ДО-РЕ-МИ...

Новости

Как стать самым крутым хоррормейкером в мире? Свод правил Джейсона Блума

ЭксклюзивКиноКомментарии: 9

Коритаун, Лос-Анджелес – это примерно десять минут езды к западу от центра города. Таксисты говорят, что никаких киностудий в этом районе уж точно нет, поэтому важно не пропустить мрачное приземистое здание с показательно зашторенными панорамниками и решетками по периметру. Коридоры имеют маниакально тусклое освещение, а вдали виднеется небольшой кинотеатр на 99 (стандартный мультиплексный кинозал в США вмещает 299) посадочных мест. Именно здесь проводится тестинг продукции, которую всегда оценивают 90 человек.

Если 55 из них понравился фильм – картина уходит в прокат. Понравился большей части зрителей, но до 55 не дотянул – есть повод поговорить с режиссером. Фильм понравился лишь 40 зрителям или меньше – продукт не отправится в театралку. За реакцией зрителей внимательно наблюдает моложавый мужчина (в феврале ему стукнет 50, но больше 35 не дашь) в последнем ряду. Он спродюсировал под сотню фильмов, и лишь два из них после процесса, называемого на холмах test screening, отправились на полку, но он никогда не скажет, какие именно.

Его называют человеком, реанимировавшим жанр хоррора в Голливуде.

Знакомьтесь – Джейсон Блум (Jason Blum).

Самые дорогие проекты Blumhouse:

  1. «Судная ночь. Начало» (2018) – $13 млн
  2. «Астрал 3» (2015), «Синистер 2» (2015), «Паранормальное явление 5: Призраки в 3D» (2015), «Судная ночь 3» (2016), «Астрал 4: Последний ключ» (2017) – $10 млн
  3. «Судная ночь 2» (2014), «Уиджи. Проклятие доски дьявола» (2016), «Сплит» (2017) – $9 млн
  4. «Бенджи» (2018) – $6 млн
  5. «Паранормальное явление 3» (2011), «Паранормальное явление 4» (2012), «Астрал 2» (2013), «Паранормальное явление: Метка Дьявола» (2014), «Драйвер на ночь» (2014), «Уиджи. Доска Дьявола» (2014), «Зона 51» (2015), «Подарок» (2015), «Визит» (2015), «Зеленый ад» (2015), «Джем и голограммы» (2015), «Инкарнация» (2016), «Эксперимент «Офис» (2017) – $5 млн

Против правил

Прежде всего, нужно понимать схему голливудского кинопроизводства. Существуют крупные студии, покрывающие почти 80% доли североамериканского рынка. В «Большую шестерку» входят Universal, Paramount, Columbia, Walt Disney, Warner Bros. и 20th Century Fox («Дисней» ее окончательно поглотит только в следующем году).

Кроме того, есть мини-мейджоры, - самые известные Lionsgate и MGM, - которых семеро. Мини-мейджоры имеют 10% доли североамериканского рынка, причем 8% приходится на Lionsgate.

И, наконец, в тени лучей славы больших игроков ютятся независимые киностудии и продакшн-компании, коих называют не совсем лестным термином «миноры».

Когда вы идете на премьеру нового ужастика, и слышите знакомое «Коламбия пикчерз представляет…», то это совсем не значит, что фильм сделала именно Columbia: просто согласно голливудскому кинематографическому этикету, первым указывается дистрибьютер. Студия-дистрибьютер заключает контракт с минорами (они, в большинстве своем, и производят, собственно, картины); решает, что пойдет в прокат; при необходимости увеличивает бюджет, дабы привлечь мастеровитого режиссера и узнаваемых актеров; может предоставить свои производственные мощи и занимается маркетингом.

Для дистрибьютера очень важно выделить правильную сумму на рекламную кампанию: например, тизеры, трейлеры, персонажные постеры, частое мелькание на ТВ и YouTube, а также старт проката в 3.000 кинотеатрах обойдется мейджору примерно в $25 млн. Понятно, что тот, кто платит деньги, заказывает и музон, но Blumhouse пошла своим уникальным путем: она вообще не пускает мейджора (с 2014 года работает с Universal, контракт на 10 лет) на стадию кинопроизводства. Blumhouse сама занимается подбором актеров и режиссеров, и сама вкладывает деньги в продакшн.

