Карнавал соцветий — отзыв на мистический мультфильм «Шкатулка с секретом», год 1976-ой

ФэнзонаРецензииКомментарии: 0

Музыкальная психоделическая фантазия на тему сказки В. Одоевского «Городок в табакерке».

В середине семидесятых ситуация в мультипликации разделилась так что половина художников так и продолжала создавать идеологические правильные и не вызывающие у властей отторжения мультфильмы. Другая в которую вошел в том числе и Валерий Угаров пошла совсем по другому пути, скрытые подтексты, аллегоризм, сюрреалистичность, и пугающие образы стали отныне их форменным стилем.

Пропускали такие мультфильмы через цензуру конечно только благодаря обращением к классике, потому Одоевский, потому Олеша, потому Гауф но пропускались эти классические сюжеты через сито современного мировоззрения потому то ой, ой!

Фирменный стиль Угаровского мировоззрения и его прорисовки это постоянная зыбкость и текучесть подаваемого зрителю мира, здесь нет четких, устоявшихся форм, все течет друг через друга, изменяется и угадать что произойдет в следующий момент решительно невозможно. Все подобное настолько противоречит устоявшимся и мертвым канонам тогдашней ситуации в мультипликации что диву даешься.

Обращение авторов к классической сказке Одоевского где тот на примере устройства механической шкатулки в сущности описал тоталитарное мироустройство девятнадцатого века позволило вольно или невольно показать тип социалистической государственности середины двадцатого века где все эти странные сущности молоточки, пружинки, и валик — вождь спаяны в единый цельный нерезделимый механизм, ну чем не государство?

А так как фильм музыкальный и здесь все частички механизма поют диафрамбы в честь единого целого, которое как не посмотри все равно где то за пределами шкатулки если мыслить метафорически, валик не в счет он такая же частичка как его подчиненные, то как то становится совсем не по себе.

Слишком ярок, красочен и безумно карнавален этот странный мирок представший гостю мальчику из двадцатого века, но за этой напыщенной ширмой безумных соцветий будто бы притаилась какая то бездна, да удивительно, но тогда авторы могли так подать материал что и от детской сказки становилось иногда не по себе.

И в этом спаянном механизме представьте себе находятся изгои и отщепенцы пытающееся разрушить это единое цельное! эдакие диссиденты.

Таков здесь странный шут или клоун, типичный диссидент списанный прямо таки точно с типажей своего времени но прорисованный конечно авторами в мистической подоплеке.

Он всегда против, он поет прямо противоположное общему стройному хору, он вопреки всему своему клоунскому облику предстает какой то демонической, и разрушительной силой несмотря на то что персонаж положительный вроде бы. Именно из за этого по настоящему жутковатого типа я не хочу пересматривать этот мультфильм, мне и в детстве от него было не по себе. У Одоевского конечно подобного персонажа нет.

И все же несмотря не на что и » Городок в табакерке » и » Калиф — Аист » это бессмертная классика нашей мультипликации которую мы обязаны сохранить и помнить. Да те наши старые мультфильмы были иногда ужасающе страшны, но есть одно но, советские мультипликаторы никогда ни делали страх и шок доминантой, если они пугали то просто наверняка зная для чего и во имя чего.

Просмотры: 101


    Оставьте комментарий!

    Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
    Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!