Фэнзона

Марио Бава (Mario Bava)

БлогиКомментарии: 0

Марио Бава родился 31 июля 1914 года в городке Сан Ремо, в самом начале первой мировой войны. Его отец, Эугенио Бава, скульптор, пришел в кинобизнес в начале второго десятилетия, создавая декорации для фильмов. Там он познакомился с искусством съемки, и вскоре стал профессиональным оператором, затем режиссером, а в 1926 году переориентировался на создание оптических эффектов. Таким образом Марио Бава вырос в атмосфере кинопроизводства и оптических эффектов, многому из того, что он использовал в последствии, он с детства научился об отца. Несколько лет он работал ассистентом отца, субтитрировал фильмы для экспорта и создавал титры для итальянских фильмов. Операторскую карьеру Бава начал в 1933 году, снимая документальную драму, посвященную десятилетию правления дуче Муссолини. Однако это был лишь единичный опыт. Сменить карьеру его заставила необходимость содержать жену и семью. Именно тогда он начал ассистировать ряду известных операторов того времени, а с 1939 года стал самостоятельным оператором. До того, как стать самостоятельным режиссером, Марио Бава снял 45 картин в качестве оператора, работал с известными итальянскими режиссерами. За время работы оператором он снискал себе славу гения специальных эффектов, с огромным успехом использующего оптический обман. В первые послевоенные годы Бава снял несколько короткометражек.

Прорывом в карьере стал фильм "Я вампир" (I Vampiri) (1957), снимаемым Рикардо Фреда (у которого Бава многому научился). Именно с этого фильма начался золотой век итальянских готических ужасов. В 1956 году режиссер Фреда поссорился с продюсерами фильма и покинул съемочную площадку. Тогда продюсеры поручили закончить фильм Баве, что он успешно и выполнил, сняв фильм в назначенный срок. Успех фильма дал добро жанру ужасов в итальянском кино. Следующий фильм Бава также снимал вместе с режиссером Фреда, это снова был фильм ужасов "Калтики, бессмертный монстр" (Caltiki - il mostro immortale) (1959), и вновь Фреда ссорится с продюсерами и заканчивать фильм приходится Марио Бава. Таким образом получив доверие продюсеров, Бава получает деньги на собственный фильм. Желание снять именно фильм ужасов у него окрепло после просмотра хаммеровского "Друкулы". Вскоре он написал сценарий фильма "Маска демона", который сам же и поставил. Великолепный визуальный ряд и хорошая постановка сделали фильм шедевром своего времени и принесли его дебюту заслуженную славу. Так в 46 лет Бава внезапно стал известным режиссером.

Сего следующие два фильма - "Геркулес в центре Земли" (Ercole al centro della terra) (1961) и "Вторженцы" (Gli Invasori) (1961) являются историческими (или скорее псевдоисторическими) приключениями, снятыми в цвете. В четвертом фильме "Девушка, которая слишком много знала" (La Ragazza che sapeva troppo) (1963) Бава возвращается к черно-белому цвету. Снятый в хичкоковском стиле триллер закладывает основы того, что выльется впоследствии в специфический итальянский жанр джиалло. Начиная с этого времени Бава плотно вернулся к жанру ужасов. В его следующих фильмах "Три лика страха" (I tre volti della paura /Black Sabbath) (1963) (три ужасняцкие киноновеллы, в которых Бава создает великолепный готический настрой в цветном варианте), "Плеть и тело" (La frusta e il corpo) (1963) (история о духе, вернувшимся истязать своих родственников, готика с сильным душком садомазохизма), "Шесть женщин для убийства /Кровь и черные кружева" (Sei donne per l'assassino /Blood and Black Lace) (1964), который стал первым настоящим джиалло) и "Ужас из глубокого космоса" (Terrore nello spazio /Planet of the Vampires) (1965) (фантастический хоррор про инопланетных вампиров, который сильно повлиял на Ридли Скотта, создателя "Чужого") традиционный подчерк мастера окончательно формируется и становится легко узнаваемым.

Кроме ужасов Бава снимал и в иных жанрах, например спагетти-вестерны Дорога к Форту Аламо (La Strada per Fort Alamo) (1964), "Ринго из Небраски" (Ringo del Nebraska) (1966), вернулся к фильмам о викингах (первым был фильм "Вторженцы") в фильме "Ножи мстителя" (I Coltelli del vendicatore) (1966) В 1965 году американская студия AIP (American International Pictures) прервала с ним контракт, т.к. его фильмы, наполненные сексуальностью и насилием, все сложнее становилось перемонтировать под стандарты английской и американской цензуры. После разрыва Бава снимает провальную комедию "Шпион пришел из полухолода" (Spie vengono dal semifreddo) (1966), а потом восстанавливается и снимает еще один шедевральный хоррор - "Операция "Страх"" (Operazione paura /Kill, Baby... Kill!) (1966), о котором я расскажу в следующем выпуске.

