УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Новости

Кошмар на улице Вязов. Рецензия

КиноРецензииКомментарии: 0

Фильм - предмет восхищения и образец для подражания на протяжении уже нескольких десятилетий. Кино, хорошо известное даже тем людям, которые в принципе ужасы не смотрят. Видеосалонная классика нашего с вами детства, юности или (это уж у кого как) отрочества, подарившая миру один из самых запоминающихся образов кинозлодеев всех времен и народов. Может быть даже самый запоминающийся. Как ни крути, а Кошмар на улице Вязов это Величина не только в жанре хоррор, но и просто в кино. Потому и рассказ о нем у нас будет длинный, и разбор обстоятельный и подробный. Предупреждаю заранее - впереди вас ждет немалое количество абзацев. Начнем мы с продолжительного экскурса в историю, коснемся многочисленных занимательных фактов о фильме, продолжим рассуждениями о самом кино, а закончим той ролью, которую "Кошмар..." сыграл в жанре ужасов и поджанре слэшеров. Вы готовы к этому? Тогда вперед, в страну наших с вами ночных кошмаров.

Творцы кошмара

Наверное, все знают, что самый первый фильм про Фредди снял (по собственному сценарию) Уэс Крейвен. Долгое время "Кошмар на улице вязов" оставался его самым известным фильмом, до тех пор, пока не появился Крик. Из фильмографии режиссера, сценариста и продюсера интересующиеся могут также почерпнуть информацию о причастности мистера Крейвена к целому ряду других культовых ужастиков. Так, именно Уэс снял оригинальный фильм Последний дом слева, в 2009 году ремейкизированный Дэннисом Илиадисом, и И у холмов есть глаза, подвергшийся ремейкизации в 2006 году Александром Ажа. А еще на счету Уэса культовые Змей и радуга, Электрошок, Люди под лестницей, не слишком удачная, но довольно известная комедия ужасов с Эдди Мэрфи Вампир в Бруклине. Из последних фильмов Уэса помимо "Крика" и его сиквелов отметим Оборотни и Ночной рейс. Крейвен также был одним из сценаристов хоррора Пульс (американский ремейк одноименного японского фильма). В качестве продюсера приложил руку к созданию таких картин как Исполнитель желаний, Дракула 2000, Пир, Свора. Кроме того, как актер засветился в альманахе ужасов Джона Карпентера и Тоуба Хупера Мешки для трупов и озвучил телевизионного диктора в зомби-муви Джорджа Ромеро Дневники мертвецов.

Безусловно, Уэс Крейвен - человек в нашем любимом жанре заслуженный, большой мастер и икона для фанатов. Хотя в череде режиссерских и продюсерских проектов у него немало встречается и провалов, и откровенных (в том числе творческих) неудач. Мы не будем здесь касаться подробно его биографии, но отметим, что прежде чем попасть в мир кино, Уэс изучал английскую литературу, психологию, преподавал в колледже. Жизнь его круто поменялась после развода с первой супругой. Крейвен перехал в город Нью-Йорк, где некоторое время работал - вы не поверите - таксистом, а затем подвязался в один из местных дешевых кинотеатров. Тут он трудился в качестве звукооператора, монтажера... при создании малобюджетных полулюбительских картин. Ему даже пришлось сняться в "фильме для взрослых" однажды, хе-хе. Название фильма, если кому интересно - "Анджела, женщина-фейерверк".

Дебютом а жанре ужасов и первым успехом в кино стал "Последний дом слева" 1972 года. Помог молодому таланту снять эту картину Шон Каннингем - такой же молодой и начинающий в ту пору режиссер и продюсер, а в будущем - создатель знаменитого слэшера "Пятница, 13-е". Парни наскребли катастрофический даже по тем временам бюджет - 90 тысяч долларов и сняли предельно реалистичный и жестокий фильм. Снимали, в принципе, для того, чтобы крутить его в кинотеатрах для "грайндхауса", вроде того, в котором сами работали. Свое творение Крейвен, как водится, направил в рейтинговую ассоциацию Америки MPAA - и получил максимально суровый рейтинг X. Ныне это обозначение заменено на NC-17, то бишь фильм по сути запрещался к просмотру несовершеннолетними, как порнография. Крейвен сел за монтаж и вырезал в общей сложности десять минут пленки, но это не помогло. Крейвен вырезал еще ряд сцен, но и это комиссию не смягчило. Тогда Уэс подделал штамп рейтинга R. Так что свою успешную жанровую карьеру создатель "Кошмара..." начал с обмана и преступления :)

