БЛИЗНЕЦЫ

Новости

Как создавали "Проклятие монахини"

ЭксклюзивКиноКомментарии: 8

Новая глава хоррор-вселенной «Заклятия» уже в кинотеатрах. Увы, только в зарубежных, но и российский релиз на подходе. И прямо сейчас редакция Зоны Ужасов готовится оценить «Проклятие монахини» (The Nun) на специальном показе в Москве. В ближайшее время ждите нашу рецензию, а пока давайте обратимся к истории создания картины.

Постановщиком выступил Корин Харди («Из тьмы»), а продюсерами – Джеймс Ван и Питер Сафран. Последний продюсировал все фильмы франшизы «Заклятие». Фильм рассказывает об ужасающем происхождении демона Валака в облике монахини, которая впервые появилась на экранах во второй части «Заклятия».

В уединенном монастыре в Румынии совершает самоубийство молодая монахиня. Ватикан отправляет священника с туманным прошлым и послушницу на пороге невозвратных обетов расследовать это происшествие. Вместе они раскрывают порочные тайны ордена. Рискуя не только жизнью, но даже верой и душой, они противостоят злобной силе, а монастырь становится полем ужасающей битвы живых с проклятыми.

В «Проклятии монахини» сыграли: номинированный на «Оскар» Демиан Бишир («Лучшая жизнь») – отца Бёрка, Таисса Фармига (телесериал «Американская история ужасов») – сестру Ирэн, Йонас Блоке («Она») – местного крестьянина Френчи. В актерский состав также вошли Шарлотт Хоуп (телесериал «Игра престолов») в роли сестры Виктории из монастыря и Ингрид Бису («Тони Эрдманн»), воплотившая образ сестры Оаны. Бонни Ааронс вернулась к своей роли из «Заклятия 2», в этот раз ставшей заглавной.

Харди снял «Проклятие монахини» по сценарию Гари Добермана («Оно», оба «Проклятия Аннабель») по сюжету Джеймса Вана и того же Добермана. Ричард Бренер, Уолтер Хамада, Дейв Ньюстедтер, Доберман, Майкл Клиар и Тодд Уильямс выступили исполнительными продюсерами.

К съемочной группе Харди присоединились: оператор-постановщик Максим Александр («Голоса», «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»), художник-постановщик Дженнифер Спенс («Проклятие Аннабель: Зарождение зла», «И гаснет свет…», фильмы франшизы «Астрал»), монтажеры Майкл Аллер («И гаснет свет…», «Паранормальное явление 5: Призраки в 3D») и Кен Блэквелл («Уиджи: Доска Дьявола», «Пятница 13-е»), а также художник по костюмам Шэрон Гилэм (телесериал «Черное зеркало»). Музыку к фильму написал Абель Коженёвски («Под покровом ночи»).

О ПРОИЗВОДСТВЕ

Итак, слуга дьявола в праведном облике возвращается, и теперь истории порождения тьмы посвящен целый фильм. Краткая встреча зрителей с демонической монахиней состоялось в «Заклятии-2». В «Проклятии монахини» в эпической битве добра и зла участвуют священник с темным прошлым и послушница, страшные воспоминания которой – не единственное, что толкает ее на борьбу с нечистью.

Продюсер фильма Джеймс Ван говорит:

Сама идея, что что-то столь святое и чистое, как монахиня, может сверхъестественным образом превратиться во что-то столь злое, пугает людей до дрожи.

Собственно, с самого первого появления этого существа на экране Ван и продюсер Питер Сафран знали, что монахиня «зацепила» аудиторию. Сафран вспоминает:

У нее была относительно небольшая, пусть и ключевая, роль. Потому и удивительно, что ее образ получил столь сильный отклик у зрителей. Мы сразу же поняли, что она заслуживает того, чтобы мы рассказали ее историю: люди хотели знать, как она появилась и почему.

Ван и Сафран пригласили режиссера Корина Харди возглавить проект после того, как увидели его фильм «Из тьмы».

Работая над сюжетом, автор сценария Гари Доберман и Ван с головой погрузились в мрачную атмосферу готики, которую с лихвой предоставила основная съемочная локация – замок в Трансильвании, Румыния. С этим местом у жанра хоррор давние и тесные связи.

По сюжету картины замок был передан церкви и многие годы в нем располагался монастырь. А чтобы стало еще страшнее, добавим, что служительницы церкви отказались от общения с внешним миром. Доберман рассуждает:

Огромная крепость у подножия Карпат, монахини там совсем одни. Длинные коридоры и арочные проходы, внутри большая часовня – в обычном доме вы всего этого не найдете. Представьте молодую послушницу, проходящую через ворота замка. Вы чувствуете себя крошечным у порога этого величественного здания. Там есть еще множество мест, где властвуют тени и откуда расползается страх. Под этими сводами ужасы оживают и усиливаются в тысячу раз.

