ЗАКЛЯТЬЕ. НАШИ ДНИ

Кроваво-красное (1975) - РЕЦЕНЗИЯ

НовостиРецензииКиноКомментарии: 8

У каждого есть свой любимый джалло. Кто-то, может, любит "Не терзай утёнка" Лючио Фульчи, иной ценит "Мой дорогой убийца" Тонино Валерии или джалло Марио Бавы. Да и у самого Дарио Ардженто их не меньше десятка, почти на любой вкус. Кажется, и сам постановщик не может сопротивляться нездоровому очарованию маньяков, как верно сказал главный герой "Кроваво-красного".

У этого джалло, пожалуй, идеальное название, особенно хорошо звучащее на итальянском, даже переводить не хочется. Да и незачем, ведь никто же не переводит "Суспирия" и даже как переводится американский "Омен" все позабыли. Название "Profondo rosso" как бы подчёркивает одну из отличительных черт джалло, когда насилие не только ужасно, но и прекрасно. Не только напугать хотели авторы джалло, но и поразить стилем, ведь каждое убийство обставлено так красиво, ну прямо как театр гиньоль. А сам Ардженто, кстати, тоже высоко ценит этот необычный джалло, раз назвал так же и свой магазин. "Profondo rosso" идёт 124 минуты, что непривычно много для хоррора, причём за весь фильм всего 4 убийства. В то же время сюжет этого фильма настолько интересен, что едва ли кто будет способен не усидеть у экрана.

Ардженто взял за основу классический фильм Микеланджело Антониони "Фотоувеличение" и любовно перенёс его структуру в другой жанр. Тут даже снимается тот же актёр Дэвид Хэммингс (и играет прекрасно, да у Ардженто, впрочем, никто плохо и не играл) в роли джазового пианиста Марка, случайно ставшего свидетелем убийства. Опробовав структуру "Фотоувеличения" уже в своём дебюте, в "Profondo rosso" Ардженто доводит до совершенства все детали, плетя крайне запутанную и в то же время абсолютно логичную интригу. Картина с лицами, которая так будет мучить героя - это и есть тот исчезающий труп из великого фильма Антониони. А если быть внимательнее героя и смотреть не только в центр кадра, но и на периферию, то можно уже в начале увидеть среди лиц лицо истинного, самого страшного, безумного и убедительного маньяка в истории кино. Вы только посмотрите на его взгляд из-под низко надвинутой шляпы в финале - да, именно такими (мы, слава богу, с ними не встречались, но верим) маньяки и бывают, не философы, как Ганнибал Лектер, или якобы очень умный маньяк из "Пилы" Джон Крамер. Этот маньяк не говорит, а действует, и тесак не просто орудие устрашения, а именно тот нож, который совершенно точно убьёт жертву.

Вторым по значимости персонажем является эмансипированная журналистка Джанна Брецци, в отличном исполнении совсем молодой Дарии Николоди, позднее сошедшейся с режиссёром. Её же героиня предпочитает не режиссёров, а музыкантов, сразу приметив Марка, типичного интеллектуала, не только как материал для статьи, но и как мужчину. Их робкий, неловкий роман, кажется, способен растрогать и сурового любителя вестернов, ведь нет более разных людей, чем они. А герои, вопреки всем прогнозам, привязываются друг к другу, учатся заботиться, переживают. Расследование преступлений маньяка сближает их и в тоже время делает уязвимыми, ведь опасный хищник прячется где-то рядом и всегда опережает детективов-любителей, умело заметая все следы.

В работе Ардженто, несмотря на кровавый сюжет, немало юмора, идущего из характеров героев, а не нарочитого комикования. Инспектор, который упорно говорит, что Марк безработный, мать друга, считающая его инженером ("- Вы играете на пианино? / - Вообще-то я пианист. - О, как замечательно, что инженер играет на пианино!"), да даже тот эпизодический мужик в закусочной, который постоянно включал пар, мешая герою говорить по телефону.

И отдельно стоит остановиться на Кларе Каламаи. Современный зритель не знает великий талант этой актрисы, игравшей в неореалистических фильмах, но позднее ушедшей из кино. Тут ей досталась роль бывшей театральной примы, порвавшей с театром под давлением мужа. Должно быть, фотографии, висящие на стенах её дома, реальные фото Клары Каламаи, ностальгически вспоминающей, как и её героиня, свою молодость. Ардженто очень правильно сделал, что дал актрисе такую роль, проникнутую уважением к её предыдущим заслугам. Роль у Ардженто, абсолютно нетипичная роль, явилась практически последней в жизни Клары Каламаи, подарив нам одного из самых запоминающихся героев в истории джалло.

Много уже было сказано и о преобладании красного цвета в кадре, и про отличные съёмки эндоскопическими камерами, и про старый особняк, хранящий мрачные тайны, которые как зомби встают из могил, дабы утащить чересчур любопытных. Ардженто виртуозно выстраивает кадр, владеет саспенсом не хуже Карпентера и, может быть, и Хичкока. Тень кровавого злодея постоянно маячит где-то вдали, его бесшумные уверенные шаги приближают к очередной жертве, дабы взмахом тесака отнять её жизнь. Пространство фильма постоянно расширяется, вбирая в себя новые лица и новые места, чтобы затем эффектно подвести к финалу, сначала ложному, а потом истинному, происходящему именно там, где Марк впервые увидел картину с лицами.

Я думаю, каждый зритель более всего запомнит какое-то одно лицо из этого переполненного достоинствами, необычайно живого, страшного и увлекательного хоррор-детектива, но мне никогда не забыть лицо разоблачённого злодея, словно материализовавшегося из страшных историй о вилле, сочинённых писательницей на основе городских легенд. И тогда померк для меня Ганнибал Лектор, ведь его место занял другой, более убедительный безумец, убивать для которого всё равно, что жить.

Оценка: 9

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 405.

Комментариев: 8 RSS

  • Вопрос к автору рецензии. Не знаете ли вы, случаем, такие же визуально прекрасные джалло? Если что, "Суспирию" Ардженто я смотрел.

    • Я не автор, но тут же даже в самой реце сказано, что у Ардженто с десяток джалло. И они, в общем-то, все визуально хороши. Вообще удивительно даже, что Дарио в те годы снимал на несколько порядков лучше и более стильно, чем в последние годы.

      • Да его можно понять. Он свою программу отработал, всё сказал в искусстве. Мне друг-рокер сказал однажды: иногда нужно просто вовремя уйти. Я бы сказал: нужно не просто классно начать свою карьеру, а ещё и кончить её намного лучше, чем начал.

    • Если не смотрел, глянь "Дом со смеющимися окнами" Авати

  • Отличная рецензия! И фильм шикарный.

  • Есть очень хороший джалло у Фульчи "Не терзай утёнка" / "Муки невинных" и "Мой дорогой убийца" Тонино Валерии. Хорош и джалло "Лезвие в ночи". Джалло Марио Бавы мне не особо нравятся, но я не видел "Кровавый залив".

Оставьте комментарий!

Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!