Между тем, "Последний дом слева" взял да собрал в прокате США больше трех миллионов долларов - это при бюджете-то в 90 тысяч! Трудно сказать, какая часть от этих трех миллионов досталась лично Крейвену, но, видимо, не большая, потому как следующий свой фильм он выпустил лишь в 1977-м, спустя пять лет после "Последнего дома слева". Бюджет "И у холмов есть глаза" составил 230 тысяч долларов, картину также пришлось "резать" ради получения рейтинга R и нормального проката, зато успех этого фильма уже дал ощутимый толчок его дальнейшей карьере - Уэс снял пару фильмов для телевидения, документалку The Evolution of Snuff и комикс "Болотная тварь". Где-то в те же годы (начало 80-х) он пишет сценарий "Кошмара на улице Вязов". И несколько лет бродит со своим проектом по разным студиям... где все ему отказывают. История этих мытарств режиссера со сценарием будущего хита довольно широко известна, повторять ее мы не станем - вы и так наверняка в курсе, что "добро" Уэсу в итоге дал продюсер Роберт Шей из New line Cinema. Слышали наверняка многие из вас и о том, что в те годы эта студия была не слишком известна. На ее счету в те годы были такие "блокбастеры" как "Невидимый Атор 2" и "Возвращение уличного бойца" - и те она только прокатывала, а не создавала. И да, благодаря успеху "Кошмара на улице Вязов" и последовавших продолжений New Line Cinema сумели выдвинуться в ряд крупных киностудий. Помогли им добиться этого, впрочем, еще и "Зубастики" и "Черепашки-ниндзя", но "Кошмары..." много лет являлись самым успешным киноциклом от New line. Вообще же New Line мы с вами можем благодарить еще и за такие картины как "Скрытый враг", "Техасская резня бензопилой 3", "Ядовитый плющ", "Твин Пикс: Огонь иди со мной", "Год кометы", "Необходимые вещи", "Маска" ...и это не вспоминая о проектах последних лет этак десяти-пятнадцати.

Образ же главного злодея в "Кошмаре на улице Вязов" воплотил Роберт Инглунд, на тот момент - не шибко известный актер, засветившийся в немалом количестве второстепенных ролей (в том числе всяких мошенников и зладней) в телесериалах разной степени говнистости и парочке фильмов ужасов. В 1975-м, когда Крейвен ухитрился попасть в порнушку, Инглунд мелькнул в триллере "Убийственные сны" (название просто пророческое!), а в 1977-м сыграл в культовом ныне фильме ужасов Тоуба Хупера Съеденные заживо - про очередную семейку реднеков-маньяков и крокодила-людоеда. Впрочем, наиболее запоминающаяся из сыгранных им до "Кошмара..." ролей - не из этого фильма, и даже не из Галактики ужаса 1981 года. Инглунд снялся в телевизионном фильме (позднее сериале) V ("Победа", он же "Виктория", он же "Визитеры"). Между прочим, пробовался на роль ни кого-нибудь,а Люка Скайуокера в "Звездных войнах" Лукаса - не подошел.

Как и для New Line Cinema, КНУВ стал для Роберта фильмом знаковым, выведшим его на новый уровень. С того момента, как он сыграл Фредди Крюгера, его дальнейший актерский статус был определен навеки... благодаря чему мы с вами имеем возможность любоваться игрой актера в десятках фильмов ужасов, а "на старость лет" можем даже посмотреть простенькие хоррор-комедии, снятые самим Робертом.

