УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Новости

Как я провёл этим летом. Рецензия

КиноРецензииКомментарии: 0

Прежде всего - никому не желаю ТАК провести грядущее лето. Скучно, уныло, холодно и одиноко. При всем при этом кино Алексей Попогребский снял хорошее.

Тут стоит упомянуть о творческой биографии самого режиссера (он же автор сценария). Попогребский - человек относительно молодой (1972 года рождения), и снял пока всего лишь три полнометражных картины (плюс поучаствовал в создании не шибко популярного отечественного сериала "Судебная колонка"). Две предыдущие его киноработы были драмами и имели определенный успех если говорить о номинациях и наградах всяких кинофестивалей. "Коктебель" 2003 года (снят в паре с Борисом Хлебниковым) чем-то смахивает на "Как я провел этим летом" - в центре сюжета тоже двое мужчин. Эта картина номинировалась как "лучший фильм" на все три отечественные кинопремии - Международного Московского Кинофестиваля, Нику и Золотого орла. Ну и на ММКФ отхватила специальный приз жюри. В "Простых вещах" в главной роли снялся Сергей Пускепалис, как и в "Как я провел этим летом". Этот фильм отхватил Золотого орла за сценарий и Нику сразу в трех номинациях - включая опять же сценарий.

Даже если вы и не особо следите за отечественными кинопремиями и, подобно нам, не особо уважаете отечественных "киноакадемиков" во главе с товарищем Михалковым, то все равно можете примерно себе представить какого рода фильмы снимает Алексей Попогребский, если любовь критиков к нему растет с годами. Вот и "Как я провел этим летом" в этом году успешно выступила на Берлинском кинофестивале, собрав коллекцию из четырех Серебрянных медведей. Это круто и определенно в моих лично глазах является большим предметом для гордости нежели подборочка всяких орлов и ник. Но вместе с тем это и предупреждение нам, зрителям: не стоит ждать от обласканного критиками фильма экшена и спецэффектов, тут больше философии, социальности, психологизма, созерцания. Кто-то даже упрекнет кино в "тарковщине", но я бы не стал этого делать. Тарковский - вещь в себе, а долгое любование суровыми чукотскими пейзажами - это еще не кадры-полотна Тарковского.

По сути, более двух часов экранного времени нам предстоит провести, любуясь этими пейзажами и наблюдая за двумя главными и - опять же по сути - единственными героями фильма. На северной метеостанции живут и работают в малопригодных для жизни и работы климатических условиях опытный геофизик Сергей - матерый мужик, не шибко продвинутый в реалиях современного мира (интернет, смски, смайлики...) и студент-практикант Паша, часами готовый торчать у компьютера и даже спящий с включенным плеером. Работа у них не пыльная, но ответственная - надо регулярно снимать показания старых приборов, сверять их с данными новой техники и передавать по рации "на большую землю" во время сеансов связи список результирующих цифр. Павел старшего товарища слегка побаивается и уважает, Сергей к молодому относится без особой любви, но в каком-то смысле по-отечески. Вообще эта парочка навевает мысли о классическом конфликте "отцов и детей": разные поколения, разный опыт и разные жизненные ценности как следствие. Жили бы и жили они так вот уныло и однообразно пока не прибыл бы за ними транспорт, если бы не случилась там, на большой земле, беда. К Сергею должны приехать жена и ребенок, и он, дабы попотчевать любимых рыбой, берет катер и на несколько дней уходит в море "на Южный" на рыбалку, оставляя все стандартные обязанности на Пашу. А Паша во время очередного сеанса узнает страшную новость: семья Сергея погибла.

Переволновавшись по этому поводу, Павел просыпает время для снятия показаний с приборов, обманывает старшего товарища, попадает "под раздачу" - и, совсем перепуганный, так и не решается рассказать Сергею о том, что приключилось с его родными. Одна маленькая ложь тянет за собой другую, чувства вины и страха растут, студент уже в конец запутался. В какой-то момент он начинает боятся того, что Сергей сойдет (или уже сошел) с ума и убьет его.

Собственно, говоря о том, что жанр этого фильма драма/триллер, именно этот момент мы и отнесем к "триллеровой" составляющей. Реализована она достаточно интересно: персонаж Паши сам начинает вести себя неадекватно и нам, зрителям, предстоит какой-то время гадать насчет того, кто же сходит с ума на этом бездушном клочке земли посреди холодной воды, снега, скал и льда - студент, Сергей или они оба. Будет и стрельба, и бегство от белого медведя, и игра в кошки-мышки, и попытка отравления. Но в итоге все придет на круги своя и то, что нам останется после просмотра - это глупость и трусость молодого плюс мудрость и спокойствие опытного.

И вот почему-то мне кажется, что этого вполне достаточно для небольшого, может быть даже короткометражного кино, но для двухчасового фильма - как-то маловато. Если учесть, что еще и никакой иной музыки, кроме хреновенького рока в наушниках студента, в "Как я провел..." нет, то вы понимаете, что особого напряжения испытать нам с вами не предстоит во время просмотра. Есть, конечно, парочка неплохих сцен в этом плане, но общее ощущение от картины - скорее притчевое: смотреть, позевывать, любоваться пейзажами, наслаждаться игрой актеров, которая и правда неплоха - хотя и не восхищает особо.

Безусловно, в картине есть над чем поразмыслить помимо основной коллизии. Драмы тут много, хоть она и не выставлена на показ в длинных монологах и ярких эмоциональных диалогах - на холоде и голоде особо не поболтаешь. Можно, допустим, порассуждать на тему изоляции человека от общества, вынужденному общению с крайне узким количеством людей и до чего это способно довести. Это все есть в фильме, это все само по себе замечательно.

Я, правда, так и не понял, на что было потрачено два с половиной миллиона долларов бюджета - думается, такой фильм вполне можно было снять на сумму раз в десять меньшую - и тогда итоги отечественного проката (где было собрано более полумиллиона вечнозеленых) были бы успешными, а в купе с успехом на кинофестивалях так и вовсе выдающимися. Ну в общем все все понимают, не так ли? Жесткий распил бабла - этой судьбы не избежит, похоже, ни один российский фильм нашего времени.

Резюмируя все вышесказанное, не стану рекомендовать "Как я провел этим летом" (в названии нет никакой ошибки, это лишь показатель определенной оригинальности А. Попогребского) всем. Посоветую ознакомиться с картиной лишь любителям "фестивального" кино - для домашнего просмотра, вечерком, в одиночестве, самое то. Тем, кто любит прежде всего фильмы зрелищные, интересные, интригующие на чукотскую территорию лучше не заглядывать.

Источник: Зона Ужасов.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:



    В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!