают вполне благосклонно.

Завязка сюжета, кажется, идеально подошла бы для кино совсем другого жанра. Темнокожий парень встречается с белой девчонкой. И все у них хорошо, вот только впереди маячит неизбежное знакомство с родителями девушки... Комедии с вариациями на тему "как сложно принять выбор, сделанный вашим повзрослевшим ребенком" выпускаются со времен "Отца невесты" чуть ли не каждый год. Из совсем недавнего - "Почему он?" с Джеймсом Франко и Брайаном Крэнстоном. Джордан Пил, с его-то опытом в сатире, сумел бы снять нечто подобное одной левой в перерывах на обед между съемками какого-нибудь юмористического шоу. Однако, проникшись темой, Пил решил раскрыть ее всерьез, а потому вышел далеко за рамки комедии и снял самый настоящий фильм ужасов (элемент комедии, впрочем, сохранился, но эти несколько эпизодов строго дозированы, а главное - по-настоящему смешат и, следовательно, позволяют публике расслабиться в определенные моменты). Причем умный фильм ужасов, с отличным сценарием, прекрасными актерскими работами и мощным саспенсом.

Не столь уж и удивительно, по большому счету. Комедия и хоррор - жанры одновременно максимально далекие и - очень близкие друг другу. Разделяет их, конечно, тот простой факт, что комедия призвана зрителей веселить, в то время как ужасы по определению должны нагонять страх. Но это же их и роднит: и там, и тут во главе угла стоят прежде всего эмоции, а не зрелищность, экшен или что-либо еще. Потому в истории кино и литературы мы можем найти немало своеобразных "пар", когда на схожие темы снимаются и комедии, и хоррор. Я уж молчу о распространенности и популярности такого смешения жанров, как "комедия ужасов".

И все равно фильм Пила выделяется на фоне многих иных. Сам режиссер признавался, что воспитан на жанровом кино и одинаково любит как юмор, так и саспенс. Оглядываясь назад, понимаешь, что сравнивать "Прочь" следует вовсе не со "Сплитом", а с классическими фильмами Альфреда Хичкока. Как раз это и удивительно - то, что в наше время у "короля саспенса" нашелся по-настоящему достойный ученик. И да, этим учеником оказывается негр.

Говорят, что "Прочь" стоит смотреть, если вы более-менее толерантный по жизни человек. Это не так. "Прочь" можно и нужно смотреть вне зависимости от того, как вы относитесь к темнокожим, евреям, женщинам, геям (или темнокожим еврейкам-лесбиянкам, в конце концов). Пожалуй даже, истовым расистам этот фильм стоит показывать в первую очередь и в обязательном порядке. И вовсе не потому, что Пил демонстрирует своей картиной какие-то дикие ужасы открытого расизма. Отнюдь: местные злодеи, в общем-то, принадлежат к породе либеральных граждан, и их толерантность принимает подчас забавные формы. В одном из эпизодов главному герою, Крису, дают понять, что вовсе не презирают его за то, что он - темнокожий. Это вообще не имеет значение, важны другие качества Криса - именно они делают его жертвой, а цвет кожи - скорее сопутствующее обстоятельство. Здесь не бегают люди с белыми балахонами на головах и никто не сжигает кресты перед домом афроамериканца, нет. Это-то и круто: Пил показывает белых людей такими, какими они (то есть мы) в большинстве своем и являемся. Обычными. Вполне себе терпимыми. Может быть, позволяющими себе какие-то легкие беззлобные шуточки по части "этих черномазых" ("этих армяшек", "этих муслимов", "этих гастеров" - выбирайте, что вам больше подходит), но не испытывающими - действительно не испытывающими! - никакой лютой ненависти к объектам этих шуток.

Пил честен и в том, какими он показывает афроамериканцев: те тоже бывают разные и далеко не каждый черный готов поверить другому черному... Но, в общем-то, очевидно, что тот расизм, о котором говорит нам "Прочь" - это и не расизм вовсе. Это что-то вроде особенностей столкновения различных культур на бытовом уровне. Тут есть над чем подумать, но в самом деле отличным фильмом "Прочь" делает не это. Или не только это.

Говорят еще, что "Прочь" стоит смотреть только при условии, что вы не знаете, какой выверт сделает сюжет ближе к финалу. Абсолютно не согласен, хотя бы по той простой причине, что угадывается этот "твист" задолго до того момента, как случается. Но ощущений от просмотра это вовсе не портит. Вновь и вновь сравнивая работу Пила с фильмами Хичкока, вспомним "Психо": кто из нас не пересматривал это кино, прекрасно зная о том, что у Нормана Бейтса раздвоение личности? И разве это кому-то испортило впечатление? Разве кому-то знание этого твиста мешает наслаждаться выдающейся режиссурой, музыкальным сопровождением, сюжетом, актерскими перформансами?..

То же самое верно и для "Прочь". Как и Хичкок, Пил выстраивает такой саспенс, что от экрана трудно оторваться. Сценарий "Прочь" практически совершенен. Если вы будете не очень внимательны во время просмотра, то обязательно посмотрите фильм еще раз. И еще. Почти наверняка вы обнаружите новые нюансы, новые мелкие детальки, которые в сюжете играют свою роль. Вот в кадре появляется колоритный третьестепенный персонаж - слепой искусствовед, восхищающийся работами нашего героя (Крис занимается фотографией), про которые ему "рассказывали". Ты думаешь: "Ух ты, какого яркого дядечку ввели для такой-то мелкой роли!". Восхищаешься... а потом оказывается, что роль не такая уж и мелкая, и все, что мы узнали об этом персонаже - на самом деле очень, очень важно.

Не стоит думать также, что "Прочь" это унылое и скучное "авторское" кино. Если в первой его части бал правят Ее Величество Атмосфера и Ее Сиятельство Загадка, то в дальнейшем будут и просто жутковатые, пугающие эпизоды, а затем история выворачивает прямиком к кровавому и энергичному финалу.

Является ли при всем при этом "Прочь" однозначным жанровым шедевром, который будет в дальнейшем входить во всевозможные топы "самых страшных фильмов ужасов"? Нет. Завзятый любитель хоррора не будет перепуган донельзя, но все равно, как и ваш покорный слуга, оценит эту ленту весьма высоко. За сценарий, за хичкоковский саспенс, за здоровый юмор, за смысловую нагрузку, за умеренную дозу жести и за парочку жутких сцен. "Прочь" сложно зачислить в абсолютные шедевры жанра, как сложно отнести к ним "Заклятие" Джеймса Вана (если что - эти фильмы не имеют ничего общего между собой, но они одинаковы в другом, в том, что...): оба просто сделаны настолько грамотно, настолько классно, что останутся в памяти как прекрасные образцы жанрового кино.

Так что иди и смотри. Оно того стоит.

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 806.


    Оставьте комментарий!

    Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
    Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!