Стоит вспомнить и про других участников самой первой ленты о серийном маньяке из снов. Благо, многие из них люди в кино известные. Большой звездой стал, правда, только Джонни Депп. В "Кошмаре..." он, по сути, дебютировал на большом экране и был там убит в одной из самых ярких сцен фильма (это классика - персонаж Деппа по имени Глен проваливается в дыру в кровати, а через секунду оттуда вырывается настоящий гейзер кровищи, помните?). Трудно сказать, насколько участие в КНУВ повлияло на его дальнейшую успешную карьеру, но уже через пару лет Депп снялся в военной драме "Взвод", в 1990-м появился в культовом образе в главной роли в фильме своего будущего любимого режиссера и большого друга Тима Бартона "Эдвард руки-ножницы". Кстати, Депп в 1991-м вернется в шестой части КНУВа в роли-камео.

Роль "выжившей девушки" Крейвен доверил Хезер Лангенкамп. Оптыа у Хезер на тот момент в кино было побольше, чем у Деппа - она успела сняться в шести картинах, включая "Бойцовую рыбку" Копполлы, но, разумеется, нигде не играла особо заметных ролей. Вообще ее карьера в кино не то чтобы не задалась, просто Хезер, выйдя замуж и став матерью, перестала уделять особое внимание кино в принципе. Она еще дважды возвращалась на улицу Вязов - в третьей и седьмой части, которые многими считаются лучшими из всех сиквелов. А кроме того, снялась в "Электрошоке" того же Крейвена в 1988 году, в "Разрушительнице" 1995 года, засветилась в нескольких сериалах и ряде документальных лент, посвященных жанру ужасов вообще и "Кошмару на улице вязов" в частности. Подружку героини Хезер - Нэнси Томпсон - в фильме сыграла Аманда Уайсс. Участие в столь культовом фильме в дальнейшем позволило ей появится в немалом количестве разных низкобюджетных и не очень, хороших и не очень фильмов. Фигуристая блондинка и до КНУВа, впрочем, была вполне востребованной актрисой, ну а после мы ее можем увидеть в таких лентах как "Сын Тьмы 2", "Кровавый кулак 4", "Могилы" и куче сериалов, включая "Декстер", "Скорая помощь", "Зачарованные", "Горец".

Довольно известным актером стал Хсу Гарсия, сыгравший в КНУВе приятеля Тины, Рода. На вторых ролях парень засветился в таких картинах как "Хищник 2", "Вампир в Бруклине", "Траффик", "Мы были солдатами", "Возмещение ущерба", в третьей части "Кэндимена", в сериалах "Вавилон 5" и "Дневники Красной туффельки".

Наиболее полноценная карьера среди всех актеров, поучаствовавших в первом КНУВе (за исключением помянутого Деппа) сложилась в кино у Джона Сэксона, сыгравшего в фильме отца главной героини. На его счету - более 180 фильмов и сериалов! Оно, впрочем, неудивительно, ведь сниматься он начал аж в 50-х и к моменту создания "Кошмара..." был уже вполне состоявшимся профессионалом в этой области, со своим сложившимся образом, которому вполне соответствовала и его роль у Крейвена. Например, в канадском слэшере "Черное Рождество" его персонаж - тоже полицейский. А еще в 1980-м Сэксон снялся в главной роли в итальянском "Апокалипсисе каннибалов", ныне мегакультовом (хотя, по правде сказать, и довольно хреновом :)) фильме. А в 82-м появился у Дарио Ардженто в еще более культовм джалло "Дрожь". Короче говоря, ко времени своего участия в КНУВе Сэксон уже был человеком известным поклонникам жанрового кино. В дальнейшем Джон гнул в общем-то ту же линию, и потому может похвастать участием во многих картинах категории B (одну из них, с характерным названием "Зомби в камерах смертников" он даже сам и снял) и сериалах.

За сим мы, пожалуй, с создателями ленты закончим. Прежде, впрочем, стоит упомянуть, что оператор, композитор и мастер по спецэффектам и декорациям сделали более или менее успешные карьеры именно в жанре ужасов.

