ПОЛУНОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Новости

Лючио Фульчи - непризнанный классик

КиноКомментарии: 3

Лючио (Лучио) родился в Риме 7 июня 1927 года. Его кинокарьера началась в 50-ых, дебютировал Фульчи сценаристом дешевых комедий и помощником режиссера (правда в этой роли он побывал лишь трижды, и то только на заре карьеры). С 1952 по 1959 годы продал семь киносценариев, по которым были поставлены фильмы. С 1962 года ему самому доверяли воплощать собственные сценарии на экране. Причем в первом же режиссерском проекте (1959) Фульчи открыл молодой талант - Андриано Челентано. Как признавался сам Лючио, сменить профессию сценариста на режиссера его заставила женитьба на "мисс Мне нужны деньги", ведь режиссерам платят больше, чем сценаристам. Однако, вскоре этот брак не просто разочаровал его, а внутренне выжег на долгие годы, до самых последних дней оставляя ему любить из целого мира лишь двух собак и дочерей.

В 1966 году Фульчи уходит из жанра комедии и создает свой первый спагетти-вестерн "Время резни" (Tempo di massacro), в которой снялся молодой Франко Неро. Уже здесь четко прослеживалась его мысль относительно того, что "жестокость - это итальянское искусство!".

Андрей Исканов:

Представь себе молодого Франко Неро в главной роли, много крови, стрельбы и наконец, великолепный финальный поединок двух основных героев, на полуразрушенном мосту, над внутренним двориком, заканчивающийся снова кровью, падающим вниз телом негодяя и садиста в белоснежном костюме и туча потревоженных им, таких же белых голубей.

В 1969 году Фульчи снимает самую дорогую его сердцу картину - "Беатриче Ченчи", основанную на реальных фактах. Это была жесткая история преступления и наказания во времена Инквизиции, чем-то смахивающая на сериал об Анжелике. Причём в этом, его первом (хотя и с очень большой натяжкой) фильме ужасов, специальный грим ещё полностью отсутствует, а режиссер еще пытается показать не только боль и кровь, но и сказать своё слово о любви. К хоррору картину относят скорее условно, из-за присутствующей в фильме некоторой жестокости (по сравнению с позднейшими фильмами Фульчи ее там нет напрочь). В этом же году создан фильм "Одна вместо другой" (Una sull'altra, англ. One on Top of the Other), который иногда называют первым джалло Фульчи, хотя и здесь хоррор-элементов практически нет, это скорее помесь детектива с драмой.

В 1972 году по инициативе американцев, заинтересовавшихся молодым итальянским режиссером, Фульчи снимает свой единственный фильм в США - "Белый клык", с Франко Неро в главной роли. Экранизация произведения Джека Лондона оказалась настолько успешной, что Фульчи дали денег на сиквел. И тут Лючио разочаровал своих заокеанских партнёров - крови было несколько больше, чем нужно для семейного просмотра. И хотя "Возвращение Белого клыка" (1974) состоялось, дорога Фульчи в большой кинематограф навсегда была закрыта. Да и с Франко Неро он больше никогда не встречался на съемочной площадке...

Но нас больше интересует предыдущий - 1971 год. Именно тогда состоялось полноценное явление Лючио Фульчи на хоррор-арене. Он выпустил джалло под названием "Ящерица в женском обличии" (Una Lucertola con la pelle di donna, англ. A Lizard in a Woman's Skin), которым сразу заслужил и уважение поклонников жанра, и скандальную известность. Фильм был неплох, с очень мощным ощущением бреда. Кроме того, в нем была сцена, в которой демонстрировались агонизирующие искалеченные собаки, созданные специально для фильма будущим отцом Чужого, Кинг-Конга, Инопланетянина и др. Карло Рамбальди. Но в то время Фульчи пришлось доказывать на суде, что собаки были искусственными. Ему грозило два года тюрьмы не смотря на то, что в действительности он очень любил собак. На его счастье, в суд явился сам Рамбальди, захватив с собой одну из тех искусственных собак, и при помощи встроенных в нее воздушных камер и воздуховодов продемонстрировал, как именно этот муляж дышал перед камерой. Фульчи был оправдан, но больше никогда не показывал в своих фильмах насилие над животными. Пускай даже и искусственными.