На мейджоре только реклама и прокат.

Не мешай

«Мне нравится называть себя инди-продюсером, - говорил Джейсон Блум на «Сандэнсе» этого года. – Я ценю творческое мышление и отсутствие рамок. Я люблю эксперименты и уверен, что режиссеру нужно дать понять, что именно он является главным действующим лицом на съемочной площадке».

На тестинге «Прочь» фокус-группу заметно взволновал фильм, но она отрицательно отреагировала на мрачную концовку. Режиссер Джордан Пил, потрясенный предоставленной ему свободой во время производства картины, с пониманием отнесся к просьбе Джейсона Блума изменить финал.

Любая творческая личность ценит свободу, и в Голливуде, где кино, прежде всего, искусство продюсерское, режиссеры страдают от огромного количества так и не выраженных идей: здесь хронометраж не понравился продюсеру, там актрису, под которую писалась роль, не утвердил мейджор, а вот тут нужно убрать кровавую, зато очень значимую сцену, потому что с ней рейтинг будет R, а без нее PG-13, мы же не хотим потерять подростковую аудиторию, верно? Таким образом, голливудский режиссер все время вынужден лавировать между условностями и запрещающими знаками.

При работе с Blumhouse таких проблем не существует, ибо Джейсон Блум убежден: самое главное – не мешать творцу.

Самые прибыльные картины Blumhouse:

  1. «Сплит» (2017) – $278,4 млн
  2. «Прочь» (2017) – $255,4 млн
  3. «Паранормальное явление 3» (2011) – $207,1 млн
  4. «Паранормальное явление» (2009) – $193,3 млн
  5. «Паранормальное явление 2» (2010) – $177,5 млн
  6. «Астрал 4: Последний ключ» (2017) – $167,7 млн
  7. «Астрал 2» (2013) – $161,9 млн
  8. «Паранормальное явление 4» (2012) – $142,8 млн
  9. «Судная ночь. Начало» (2018) – $134,6 млн
  10. «Счастливого дня смерти» (2017) – $122,6 млн

Ставка на аутсайдеров

В 1999 году Блум, работавший тогда независимым продюсером с Miramax и Warner Bros., приехал на «Сандэнс», где, как обычно, представители кинокомпаний оценивают свежие новинки и терзаются сакраментальной мыслью: предоставить финансирование или нет. «Как и многие, я не поставил на «Ведьму из Блэр», - сокрушался он позже. «Ведьма из Блэр» стала легендой, и при бюджете в $60 тысяч принесла почти $250 млн. Джейсон Блум вспомнил, как его отец, арт-директор галереи «Ферус», в свое время поверил в считавшегося слишком уж большим новатором Энди Уорхола: это стало толчком к осознанию идеи, что из аутсайдера при правильном подходе можно вылепить лидера.

Кто хотел заниматься «Прочь»? Никто. Спорная тема, сложный сдвоенный жанр, слишком много головняков. Сценарий «Судной ночи» три года ходил по рукам директоров студий, но они считали подобную задумку неприемлемой для современной Америки. «Одержимости», одному из немногих не-хорроров, выпущенных Blumhouse, не могли найти прокатчика уже тогда, когда фильм ушел на постпродакшн. Еле-еле согласилась Sony – и то, потому что кино про музыку. «Одержимость» получила три премии «Оскар».

Та же история и с «Паранормальным явлением»: сценарий про дом, утыканный камерами, никого не заинтересовал. Paramount дала зеленый свет только на 760 кинотеатров, но фильм стал сенсацией и культурным феноменом, собрав в общей сложности под $200 млн, и отбившись в прокате 13.000 (тринадцать тысяч!!!) раз.

Джек-пот, дамы и господа.

Что делают продюсеры, сорвавшие куш? Начинают снимать фильмы с большим бюджетом.

Только не Джейсон Блум.