Интересные факты

Как и у всякого успешного, культового фильма с ордой поклонников, история создания "Кошмара на улице Вязов" в последствии успела обрасти мифами, была изучена фанатами вдоль и поперек, места съемок давно стали объектами паломничеств фэнов, ляпы и всякие занимательные нюансы вошли в анналы. Мы приведем лишь некоторые из фактов и домыслов, касающихся фильма - потому как настоящим фанатам они все уже и так отлично известны, ну а людям "случайным" вряд ли так интересны, как нам с вами.

Идея смерти, происходящей во сне и из-за сна, Уэсу Крейвену пришла в голову после того, как он прочел в газете заметку о серии подобных смертей, произошедшей с рабочими-эмигрантами из стран "третьего мира". Злодея он назвал именем и фамилией хулигана, с которым учился в школе и который юного Уэса в те годы изрядно доставал. Изначально планировался несколько иной образ фредди - с костьми черепа, торчащими из под обгоревшей кожи (от этого отказались из-за сложностей с гримом), в черном плаще. Знаменитый красно-зеленый свитер появился в фильме благодаря одному из статистов, пришедшему в нем на съемки. Свитер статисту связала его девушка, а Крейвен, увидем ЭТО, сразу понял, что ничего ужаснее в жизни не встречал, хе-хе.

Джонни Депп попал на съемки случайно. Но интересно не это, а то, что явился он туда в компании со своим приятелем. Кем бы вы думали? Джеки Ирлом Хейли, тем самым, который спустя десятилетия сыграет Фредди Крюшера в ремейке!

Некоторые сцены в фильме снял Шон Каннингем. А Крейвен помог Шону снять некоторые сцены в "Пятнице, 13-е". В декорациях фильма можно заметить плакат "Зловещих мертвецов", также в одной из сцен Нэнси смотрит фильм Сэма Рэйми по телевизору. Алаверды, во второй части "Зловещих мертвецов" можно заметить знаменитую перчатку Фредди Крюгера.

Бюджет фильма составил один миллион восемь сотен тысяч долларов. В прокате картина собрала двадцать пять с половиной миллионов. Вообще цикл считается одной из самых успешных в коммерческом плане хоррор-франчайз, а с выходом ремейка вполне может занять твердое первое место (основную конкуренцию КНУВу в этом своеобразном топе составляют "Пятница, 13-е" и "Пила").

КНУВ спародирован как минимум в пятнадцати фильмах, а упоминается в доброй сотне кинолент!

Собственно, обзор фильма

Думается, что о создателях и о создании картины мы сказали уже более чем достаточно - попробуйте еще разыскать среди наших обзоров такой, где этим моментам уделено столько внимания - у нас в Зоне это в принцип не возведено. Но тут, понятное дело, случай особый. Икона, культ и эталон, как-никак. Однако же, пора бы в обзоре заняться и самим обзором. О сюжете коротко - все его прекрасно знают и без нас, ведь правда же?

Итак, мы знакомимся с четырьмя подростками с улицы Вязов - Нэнси, ее подружкой Тиной и их парнями. Всем им в одну ночь приснился один и тот же ужасного вида человек. В дальнейшем этот человек начинает их убивать во сне с помощью страшного орудия - перчатки с лезвиями на ней. Никто, разумеется, подросткам не верит, да и они сами не могут понять, что творится. Но Нэнси удается узнать, что обгоревший товарищ из кошмаров - это некогда линчеванный ее родителями убийца-педофил Фредди Крюгер. В финале Нэнси ухитряется вытащить Фреда (в фильме Крюгера чаще называют "Фред" а не "Фредди", к слову сказать) в реальный мир из мира грез и, после продолжительной схватки, она "забирает у него ту силу, которую они ему дали" - все ее друзья снова живы-здоровы, но лишь на пару минут экранного времени...

Наверняка, 99% читателей впервые это кино посмотрели еще в юные годы. Перед тем, как сесть за написание этого обзора, ваш покорный слуга пересмотрел "Кошмар..." уже со всей серьезностью зрителя взрослого, поднаторевшего в ужасах и мистике, с довольно богатым опытом в области рецензирования кинофильмов разных лет. И могу утверждать, что мы на самом деле имеем дело с шедевром. Ну или почти с шедевром.

