ПРОКЛЯТИЕ

Фэнзона

Интервью с Виталием Вавикиным, победителем Литературного конкурса памяти писателя Вячеслава Первушина

БлогиКомментарии: 7

Виталий, поздравляю с убедительной победой в недавно завершившимся литературном конкурсе памяти писателя Вячеслава Первушина и в связи с этим первый вопрос:

Что конкретно понравилось в формате этого конкурса, а что было не так?

Спасибо за поздравления. Думаю, здорово, что конкурс посвящен памяти хорошего человека. Вопрос о формате и недостатках конкурса требует отдельного разговора.

Насколько серьёзно Ваше отношение к профессии писателя? Имеете ли другую профессию для заработка на жизнь? Если да, то когда находите время для литературного творчества? Какое время суток предпочтительнее для творчества?

В детстве никогда не позиционировал себя как писателя, хотя постоянно что-то сочинял, рассказывал друзьям появлявшиеся идеи и постоянно подбивал их написать общую книгу… Когда ты ребенок, то вообще кажется, что перед тобой открыты любые двери – стоит только захотеть. Я, например, мечтал стать разведчиком… Разведчик из меня, естественно, не получился, как, впрочем, и юрист, работая которым, я тратил большую часть дня на свой первый большой мистический роман. На той работе я встретил свой двадцать второй день рождения, и понял, что нужно либо завязывать с творчеством, разгребая накопившиеся судебные дела, либо увольняться. Я выбрал второе. Потом, конечно, снова пришлось устраиваться на работу, но каждый раз заканчивалось все новым романом…

Последние несколько лет трачу все свободное время на творчество.

Писать стараюсь днем, хотя в молодости предпочитал ночное время суток.

Что именно Вас привлекает в литературном творчестве?

Возможность убежать от себя, от реальности. Немного отвлечься, забыться. Плюс, когда появляются идеи или яркие сны, то обычно проще написать о них и успокоиться, чем оставлять на стадии планирования.

Как Вы относитесь к межавторским литературным сборникам, есть ли от них польза? Ведь трудно спорить с тем, что процесс творчества сугубо индивидуален, интимен, при чём же здесь коллективизм?

Не вижу ничего плохого в коллективных сборниках, а что касается интимности творческого процесса, то здесь проблема может появиться при написании коллективного романа или повести – сборник здесь ни при чем.

Касательно совместного романа, то здесь все зависит от того, что писать. Если произведение в большей степени экзистенциальное и автор выворачивает себя наизнанку, создавая каждую строчку, то такую книгу сложно будет создавать группой лиц. А если история простая и незатейливая, и у авторов схожие мировоззрение и стили, то почему бы и нет. В пример могу привести серию "Стэн" А. Коула и К. Банча.

Относите ли Вы себя к победителям в жизни, то есть важно ли для Вас всегда и во всём быть первым?

Мне важна сама борьба, как в контактных видах спорта, сам процесс. Победа – это конечно хорошо, но победы не будет без борьбы. Причем борьба – она повсюду. Благодаря этому мы развиваемся и прогрессируем.

Следите ли за современным литературным процессом в России и мире? Если да, то какие современные тенденции развития фантастики и литературы ужасов могли бы выделить?

Не особенно: любительский жанр слишком огромен, требуя уйму времени, чтобы из множества текстов найти что-то стоящее, а коммерческие проекты, на мой взгляд, давно устарели, не предлагая ничего нового.

В плане отечественной мистики, то здесь, пожалуй, неплохо прогрессирует женское фэнтези, да истории в стиле Стефании Майер, неловко подогнанные под российские реалии.

Из фантастики у нас можно выделить жанр ЛитРПГ, но не думаю, что он долго продержится, вызывая интерес читателей.

Какой самый большой гонорар получали вы от издательств за публикацию Ваших книг? Этот вопрос всегда интересен человеку далёкому от литературы. Профессия писателя находится в некоем загадочном ореоле. Одни считают писателей небожителями, купающимися в золоте, другие – бездельниками, которым вообще не за что в принципе платить.

Моим самым большим гонораром были четыре тысячи рублей за короткий рассказ "Звонкие ручьи грядущего" в последнем выпуске журнала Бориса Стругацкого "Полдень XXI век".

Ореол вокруг писателей раздут зарубежными авторами и кинематографом. У нас ничего подобного нет. Один мой знакомый редактор сказал, что в России хорошо зарабатывают не больше дюжины писателей. Еще два-три десятка с трудом сводят концы с концами. Остальные работают исключительно на энтузиазме.