Художник должен быть голодным

По глубокому убеждению главы BH, кинопроизводство не обязано быть высокобюджетным. Стандартный расчет компании – до $5 млн на фильм, до $10 млн на сиквел. Исключением выступила крайняя «Судная ночь», на которую выделили $13 млн, и она тут же принесла в 10 раз больше прибыли. Есть, конечно, и дорогие проекты, в которых участвует студия. Например, 48-миллионная «Зубная фея», но там Blumhouse выступает в третьей линии, а бюджет обеспечивает «Фокс»; мы же ведем речь о самостоятельном творчестве.

Blumhouse делает только те фильмы, которые в любом случае сможет окупить. На сиквел выделяется больше по прозаической причине, ведь по сути, его уже профинансировала первая часть. Джейсон Блум уверен в том, что слишком большой бюджет давит как на продюсерскую компанию, так и на режиссера, и в головах создателей необратимо крутятся назойливые мысли: «Окупимся ли? Или выйдем в ноль? А может, провалим прокат?»

При небольших же вливаниях риски гораздо меньше, а свободы творчества куда как больше – ведь микробюджет всегда по умолчанию значит, что режиссер будет экспериментировать. «Паранормальное явление» с его прозаической сметой в $15.000, конечно, не могло себе позволить создание какого-либо крутого потустороннего антагониста, и из этого сделали фишку: демон не виден.

Еще одна важная вещь: съемки идут 21 день, и это требование следует соблюдать неукоснительно.

Кроме того, подписывая весьма скромные контракты с Blumhouse, режиссер и актеры знают, что получат прокатные проценты, а значит, они крайне заинтересованы в том, чтобы фильм выстрелил. «Чтобы получить много денег, ты должен сделать много денег», - незыблемое правило Джейсона Блума.

Самые рейтинговые фильмы Blumhouse (по данным IMDb):

  1. «Одержимость» (2014) – 8,5
  2. «Обычное сердце» (2014) – 7,9
  3. «Черный клановец» (2018) – 7,9
  4. «Прочь» (2017) – 7,7
  5. «Апгрейд» (2018) – 7,6
  6. «Сплит» (2017) – 7,3
  7. «Подарок» (2015) – 7,1
  8. «Гриффин и Феникс: На краю счастья» (2006) – 7,1
  9. «Астрал» (2010) – 6,8
  10. «Синистер 2» (2012) – 6,8

Пояснения:

  • нет ничего необычного в том, что в рейтинге присутствуют фильмы, о которых вы никогда не слышали: ужасы, с которыми ассоциируется BH, традиционно имеют самые низкие баллы из всех жанровых направлений на IMDb;
  • при одинаковых оценках выше стоит та картина, за которую проголосовали большее количество человек.

Не судить о проекте по сценарию

Орен Пели («Паранормальное явление») и Джеймс Ван («Астрал») на самом-то деле не имели полноценных готовых сценариев для создания своих картин: они обладали только идеей. У Вана вообще получалось что-то странное. Согласно его задумке, парапсихолог, путешествующая в областях астрала, должна была в стилистике Данилы Багрова более-менее полностью искоренять всяческую нечисть, подвернувшуюся на ее трудном и мужественном пути.

Но в BH отлично понимают, что в таком достаточно камерном и клишированном жанре как хоррор, именно идея является важнейшей составляющей гипотетически успешного фильма. От компании лишь требуется помочь воплотить авторскую концепцию в жизнь. Каждый понедельник директора Blumhouse собираются в офисе Джейсона Блума, который узнаваем на фотографиях по муляжу отрубленной ноги, находящейся в кабинете.

«Не знаю точно, сколько присланных сценариев они читают за выходные, - признается глава компании, - но каждый понедельник мы обсуждаем кучу идей. Мы, наверное, единственная студия в кинопроизводстве, которая читает вообще все, что нам присылают». Блум знает, о чем говорит: продакшн-компания, находящаяся на гребне успеха, обращается к маститым сценаристам, и больше не работает с дебютантами и любителями.

Но не в Blumhouse – тут помнят, что именно копеечное кино сделало студии имя и принесло сверхприбыль.