Конечно же, фильм не лишен недостатков. Если взглянуть на кинокарьеру Крейвена, то можно заметить, что начинал режиссер с откровенного жесткача, практически чистого эксплуатейшена, а потом ушел в сторону гораздо менее кровавых фильмов - даже "Крик", по большому счету, не может сравниться с первыми картинами Уэса, являясь в равной степени молодежным хоррором и пародией на слэшры. А вот "Кошмар..." - может. Он явился некоей "не совсем золотой" серединой между Крейвеном-любителем жестокости и насилия и Крейвеном, снимающим едва ли не семейное кино. Худшее, что есть в этом фильме - это его концовка. Она неплоха сама по себе, но серьезно уступает тому, что было перед ней. Именно окончание ленты - продолжительная сцена, в которой Нэнси устраивает Крюгеру погоню с ловушками в духе известной комедии "Один дома" - именно это в фильме наименее реалистично, а вовсе не сцены кошмарных видений и убийств. Более того, если бы не эти "кошки-мышки", фильм можно было бы вовсе не относить к этому самому пресловутому teen-horror.

Если забыть об этом эпизоде (а, положа руку на сердце, скажите - ведь правда же вы не часто его вспоминаете, по сравнению с другим сценами этой классической ленты?), то мы имеем дело с мрачным и по-настоящему страшным фильмом ужасов для зрителей абсолютно любого возраста, а отнюдь не только для тех, кто младше 16 лет. Это не значит, что в фильме нет присущего вообще этому циклу юмора. Он есть, и он действительно удачен - в диалогах героев, например.

- А я проснулся и у меня член торчал колом, а на нем огненными буквами было написано твое имя!

- В моем имени всего четыре буквы - как они смогли поместиться на твоем члене?

Да, глупо, но живо, весело и вполне подходит для молодежи как 80-х, так и 2010-х.

Фредди тоже порой отпускает какие-то саркастические реплики и много и зловеще хохочет, куда ж без этого. Но Крюгер остается страшным злодеем в первую очередь, а не тем балаганным шутом, в которого он превратился в последовавших сиквелах. На самом деле, всеобщий любимец и в кадре-то появляется не очень часто, но это отнюдь не мешает зрителям пугаться. Потому что в "страшных моментах" БЕЗ Фредди в этом фильме всегда есть что-то не менее пугающее. Одна из лучших сцен - когда Нэнси засыпается в классе и видит обернутый в полиэтиленовый мешок труп Тины. Другая - убийство Тины, которое мы видим как бы глазами ее парня Рода: Фредди в кадре нет, зато тело девушки летает по спальне и на нем появляются страшные резаные раны. Жуть! На самом деле, ничего подобного по мощи мы, пожалуй, не видели в молодежных ужасах ни того времени, ни более позднего (хотя тут можно поспорить, особенно если вспомнить "Техасскую резню бензопилой" и ее ударный ремейк).

Возвращаясь к сцене в классе, нельзя не отметить, что ей предшествует занятная, почти что постмодернистская игра: пока Нэнси дремлет за партой, учительница ведет урок... обсуждаются трагедии Шекспира, и один из учеников, вызванный к доске, начинает читать стихи, в которых говорится о смерти и снах. Именно в этот момент Нэнси и слышит голос своей мертвой подружки. В "Крике" и его сиквелах, да и во многих других ему подобных ужастиках 90-х ("Городские легенды", допустим, или "Волк-одиночка"), этот прием используется неоднократно: почти в каждом таком фильме есть эпизодик, когда герои-школьники сидят в классе, а учитель им рассказывает что-нибудь этакое, имеющее некое смысловое значение для сюжета.

А эпизод с убийством парня Тины, Рода, который спит в тюремной камере, практически полностью цитируется ни где-нибудь, а в "Терминаторе 2". Правда, жидкометаллический Роберт Патрик проходит сквозь решетку более эффектно, чем старина Крюгер, но мы же понимаем, что в 1984-м компьютерная графика в кино еще не была так распространена и развита, как в 1991-92-м годах.