Ван добавляет:

Бедные монахини там фактически в ловушке, они вынуждены сдерживать демоническую сущность, которая стремится вырваться на волю. Не пустить ее во внешний мир… классический готический сюжет.

В зловещей крепости ставки подняты до небес… потому что ничто не является тем, чем кажется.

Молодая монахиня в монастыре в Трансильвании совершает самый страшный грех – самоубийство. Церковь намерена выяснить, сохранила ли святость эта земля или зло пробудилось в аббатстве Сент-Карта.

Чтобы разобраться в ситуации, Ватикан приглашает священника из Филадельфии, отца Бёрка. Он – один из немногих, кто умеет отличать чудо и дьявольщину от обыденного.

Сафран рассказывает, что эта роль была написана специально для Демиана Бишира. О своем персонаже актер говорит следующее:

Отец Бёрк – человек веры и охотник на демонов, который убежден, что может спасти мир, уничтожая одно зло за другим. Он сражается на разных фронтах. Но его преследуют собственные демоны, и битву с ними он выдерживает изо дня в день.

В последний раз, когда он, будучи священником, охотился на демоническую сущность, случилась страшная трагедия. С тех пор прошло почти десять лет, но он все равно старается держаться подальше от расследований – слишком сильны раздирающие его противоречия, порожденные теми событиями. Но отец Бёрк не может не подчиниться приказу кардинала.

Бишир продолжает:

Единожды дав клятву, ты навсегда становишься солдатом в войске Господа. А как солдат ты не перечишь начальству и не отказываешься исполнять свой долг.

Несмотря на опасения, отец Бёрк готов выполнить возложенную на него миссию. Готовясь к ней, он стряхивает пыль с вещмешка времен Второй мировой войны – там хранятся инструменты священника: святая вода, серебряный крест, распятие и Библия – и отправляется в неизвестность. По пути в Ватикан к нему присоединяется сестра Ирэн, послушница из госпиталя святого Винсента в Англии.

Сыгравшая ее Таисса Фармига говорит:

Думаю, сестра Ирэн верит, что их задача ясна. Она не знает, сколь опасным станет их путешествие, какая внутренняя сила от нее потребуется. Сомневаюсь, что она была готова к тому, что в монастыре их встретит настоящее зло.

Как и у отца Бёрка, у Ирэн непростое прошлое, к вере ее привела юность, полная боли, поэтому ей только предстоит принести свои клятвы.

Фармига рассказывает:

Ее тоже терзают внутренние демоны. В детстве у нее были кошмары и видения. Молодой женщиной церковь приветствовала ее в своих стенах и благословила посвятить себя Богу. И она с готовностью избрала этот путь, потому что видения отступили, стоило ей ступить на него. Но она так и не узнала, почему они преследовали ее. Мне кажется, она с такой решимостью присоединяется к расследованию именно потому, что хочет докопаться до истины. Она спрашивает себя: «Все ли я делаю правильно?»

А вот что говорит о персонажах режиссер:

Отец Бёрк эксцентричен и несколько резковат. Но есть что-то отеческое в его отношении к сестре Ирэн. В его прошлом произошло нечто ужасное, он не может допустить, чтобы что-то подобное случилось и с ней. Он хочет спасти ее в физическом и духовном смыслах. Сестра Ирэн очень наивна, она должна найти в себе силу, чтобы пройти это испытание страхом.

По мере того, как сестра Ирэн и отец Бёрк удаляются от Рима, они оставляют за собой и все признаки современного им мира 1952 года, ведь их путь лежит в маленькую деревушку Бьертан в Трансильвании. Там время словно обратилось вспять, и они очутились в средневековье. Грязная дорога вместо автобана, и запряженная лошадью телега в качестве основного средства передвижения.

В аббатство их согласился отвезти проводник по имени Френчи. Он – тот несчастный, кто обнаружил совершившую самоубийство монахиню, когда отвозил в монастырь припасы. Он же предупредил героев, чтобы те держали ухо востро, как это делали местные еще задолго до обнаружения тела.

Создатели фильма пригласили на роль Френчи французского актера Йонаса Блоке. Харди говорит:

Френчи – обаятельный плут, со священником и монахиней он составляет странное трио, члены которого по-разному смотрят на мир, но какое-то время вынуждены держаться вместе. Есть в их отношениях место и юмору.

И если отец Бёрк носит за поясом святую воду, а сестра Ирэн – четки, то у Френчи всегда наготове топор и ружье.

