ССК 2018

Новости

Как снять классный хоррор за 10 тысяч рублей... и не только (ИНТЕРВЬЮ)

ИнтервьюЭксклюзивКиноКомментарии: 3

Совсем недавно мы открыли для себя отличный отечественный короткометражный фильм ужасов "Переход", из которого уже собираются делать полноценный фильм при участии серьезных кинопродюсеров. Меж тем, на мертвый огонек Зоны Ужасов заглянул никто иной как Арсений Сюхин - создатель "Перехода" собственной персоной. Естественно, мы воспользовались возможностью пообщаться с режиссером и сценаристом из Мурманска, который едва ли не претендует на то, чтобы стать отечественным Сандбергом. Помимо прочего, в этом материале вы можете посмотреть еще пару клевых коротких метров Арсения!

Привет, Аресений! Твой короткий метр "Переход", чего греха таить, нам понравился. Что послужило источниками вдохновения, откуда пришла идея?

Что касается "идеи", то она не то чтобы вдруг сама по себе пришла. Просто хотелось сделать максимально простой и не затратный короткий метр, действие которого разворачивалось бы в узнаваемом повседневном пространстве. В таких случаях обычно снимают в квартирах - большинство современных короткометражных хорроров как раз про то, как кто-то сидит у себя дома и тут его навещает что-то зловещее. Так что подземный пешеходный переход, по которому я шел на работу и обратно, прекрасно подходил в качестве оригинального места действия. Он длинный, широкий, и днём там достаточно людно и совсем не страшно. Но вот поздно вечером он становится совсем пустым и, несмотря на свет и чистоту, неуютным. Так что это место и определило будущий фильм.

С трудом верится, что бюджет "Перехода" составил всего лишь 10 тысяч рублей.

Съёмки "Перехода" действительно обошлись в 10 тысяч. Если бы этот же сценарий ставился бы как профессиональное кино, то этих денег не хватило бы ни на что. Фильма бы просто не было. Но мы не платили зарплаты, снимали микроскопической группой (я, оператор, три актёра), не брали в аренду технику и снимали без разрешений. Я невероятно благодарен Лёше Горбунову, оператору, который пришёл со своей камерой и штативом. Альбина, исполнительница главной роли, вообще героиня - мало того, что сыграла гениально, так мы её по полу перехода взаправду таскали, между прочим. Несколько дублей. При этом совершенно бесплатно. Так что, да - пришли, сняли и ушли. Монтаж, эффекты, цветокоррекцию я делал сам. Со звуком нам сильно помог Слава Агарков, профессиональный звукорежиссёр. Мы покупали только одежду главной героине и музыку с audiojungle. Плюс такси и бутерброды. Где-то 10 тысяч и вышло, не больше. А выглядит дороже именно потому что локация не самая заезженная, актриса профессиональная, и оператор знает, как снимать кино, а не home video. Ну и пост-продакшн немного подтянул всё (улыбается).

Сама героиня - ее сыграла профи-актриса Альбина Чайкина. Как ты ее уговорил на бесплатные съемки?

Да, Альбина играет в театрах и на телевидении. Актёры - они такие. Если роль им нравится, если доверяют режиссёру - готовы на всё. Главное этим не злоупотреблять (улыбается).

Знаешь, что еще понравилось в "Переходе"? Четкая смысловая линия, драма героини, ее безответная любовь - и то, как это грамотно и умно обыграно. Вообще, многие незначительные элементы у тебя обыгрываются, "ружья на стене стреляют" - в нашем кино это редкость. Как долго ты работал над сюжетом?

Сюжет в "Переходе" на самом деле простой и сценарий родился довольно быстро. Изначально же было понятно - где будем снимать, кого и как. Какие у нас возможности и ограничения. Народная мудрость: "Не говори лишнего - за умного сойдёшь" - вот и у нас ничего лишнего, потому, может, и кажется глубже, чем есть. Я, кстати, прочитал отзыв благодарного зрителя у вас на сайте, и он, безусловно, очень приятный. Но всё же главной задачей у нас было сделать зрителю страшно. Очень хотелось, чтоб результат хотя бы пугал (в хорошем смысле). В наших условиях уже это было весьма непростой задачей, чтобы еще усложнять себе жизнь попытками внести какой-то "мощный" подтекст - об этом речи не шло. Почитаешь некоторые комментарии на youtube - так мы и с этим не правились (улыбается). Кроме того, это не было "заявкой на полный метр". То, что кого-то заинтересует идея сделать на основе моего "Перехода" полнометражный фильм, стало для меня приятным сюрпризом.

Поясни, если можно, какие договоренности достигнуты с продюсером Владом Северцевым, чего ты ждешь от работы с ним?

В целом речь идёт о полнометражном фильме по мотивам моего короткометражного "Перехода". Жду успешной работы над этим проектом, который, хочется верить, сможет добавить некоторой индивидуальности к попыткам отечественного кинематографа освоить жанровое кино.

У тебя уже есть мысли, понимание, в каком направлении развивать сценарий?..

Направление развития истории в этом плане, разумеется, есть, но впереди ещё много работы.