В октябре 1966 года у режиссера наступил творческий кризис, личные проблемы наложились на смерть отца, и Бава до 1968 года ничего не снимал. В том году Дино Де Лаурентис предложил ему самый крупный фильм его жизни - "Дьяболик" (Diabolik), криминальный боевик, основанный на серии популярных комиксов. Намеченный бюджет фильма был 3 миллиона долларов, однако Бава снял его всего за 400 тысяч. Фильм был очень популярен в Европе, однако Бава отказался от предложения Де Лаурентися снять продолжение. Привыкший к свободе самовыражения (с относительно небольшими бюджетами), Бава был недоволен офисной борьбой, постоянным вмешательством студийных боссов в работу и прочим давлением, которое сопутствует производству крупнобюджетных фильмов. В 1970 году вышла два его новых фильма - джиалло "5 кукол для августовской луны" (5 bambole per la luna d'agosto) и психопатический джиалло "Топор для медового месяца" (Rosso segno della follia), которые последовали за первым фильмом Ардженто, принесшим в жанр свежую струю, а затем в том же году спагетти-вестерн "Рой Кольт и Винчестер Джэк" (Roy Colt e Winchester Jack). Следующий иронический джиалло "Цепная реакция" (Reazione a catena) (1971) (более известный под англоязычным названием "Кровавый залив" /Bay of Blood), в котором все 13 действующих лиц погибают различными необычными кинематографическими смертями, доброе десятилетие был рекордсменом по количеству подобных убийств в фильме ужасов.

В 1972 Бава последний раз возвращается к готическому хоррору в фильме "Барон Кровь" (Gli Orrori del castello di Norimberga/ Baron Blood) и ставит необычный для себя фильм - романтическую комедию "Четыре раза за эту ночь" (Quante volte... quella notte). Его следующий фильм "Лиза и дьявол" (Lisa e il diavolo) (1972) принес ему немало огорчений. С одной стороны это его любимый проект, своеобразная смесь ужасов арт-хауса и личных переживаний, с диалогами из "Бесов" Достоевского. Фильм напоминает кошмарный сон главной героини. Однако фильм успеха не имел, и чтобы отработать затраченные на него деньги, пришлось доснять некоторое количество сцен. Под влиянием популярности "Экзорциста" он был перемонтирован таким образом, что главная героиня оказывается одержима дьяволом. Эта версия была выпущена в 1975 году под названием "Дом Экзорцизма" (House of Exorcism). В 1974 Марио Бава снимает фильм "Дикие псы" (Cani arrabbiati), один самых любимых проектов, снятых по повести, прочитанной им в журнале "Ellery Queen Mystery magazine". Однако этого своего драматического триллера он так и не увидел, не за долго до окончания монтажа продюсер фильма объявил о банкротстве и все его имущество, включая фильм, было разделено между кредиторами. Фильм вышел лишь 20 лет спустя, доделанный его сыном Ламберто и актрисой Леа Ландер.

Сломленный этими неудачами Марио Бава опустил руки и практически устранился от мира. Желая хоть как-то поддержать отца, Ламберто пишет сценарий нового фильма "Шок" (Schock) (1977), про женщину, которую после возвращения домой начинают мучить кошмары. Марио присматривал за всем съемочным процессом, однако режиссировал только отдельные куски желая дать возможность сыну набраться опыта. Следующий совместный проект отца и сына Бава драма по мотивам рассказа Мериме "Венера Ильская", снятый для телевидения, хоть и оказался успешным, однако опять Баве не удалось им насладиться - выпуск фильма задержали на 2 года и показали только после его смерти. Последней работой Марио Бава стал фильм Дарио Ардженто "Инферно", в котором он отвечал за визуальные эффекты и был помощником режиссера. Вскоре после съемок, 25 апреля 1980 года, Марио Бава скончался от сердечного приступа. Последние года мастера были нелегкими, полными разочарования в кинобизнесе и творческой боли. Однако после себя он оставил процветающий мир итальянского хоррора, свой уникальный стиль, оказавший на жанр огромное влияние, и ряд великолепных фильмов, которые остаются в памяти поклонников ужасов. Его подчерк, которому свойственны необычная, изобретательная операторская работа, использование разнообразного освещения и интересные цветовые решения, легко узнаваем. Бава один из величайших хоррор-режиссеров XX века, оставивший своими инновациями огромный след в жанре.

Просмотры: 173

Предыдущий пост
Черный силуэт

    Пожалуйста, прочитайте "Правила общения в Зоне Ужасов"

    Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
    Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!