По ходу развития событий у монахинь аббатства Сент-Карта смятение и ужас проявляются по-разному, пока сестра Ирэн пытается раскрыть тайну зла, что обитает в древних стенах, и таинственного ключа, что сжимала в руке сестра Виктория во время смерти. Сыгравшая несчастную монахиню Шарлотт Хоуп говорит:

Не хотелось бы слишком много подробностей, но могу лишь сказать, что она запустила цепочку событий, происходящих на экране. Да и самой ей немало досталось.

Другой ключевой фигурой расследования стала сестра Оана, которая, поделившись рассказом о зле с сестрой Ирэн, нарушила негласное правило сестер молчать о дьявольском порождении, с которым они должны сражаться посредством постоянного поклонения: монахини не могут прервать свое молитвенное бдение ни на минуту… несмотря ни на что. На роль сестры Оаны создатели выбрали румынскую актрису Ингрид Бису.

Лишь одна сестра в аббатстве не дрожит от ужаса, а сохраняет леденящее кровь спокойствие, удерживая мистическую власть над обитателями монастыря. Бонни Ааронс возвращается к роли, в которой она впервые появилась в «Заклятии-2», снова сыграв воплощение демонической монахини.

Фильм снимали в Румынии, на натурных объектах в Трансильвании и окрестностях Бухареста, и особенно примечательными стали два замка XIV века и заброшенный средневековый форт, которые немало поспособствовали созданию классической эстетики хоррора. Некоторые интерьеры были отстроены в павильонах студии «Кастел Филм» в Бухаресте.

Выделяясь готичностью атмосферы, «Проклятие монахини» сохраняет узнаваемый стиль фильмов вселенной «Заклятия». Оператор-постановщик Максим Александр говорит:

Даже перескакивая сюжетно из одного десятилетия в другое, фильмы придерживаются стилистических принципов, определённых Джеймсом в первой картине, как то: выстраивание длинных планов и максимальное использование «живой» съемки, а не визуальных эффектов.

Характерные отличия «Проклятия монахини» появились благодаря выбору разных типов камер для главных героев. Александр объясняет:

Есть путь отца Бёрка и путь сестры Ирэн. Ее история относится скорее к внутреннему миру, ее сознанию, ее видение мягче. Для съемок ее сцен мы использовали стэдикам, потому что так можно было показать зрителям, что реально, а что – нет. Когда мы смотрим на мир глазами отца Бёрка, мы видим съемку ручной камерой, потому что он всегда в центре событий; всё, что происходит с ним, происходит в реальном времени.

В поисках своего аббатства Сент-Карта создатели прилетели в Бухарест, затем на машине отправились в Трансильванию, часами объезжая удаленные деревушки в историческом регионе Румынии. В Хунедоаре они увидели вросший в склон холма замок Корвинов, построенный в XIV веке.

Художник-постановщик Дженнифер Спенс весьма значительно его реконструировала, потому что перед настоящим входом в замок располагался длинный мост над крепостным рвом. Чтобы вписаться в сюжетную линию, пришлось построить новую входную группу с его задней стороны. Ее команда выровняла землю и установила каркас, а камни из руин одной из стен стали строительным материалом для возведения дополнительной конструкции, которая бы органически вписалась в уже существующую постройку.

У Спенс получилось настолько убедительно, что, когда Бишир впервые появился в замке, он был уверен, что именно этот вход – настоящий. Владельцы здания тоже обрадовались такой новинке, они даже попросили оставить его впоследствии для удобства туристов. Для создания мрачной атмосферы были привезены и посажены деревья, а также поставлены кресты. Во дворе установили скульптуру Девы Марии.

Как и на съемках всех фильмов вселенной «Заклятия», на площадку был приглашен священник, чтобы тот благословил съемочный процесс. В день, когда православного отца Космина ждали в замке Корвинов, стадо козлов перегородило дорогу, мешая членам съемочной группы добраться до места.

Поскольку в замке Корвинов не нашлось места для ряда съемочных объектов, создателям фильма пришлось искать второй замок, который бы сгодился бы для самого аббатства. Выбор пал на замок Бетлена в западной Трансильвании. Каждый раз по дороге к нему в одном и том же месте члены съемочной группы чувствовали резкий неприятный запах гари, причем причину так и не нашли. Учитывая историю этой местности, некоторые верили, что у древнего здания рыщут злые духи.

Замок Бетлена идеально подошел для съемок комнат, где отец Бёрк и сестра Ирэн остановились на ночь и где начались странные и пугающие события. Там же нашлись место для ледника и площадка для «кладбища», где должно было произойти несколько ключевых сцен. Команда Спенс построила его с нуля, установив состаренные надгробия, кресты и работающие старые колокола – их ставили, чтобы не дать задохнуться тем, кто по ошибке мог быть похоронен заживо.