Не боясь никого задеть, как зритель и режиссер, как сценарист, что можешь сказать о других российских хоррорах? Чего не хватало тому или иному фильму, чтобы стать успешным... да просто хорошим?

У нас нет индустрии, потокового кинопроизводства, как такового, каждый фильм - штучная работа, и в случае каждой конкретной жанровой неудачи в отечественном кино были какие-то свои ошибки и просчёты. Российское жанровое кино рождается в муках прямо на наших глазах. Мало кому пока удаётся нащупать верный вектор развития. Дальше будет лучше, но пока, к сожалению, мало кому хватает смелости честно признать свои неудачи (всегда виноваты зрители, интернет-пираты, злые обзорщики с ю-туба), а без признания своих ошибок мы будем допускать их снова и снова.

А что насчет зарубежных образцов, удачных? Что тебе нравится, за что, почему?

Я не могу похвастать каким-то особо "извращённым" вкусом, хорошо это или плохо. Нравится мне, в основном, то же, что и всем - когда кино вызывает эмоции, удивляет, не даёт скучать. Сложно выделить какие-то конкретные фильмы и сцены, которые меня впечатляли. Привести всего пару примеров - это будет считываться, словно я сказал: "Вот это вот самое-самое лучшее", в то время как этот список "лучшего" огромен и там нет чёткой иерархии. Более того - что-то из того, что до сих пор вдохновляет меня, не является общепринятыми "шедеврами" (а скорее наоборот), а что-то - вообще только в моей памяти и осталось (так мне иногда кажется). Расскажешь про такое - и прослывёшь полным дилетантом, предпочитающим классике всякий мусор. Хотя и классику я высоко ценю. Есть два режиссёра, фильмы которых определили моё желание заниматься кино - Джон Ву и Джон Карпентер. Собственно, достаточно быть поверхностно знакомым со стилистическими особенностями творчества каждого из них - и это влияние будет заметно в моих короткометражках невооружённым взглядом.

Я тоже очень ценю и уважаю стиль Карпентера, а в "Переходе" музыка, по ощущениям, навеяна "Нечто" Джона. А вот насчет того, что "не является шедеврами, но вдохновляет" - это-то ведь и интересно! Узнать, что действующий режиссер ценит, почему, обнаружить благодаря этому что-то новое для себя.

Музыка, безусловно, наиболее очевидный оммаж, позволяющий многим интернет-специалистам заявлять с умным видом: "Ага! А музыку-то из "Нечто" украли!". Шрифт титров при этом никто не замечает. Но там и выбор ракурсов, и монтаж - это всё сделано с оглядкой на творчество Карпентера. Ему прекрасно удавалось наполнять заурядное городское пространство атмосферой надвигающегося ужаса, и это очень хотелось повторить, пусть и "в миниатюре". Недавний фильм It Follows так же удачно использовал эту стилистику, так что у него мы подсмотрели некоторые движения камеры и ракурсы.

О, It Follows прекрасен - думаю, это как раз тот случай, когда артхаус (ну, почти артхаус), "элитарное" искусство оказывает влияние на мэйнстрим. И мне показалось, что сцена появления монстра в "Переходе" навеяна одной из сцен It Follows. Что мне еще понравилось в "Переходе", так это единственно верный, правильный подход, когда режиссер не делает тупо "как там". Использует приемы, но не плагиатит. Часто наши режиссеры не понимают разницы и буквально один в один "передирают" какие-то сцены из зарубежных лент, что смотрится обычно очень, очень глупо и бездарно.

Наше жанровое кино переживает период, который я называю "периодом гаражной группы". Это когда несколько школьников собираются у кого-то из них в гараже и на подержанных инструментах "подбирают" любимые песни известных рок-групп. Научившись кое-как играть "Smoke on the Water", они постепенно сочиняют свои собственные первые песни - и эти первые песни всегда ужасны. Получается такая смесь из подросткового максимализма, отсутствия личного опыта и сворованных из классических хитов фраз и аккордов. Вот и российское жанровое кино оно сейчас такое - вроде играть уже неплохо получается, и инструментов прикупили, но пока все собственные песни процентов на 90 - это тот самый "Smoke on the Water". Это не плохо само по себе, это нормальный период творческого развития, без него никуда. И если группа не разваливается и продолжает играть, то лет через десять, при удачных обстоятельствах, она может превратиться в "Металлику" или "Нирвану". Ну или в "Мумий Тролль" хотя бы. Просто в случае гаражных рок-групп, их первые "пробы пера" обычно в тех же гаражах и остаются. А российское жанровое кино на полном серьёзе и с энтузиазмом, достойным лучшего применения, выносит всю эту ученическую шелуху на суд самого широкого зрителя. Не стоит удивляться, что зритель далеко не всегда этому рад.

Ты снял еще и ультра-короткий фильм Blackout - создалось впечатление, что это такая попытка отработать некие технические навыки на практике. Расскажешь об этом?