Искусство не бывает «низким» или «высоким»

Отец Джейсона Блума возглавлял галерею, а мать работала искусствоведом. С ранних лет он наслушался разговоров о художественных ценностях, но со временем понял, что любое искусство должно идти в массы, а не оставаться доступным лишь для горстки избранных в дорогих домах прибрежной элиты. Он читал Эдгара Аллана По (книжку подарила мама), обожал саспенс в картинах Альфреда Хичкока, и его пугала «Пятница, 13». Его первым спродюсированным фильмом оказалась картина «Забыть и вспомнить» (1995), снятая соседом по комнате – Ноем Баумбахом. В 2000 Джейсон Блум основал Blumhouse, но достаточно долго не знал, в каком направлении плыть. Катализатором процесса выступило «Паранормальное явление», когда Блум и Пели, - оба они в ту пору не относили себя к горячим поклонникам фильмов ужасов, - буквально взорвали жанр.

Фильмы ужасов долгое время находились на отшибе кинематографической вселенной Голливуда. Они считались столь низкосортными, что на заре кинопроизводства актеры не вписывали их в портфолио: играть в хоррорах казалось так же стремно, как сниматься в порно. Blumhouse является крупнейшим производителем ужастиков последнего десятилетия, и в коридорах студии можно встретить баннеры с изображениями из «Паранормального явления», «Астрала» и «Синистера» - трех фильмов, превратившихся в франшизы и навсегда изменивших вектор развития BH.

Искусство не бывает «высоким» и «низким», серьезным и несерьезным. Соцпроекты и политически ангажированные картины получают «Оскара» и «Золотую пальмовую ветвь», но качественно и с любовью сделанный фильм ужасов, не имеющий, естественно, высоких оценок на IMDb, способен вызывать не менее глубокую гамму чувств и эмоций – и навсегда остаться в сердце зрителя.

Доказано Джейсоном Блумом.

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 1541.

Комментариев: 9 RSS

  • Роскошная, очень сочная статья. Такая вещь, которую хочется перечитывать.

  • Отличный материал, спасибо!

  • Спасибо автору, отличная статья.

  • Отличный и полезный материал, спасибо!

  • Очень интересно и познавательно, спасибо автору!

  • Пожалуй, в каждой сфере есть личности, которые прорывают время неспешного развития и продвигают явление на много шагов вперед. Когда читала, все время думала о Карамзине, о том, что он сделал для русского языка; о писателе, который заложил миксер жены, пока писал роман, и создал уникальный жанр в литературе; а еще вроде был философ с фамилией, созвучной одному из 7 Королевств в ИП, который умудрился в ХХ веке развернуть всю философскую мысль в другом направлении. Аналогия, конечно, так себе, но не восхищаться силой уверенности этих удивительных людей в правильности своего пути - невозможно (думаю, отсюда правило "не мешай" от ДБ, когда привык доверять себе - доверяешь другим, и наоборот) И судим по результатам - все так, все именно так и случилось. Поэтому величие замысла и воплощение коррелируются с титаническим трудом, помноженным на прекрасный авантюризм. Они рискнули (как минимум быть не понятыми) и у них все получилось, может быть не совсем так, как они хотели, но получилось - абсолютно точно получилось. Доказано Джейсоном Блумом (с)

    Ловкое правило, что съемки идут только 21 день. Действительно, если ты не смог высказаться за 3 недели, то может уже и не стоит (понимаю, что оч вульгарная интерпретация)) Прокатные проценты для создателей и актеров - тоже призваны вдохновлять на подвиги. Внимательное отношение к идее (сценарию) и аутсайдеру. Весь "Свод правил ДБ" оч логичен, целостен и берет свое начало в его личном творческом и профессиональном пути (+ пример отца и Энди Уорхола, кто бы как бы к нему не относился).

    В общем, безумству храбрых поем мы песню (МГ)

    Алекс продолжает нас баловать изысками. Пожелание от благодарных читателей - не останавливайся.

  • На счёт бюджета, Джейсон прав, вспомните ту же пятницу, у четвёртой части был бюджет 1 миллион а заработал 36 миллионов!

Пожалуйста, прочитайте "Правила общения в Зоне Ужасов"

Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!