Его следующий джалло - "Не терзай утенка" (Non si sevizia un paperino, англ. Don't Torture the Duckling) - стал его первым шедевром. Это один из лучших фильмов Фульчи, который понравится даже тем поклонникам ужасов, которые не в восторге от поздних работ режиссера. При этом "Не терзай утенка" остается одной из самых малоизвестных его работ: только самые преданные фэны помнят об этом фильме. В отличии от более поздних фильмов, в этом содержится всего одна сцена шокирующего насилия. Но эта кульминационная сцена гораздо больше, чем насилие ради насилия, в ней полно чувств и эмоций, проявляются характеры героев.

В 1975 Лючио выпускает два фильма, комедию ужасов "Дракула в провинции" (Cav. Costante Nicosia demoniaco ovvero Dracula in brianza, англ. Dracula in the Provinces) и вестерн "Четверка апокалипсиса" (Quattro dell'apocalisse). В следующем году он снимает свою последнюю комедию и затем завязывает с этим жанром (последний вестерн - Sella d'argento - он снял в 1978), практически полностью переключившись на "фантастическое кино" (именно к этому жанру Фульчи причислял большинство своих фильмов, хотя мы, конечно, знаем, что от традиционной фантастики он был весьма далек).

1977 - год создания третьего, и последнего джалло - "Семь нот в темноте" (7 note in nero), но этот фильм получился слабее, чем предыдущие работы Фульчи, и после он находит свою нишу в кровавых фильмах о зомби, где становится одним из идолов. Позже Лючио вернется к стилистике джалло в нескольких "фантастических джалло", но традиционных представителей этого жанра будет избегать.

Следующий фильм Фульчи стал поворотным в его судьбе, поэтому стоит рассказать о нем чуть подробнее. С конца 1978 по 1979 год Лючио снимает свой самый знаменитый фильм "Зомби" (очень много где указано, что годом его выпуска был 1980, хотя на самом деле это произошло годом раньше - в 1979). Бюджет картины был мал, он бы собран из денег, данных тремя независимыми кинопроизводителями. Неплохой актерский состав (сестра известной американской актрисы Мии Фэрроу Тиса, прекрасный характерный актёр европейского кино 70-ых Ричард Джонсон и "почти" звезда итальянского кино Ольга Карлатос), а также молодой Джанетто де Росси, который создавал все специальные эффекты фильма. Сценарий был вдохновлен классическими зомби-фильмами, а не творениями Джорджа Ромеро, как это принято считать. Но к тому моменту, когда фильм собрались выпускать на экраны, Дарио Ардженто выпустил в Италии немного переделанный фильм Ромеро "Рассвет мертвецов" - под названием "Зомби". Так что Фульчи, которого и без того бесило вечное пребывание в тени молодого маэстро, не оставалось делать ничего кроме как выпускать в Италии свой шедевр под названием "Зомби 2", что послужило в своё время источником невероятной путаницы в кругах фанатов, сравнимой разве что с подсчетом несуществующих серий "Звездных войн" у нас в конце 80-ых. Вот только со "Звездными войнами" все же разобрались, а фанаты фильмов про зомби до сих пор не могут разобраться во всей этой мешанине. Ведь "Зомби 2" был выпущен в США под своим оригинальным названием - "Зомби", а его сиквел - "Зомби 3" - под названием "Зомби 2"! Наличие американских версий вносит еще больший разлад и усиливает неразбериху. При этом фильм Фульчи оказался настолько близок по духу и стилю фильмам Ромеро, что его зомби-дилогия органично воспринимается как часть эпопеи "живых мертвецов". Многие фанаты зомби-жанра считают, что "Зомби" фульчи лучше рассматривать как предысторию "Рассвета мертвецов", а вовсе не как продолжение. Стоит отметить, что, как всегда у Фульчи, "Зомби" делались в жутко нервозной обстановке, ибо маэстро имел привычку крыть крутым итальянским матом тех, кто не понимал его с первого раза. Тем не менее, как только съемки были окончены, Фульчи объявил своей команде, что они только что сделали классику фильмов ужаса, и что фильм не может быть успешным, если он не сделан в атмосфере сильной нервной напряжённости. И он оказался прав - фильм стал классикой жанра. Это определило судьбу самого режиссера - теперь он неразрывно связан с зомби и ужасами.

В 1980 году вышло два фильма Фульчи - "Город живых мертвецов" и "Черный кот" (Gatto nero), а в следующем Лючио выпустил вторую и третью части своей специфической зомби-трилогии -"Извне" ( L'aldila) и "Дом на краю кладбища" (Quella villa accanto al cimitero), которые кроме общих интонаций объединяет и актриса Катриона МакКолл (что дает дополнительные причины объединять эти фильмы в трилогию). "Извне", который у нас также известен под названием "Седьмые врата ада" (или просто "Врата ада") считается шедевром Фульчи, квинтэссенцией его творчества.