"Без света" - это действительно упражнение. Ракурсы, монтаж, саспенс - нужно разбирать, пробовать, чтобы понять, как это работает. Чем больше пробуешь, тем лучше должно получаться (по идее). Понятно, что это не полноценное кино, но для интернета такой формат вполне подходит. У меня на канале есть ещё двухминутная "Клятва", я там в j-хоррор играюсь.

Посмотрим! Мне определенно нравится настрой "хочу напугать" - кажется, многие сценаристы и режиссеры наши как раз не понимают, что "напугать" - это главное для фильма ужасов.

Ну почему же? Возможно понимают, просто не получается по тем или иным причинам.

Хорошо. Ты пробовал "в j-хоррор", а "Переход" и "Без света" это такой формат современных крипи-муви. Можно ли сказать, что ты не любишь кровь и насилие или, допустим, фильмы про зомби?

Мне пока, наверное, просто не подворачивалась возможность ввернуть что-нибудь такое в мои короткометражные ужасы. Зато в моих экшенах такое встречается - то голову там отстрелят кому-нибудь, то монитором расплющат. Кровь и насилие хороши, когда они оправданы и подчёркивают ужас ситуации. Как в фильмах Александра Ажа, например. Но не когда ради них всё и затеяно. Хотя, конечно, и у такого есть поклонники. Я сам большой фанат первой "Пилы", да и вторая была ничего так. Первый "Хостел" мне тоже хорошо зашёл. Зомби я тоже завсегда рад, но смотреть стараюсь только самое-самое - в этом жанре всегда на один приличный фильм приходилась пара тысяч чёрт знает чего. Так что Ромеро, Рэйми, О'Бэннон - всё это я очень уважаю. Я "Обитель зла" раз десять смотрел (это к слову о том, что мне нравится, но что в основном принято ругать, ха-ха). Ну и "Поезд в Пусан" очень впечатлил, конечно.

Хэй, а кто ругает первую "Обитель зла"? Кто эти уроды? Я сам ее смотрел раз пять, если не больше!

Первую "Обитель зла" ругают чаще всего поклонники серии игр. Все остальные "Обители" ругают вообще все.

Особенно последние части. Начиная с 4-й лично я с трудом их мог досмотреть. Если представить, что тебе выделяют бюджет на то, чтобы ты снял кино своей мечты - что это был бы за фильм?

"Кино моей мечты" пусть снимет кто-нибудь другой, а я его с удовольствием посмотрю.

Ха! Ну а вообще, есть ли желание снять фильм в каком-то конкретно поджанре, направлении?

Есть желание снимать то, что будет как-то актуально для российского зрителя, с чем он чувствовал бы связь. Боевик это или ужасы - главное, чтоб зритель узнавал себя и то, что его окружает, понимал героев и их проблемы. Чтоб это не был абстрактный "жанр в вакууме", непонятно про кого и для кого снятый.

Давай пробежимся по свежим хоррор-хитам. Как тебе "Оно"? Заценил ли "Проклятие Аннабель: Зарождение зла"? Может быть, еще что-то выделяешь для себя из относительно недавнего?

И "Оно", и приквел "Проклятие Аннабель" оставили исключительно положительные впечатления. Сандберг вообще, в принципе, мой герой. Из менее заметного, что вышло в этим году, мне очень понравилась A Dark Song и особенно The Devil's Candy - это просто отличный фильм и заслуживает куда большей известности.

Ты любишь метал-музыку? Это к вопросу о The Devil's Candy, там ведь все дышит любовью подобному музлу.

Безусловно люблю - рок, метал, пауэр и симфонический. В The Devil's Candy тяжёлая музыка очень интересно используется в драматургии - она символизирует связь отца и дочери, и то, как зло пытается эту связь нарушить (убийца дарит дочери главного героя электрогитару).

А как тебе синт-поп, музыкальные творения того же Джона Карпентера? Ты знаешь ведь, он сейчас больше музыкант, чем киношник уже.

С удовольствием слушаю, очень вдохновляет, на самом деле. В том числе и новые альбомы Карпентера. Вот как раз на днях его Anthology прикупил, и второй Lost Themes мне очень даже.

А вот кстати же. Помимо кино, чем увлекаешься? Что читаешь (если читаешь - любимые книги, авторы)? Во что играешь (любимые игры)? Может быть, какие-то любимые телесериалы имеются?

Это уже на анкетирование похоже (смеется). На увлечения сейчас времени почти нет. Читаю в основном специализированную литературу о кино. Если говорить вообще, то я большой поклонник классической американской научной фантастики, Чака Поланика, Артуро Переса-Реверте и Терри Пратчетта. Из игр я предпочитаю шутеры, мои фавориты - это серии Max Payne и FEAR, но в принципе я тут почти всеяден, и FarCry мне заходит, и Wolfinstein, и GTA с Call of Duty. Я тут как бы не тонкий ценитель (улыбается). Из любимых сериалов - Хаус, Декстер и Друзья, куда ж без них. Из свежего - "Очень странные дела", "Эш против зловещих мертвецов" и шведско-датский "Мост".

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 734.

Комментариев: 3 RSS

Оставьте комментарий!

Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!