Крейвен, получается, немало открыл для кино в свое время. Но, что важнее, эти приемы из старого фильма действуют на нас до сих пор! Не мешает вспомнить и тот, факт, что Клайв Баркер признавал, что если бы не Фредди с его перчаткой, то он бы никогда не придумал своего Кэндимена с его крюком.

А раз уж мы вспомнили про Кэндимена, то заметим, что именно история про чернокожего призрака, являющегося тем, кто пять раз произнесет его имя перед зеркалом, - наиболее близка КНУВу среди всех фильмов, которые в большей или меньшей мере можно отнести к поджанру "слэшер". И "Кэндимен", и "Кошмар..." не являются слэшерами в самом классическом смысле этого термина. Традиционные слэшеры ("Хэллоуин", "Пятница, 13-е", то же "Черное Рождество") подразумевали убийцу в маске, который сам по себе вполне реален (не из потустороннего мира) - и он мочит подростков молча. В середине 80-х, когда Крейвен снимал свое кино, этот жанровый канон был уже довольно заезжен. И Уэс выступил новатором: во-первых, он снял с убийцы маску; во-вторых, дал ему голос; а в-третьих (возможно, это самое важное), он сделал убийцу призраком, монстром мистического толка. Таким образом, сохранив традиционную для жанра схему "серия поочередных убийств подростков, в основном с помощью холодного оружия", он более чем успешно обновил канон и дал "слэшеру" сильного пинка под зад, направив по новому пути развития.

Но вернемся непосредственно к анализу фильма как такового. Музыка Чарльза Бёрстина, ставшая такой же классикой, как и сам фильм, по-прежнему создает неплохую атмосферу, работа оператора не безукоризнена, но проделана на достойном уровне. Некоторые находки мастеров по спецэффектам впечатляют по сей день, но многие сейчас выглядят аляповато и топорно - "удлиняющиеся" руки Фредди ничего, кроме смеха, у искушенного современного зрителя уже не способны вызвать в плане эмоциональной реакции. По счастью, таких, ныне нелепо смотрящихся моментов в фильме не столь уж и много и общее впечатление они все-таки не портят.

Из молодых актеров выделяется Депп - и не потому, что он Депп, а потому, что он сыграл на отлично, с учетом того, что это был его дебют в большом кино - так и просто великолепно. Честно говоря, есть мнение, что в некоторых своих поздних фильмах ("Джонни Д.", например) он сыграл похуже, чем в КНУВе :) Хезер Лангекамп не раздражает - а это уже большое достижение для главной героини любого подобного фильма ужасов. Как известно, на роль "единственной выжившей" в слэшерах и им подобных картинах чаще всего выбирают, согласно какому-то неписанному закону подлости, наименее симпатичных участниц кастинга. Не будем далеко ходить за примерами: ремейки "Пятницы, 13-е" и "Техасской резни", "Поворот не туда", "Я знаю, что вы сделали прошлым летом" - главгероини в них подчас вызывали тошноту одним своим видом, практически никогда и ничем не запоминались. Хезер, которой на момент съемок у Крейвена было, по ее словам, 18-19 лет, тоже не королева красоты (что интересно, с годами она даже похорошела), но выглядит мило, чуточку наивно, а развитие ее персонажа по ходу картины заставляет нас уважать и сопереживать Нэнси, причем вполне искренне. Неплох Хсу Гарсия в роли хамоватого, но симпатичного дружка Тины Рода. Не портит обедни Аманда Уайсс, хотя искренне жаль, что сцена секса между ней и Гарсией в фильме ограничена лишь звуком - но стонет Аманда на пять с плюсом :)

Ну а если вы хотите получить в итоге после всего выше сказанного некие однозначные выводы, то пожалуйста: вне зависимости от того, по нраву или нет вам придется ремейк этого прекрасного фильма, оригинальный "Кошмар на улице Вязов" все равно стоит смотреть и пересматривать: за минувшие с дня его выхода годы это кино устарело разве что в области спецэффектов, а по части собственно ужасов, диалогов, актерской игры способно дать сто очков форы многим и многим современным жанровым представителям.

Источник: Зона Ужасов.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:



    В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!