Затем Фульчи на время ушел от прославившей его темы зомби и вернулся к созданию джалло. В 1982 вышли "Нью-Йокрский потрошитель" (Squartatore di New York) и "Манхеттенское дитя" (Manhattan Baby), после чего несколько лет он вообще не снимал фильмов ужасов, а в 1987 выпустил "Энигму" (Aenigma). Все три названных фильма используют стилистику и типажи джалло, но выходят за рамки жанра из-за сильной примеси мистики. В этом Фульчи похож на Ардженто - тот тоже перешел от классических джалло к созданию мистических триллеров.

За то время, что Лучио отдыхал от ужасов, он создал несколько картин в других, смежных жанрах. В 1983 прямо на видео были выпущены "Воины 2072 года" (Guerrieri dell'anno 2072) - классический пост-апокалиптический фильм. Затем, в том же году, - фэнтезийное приключение "Завоевание" (La Conquista), в 1984 и 1986 детективы "Мэрдеррок - танцующая смерть" (Murderock - uccide a passo di danza) и "Одержимость дьяволом" (Miele del diavolo) соответственно (названия этих лент прекрасно подошли бы и фильмам ужасов). В 1988 Фульчи наконец возвращается к зомби (чем несказанно радует фанатов жанра) и снимает продолжение своего фильма под названием "Зомби 3" (в США вышел как "Зомби 2"). Потом появилась еще парочка фильмов ужасов. В 1989 Фульчи активно сотрудничает с телевидением и снимает два сериала - "Милый дом ужасов" (Dolce casa degli orrori) и "Дом часов" (Casa del tempo). В начале 90-ых он выпустил еще пять фильмов (последний в 1991), на чем его карьера и закончилась. Последние годы он провел в бездействии и забвении. 13 мая 1996 года Фульчи скончался от диабета (вернее, от связанной с ним болезни). Не задолго до смерти Фульчи принял участие в написании сценария к фильму "Восковая маска", который сам же и должен был режиссировать, но умер еще до начала съемок.

Лючио Фульчи был довольно своеобразным человеком. Его влияние на традицию ужасов во всем мире весьма велико, однако его имя остается мало известно большинству. При этом в относительно узком кругу ярых поклонников ужасов имя Фульчи, безусловно, является культовым. Лючио выработал собственный уникальный стиль, который сложно с чем-то спутать, и сильно повлиял на стилистику итальянской школы ужасов. Однако при всем этом его фильмы ужасов всегда были малобюджетными, и он сам оставался на задворках большого кинобизнеса.

Будучи Католиком, разве Вы не верите в Добро и Зло?

Это может казаться странным, но я более счастлив чем кто-то, подобный Луису Бунюелю, кто говорит, что он ищет Бога. Я нашел Его в страданиях других, и мое мучение большее, чем у Бунюеля. Поскольку я понял, что наш Бог - это Бог страдания. Я завидую атеистам, они не имеют всех этих проблем.
Истинно, что все мои фильмы являются ужасно пессимистическими. Но юмор и трагедия всегда присоединяются, так или иначе, к пессимизму. Если они подчеркивают трагическую сторону вещей, это может иметь смешной эффект. Суммируя, всё выше сказанное, срежиссировав так много комедий, когда я начал мою кинокарьеру, оказывается, очень полезным для моего истинного кино. Кино Фантастического.

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 324.

Комментариев: 3 RSS

  • Непризнанный?! оО очень даже признанный классик жанра, чуть ли не в любой статье о классических хоррорах можно встретить его имя. И если там, например, Деодато вспоминают куда реже и только обычно при упоминании "Ада каннибалов", то у Фульчи знаковых картин куда больше и многообразнее встречаются во всевозможных топах, обзорах и статьях, когда речь не о современных представителях жанра (ну, или хотя бы об их истоках), а о чём-то таком, тех времён)

    • Не могу не согласится. Говоря об итальянском хорроре, первые три фамилии, кторые приходят на ум в первую очередь, это безусловно Фульчи, Ардженто и Бава.

      • Ребят, ну так в самой статье написано же:

        Его влияние на традицию ужасов во всем мире весьма велико, однако его имя остается мало известно большинству. При этом в относительно узком кругу ярых поклонников ужасов имя Фульчи, безусловно, является культовым

        Не надо читать только заголовки.

Оставьте комментарий!

Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!