В чём феномен суперпопулярности Стивена Кинга? Мне, честно говоря, это не совсем понятно. Процентов девяносто практически любого из его пухлых романов – затяжка времени, от этого обилия лишних слов в голове остаётся одна пустота. Не кажется ли Вам, что Кинг увёл жанр ужасов не туда, чересчур беллетризовал и коммерцизовал его в пику По и Лавкрафту?

Не думаю, что уместно сравнивать Кинга с По и Лавкрафтом. Последние писали в основном короткую прозу, являясь родоначальниками жанра, который обязан развиваться от поколения к поколению в соответствии с научным прогрессом и веяниями моды.

Полагаю, на месте Стивена Кинга мог оказаться кто-то другой, но так сложились обстоятельства: он чертовски работоспособен, его книги начали экранизировать, люди в те дни устали от фантастики Айзека Азимова и Артура Кларка… В общем, если анализировать времена, когда он начал работать, то для его книг была крайне благоприятная среда.

Никогда не считал, что Кинг затягивает время. Думаю его просто "прет", в хорошем смысле слова, вот он и пишет. Если бы ему нужно было добирать до романа, то он не стал бы писать миллионники, ограничиваясь минимальными стандартами. (Подобное можно заметить в отечественной современной литературе, когда авторы дотягивают до необходимых размеров. Взять хотя бы Андрея Ливадного, у которого во многих книгах встречается откровенный копипаст текстов из своих предыдущих произведений. У Кинга ничего подобного нет).

Ну, а если у кого-то в голове после прочтения его произведений остается одна пустота, то здесь, наверное, нужно просто найти для себя что-то другое. У меня, например, подобная пустота появляется после прочтения Ливадного, хотя автор достойный и многие с удовольствием читают его книги. Короче, дело вкуса…

В чём смысл человеческого существования? Верите ли Вы в Бога? Фаталист ли Вы?

Нет смысла. Жизнь – это хаос. Единственный шанс уцелеть – найти что-то ценное для себя и идти к этому. Думаю, если Бог есть, то он, как любой другой родитель, хочет видеть, как его дети растут и прогрессируют.

Как к Вам приходят идеи литературных произведений, сразу в законченном виде или сначала в общих чертах, а детализация происходит уже в процессе написания конкретного произведения?

Обычно работая над новой книгой, я даже не знаю смогу ее закончить или нет. Формируются главные герои, под которых подстраивается сюжет, заставляя их справляться с поставленными задачами. Герои перестают быть набором идей, превращаясь в личностей, как, скажем, друг, которого ты хорошо знаешь – нельзя заставить его делать то, чего он не хочет делать, но можно предугадать его поступки и реакции в тех или иных ситуациях… И порой бывает так, что в середине книги понимаешь, что первоначальный замысел перестает соответствовать героям романа и нужно все менять.

В каком возрасте Вами был написан первый рассказ, при каких обстоятельствах это произошло? Какова тема рассказа?

Первый законченный рассказ написал в девять. Это был детектив, навеянный рассказами Микки Спиллейна и Ричарда Праттера. До этого начинал писать множество фантастики. Помню, как посмотрев в первом классе "Звездные войны", начал писать продолжение…

И в завершении, Ваши пожелания начинающим авторам, что нужно делать, как над собой работать, чтобы возрастало писательское мастерство? Важны ли здесь какие-то особые врождённые литературные способности или, как говорится, терпение и труд всё перетрут?

Думаю, если человек захочет что-то написать, то он просто возьмет и сделает это – и неважно каким будет результат. Здесь главное спонтанность. Нельзя сказать: "Хочу стать Стивеном Кингом" и начать писать, как Стивен Кинг. Идеи и желание рассказать о них просто появляются: вы что-то видите на улице или во сне, возможно, слышите из разговоров. Это заседает в голове и не дает покоя, пока вы не напишите об этом. Главное не бояться – всегда найдутся те, кто поднимет вашу работу на смех или не поймет. И никогда не держать первые работы в столе. Пусть друзья или близкие люди прочтут. Последите за их реакцией. Выждите время. Если после этого вы снова возьметесь за перо – что ж, добро пожаловать в клуб…

Большое спасибо за интервью, было очень интересно с Вами пообщаться. Успехов в литературном творчестве и новых побед!

Предыдущий пост
Иглы воспоминаний
In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 7 RSS


В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!