Форт Могошоая был третьим натурным объектом, выбранным создателями картины во время поездки в Трансильванию. На заброшенном военном объекте снимались туннели, ведущие в крипту под монастырем. Подземные лабиринты коридоров были узкими, пахнущими плесенью, темными и весьма подходящими для тех ужасов, которые задумал воплотить там Харди.

А вот задача оператора-постановщика от этого становилась только сложнее. Александр должен был сделать похожими не только сами объекты, но и освещение в них. Он рассказывает:

Съемки в аббатстве оказались чрезвычайно трудными, нам предстояло совместить несколько строений в одно. Мне кажется, Корин – единственный, кто знал, как соединяются все эти двери и коридоры с разных съемочных площадок. Каждый день мы спрашивали: «Итак, где мы сегодня? Нам налево или направо?»

А Харди поведал, что во время подготовки к съемкам он сам столкнулся со сверхъестественным:

Хотя я страшный фанат фильмов ужасов и всю свою жизнь создавал монстров, в глубине души я был скептиком, все еще ждущим реальной встречи с потусторонней сущностью, в которую смогу поверить… и это случилось в том самом форте.
Мониторы находились за пределами основного коридора в полностью изолированной темной комнате. Поскольку для длинного плана требовался очень большой штатив, он отрезал нам входы и выходы. Я вошел и увидел пару ребят, которые сидели в креслах слева от меня, я поздоровался, сел к ним спиной и минут пятнадцать смотрел на мониторы, пока мы репетировали дубль. От радости, что все вышло, как надо, я повернулся и сказал: «Эй, вы это видели? Идеально получилось!», – а там никого не было. Даже кресел.

Чтобы в готике были выдержаны все художественные элементы фильма, Корин Харди пригласил художника по костюмам Шэрон Гилэм, свою одноклассницу по Уимблдонской школе искусств в Лондоне. Она отправилась в «Музей крестьянства», где внимательно ознакомилась с румынской одеждой того периода. Костюмы для фильма по большей части создавались в Румынии.

Для мирской одежды отца Бёрка Гилэм использовала характерный для того периода крой, но более темные тона. Вот что она говорит:

Корин хотел подчеркнуть темную сторону отца Бёрка. Его костюм сшит из темного твида, его рубашки темного-серые, хотя обычно в те годы носили рубашки более светлых тонов или вообще белые.

Длинная черная сутана отца Бёрка была сшита в Италии. На контрасте с одеждами священника сестра Ирэн носит белое. Ее монашеское одеяние было создано исходя из того, чем облик послушницы отличается от облика монахини.

Гилэм объясняет:

Сестра Ирэн – воплощенная чистота. Я хотела подчеркнуть, как она молода, невинна и хрупка, поэтому нам важна была форма юбки. Обычно монашеское облачение достаточно бесформенное, оно не шьется по фигуре, а мне хотелось, чтобы у сестры Ирэн был очень красивый графичный силуэт.

Костюм демона из «Заклятия 2» был привезен в Бухарест; там Гилэм сделала его копию из той же ткани, что и у остальных монахинь в монастыре. Она отмечает:

Костюм демонической монахини удлиняет ее силуэт, потому что ее черное покрывало опущено, да и сам костюм очень длинный и очень темный. У вас создается ощущение, что она огромна.

Харди выбрал композитора Абеля Коженёвски, чтобы тот музыкой почеркнул саспенс картины. Композитор говорит:

Музыкальное сопровождение играет на двух свойственных жанру крайностях: безжалостной жестокости и идущей от сердца духовности. Первое воплощено демоном, второе – сестрой Ирэн. У каждой – своя тема. Обе восходят к средневековым песнопениям уединенных монастырей и запретным языческим ритуалам. Следуя видению Корина, я перенес стилистические элементы вселенной «Заклятия» в другое время и место, нагнетая напряжение неистовой мощью оркестра с огромным двухметровым барабаном и дьявольски хорошим исполнителем в стиле горлового пения.

В заключение Харди говорит:

Это было потрясающе – смотреть, как постепенно складываются все элементы картины, а жутчайшее музыкальное сопровождение Абеля привносит последние штрихи. Думаю, созданный нами готический мир – это действительное пугающее место, куда мы – и монахиня – зазываем гостей. Готовьтесь кричать от ужаса!

"Проклятие монахини" стартует в российском прокате уже 20 сентября.

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 2044.

Комментариев: 8 RSS

Пожалуйста, прочитайте "Правила общения в Зоне Ужасов"

Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!