Новости

Метро. Рецензия ЗУ

РецензииКиноКомментарии: 18

Не так уж часто приходится рецензировать фильмы российского производства и еще реже рецензируемое кино бывает достойно похвалы. "Метро" - как раз такой почти уникальный в современной России случай, случай, когда люди взяли и сняли нормальную кинокартину вместо того, чтобы просто "распилить" бюджет.

Раз уж речь зашла о деньгах... Официальный бюджет фильма составляет порядка 9 миллионов нерусских рублей, а за две недели проката картина собрала даже чуть больше. Обычно это не говорит ничего об окупаемости, так как кассовые сборы разделяются между создателями-прокатчиками и самими кинотеатрами. Однако в этом случае продюсеры картины проговорились, что для того, чтобы окупить затраты на производство, их фильму надо собрать в кинотеатрах примерно 10 миллионов. Поскольку частично съемки фильма были проспонсированы Фондом Кино России (по нашим расчетам выходит, что доля Фонда Кино составляет около 4 миллионов долларов из бюджета). В общем, ребята весьма близки к тому, чтобы их кино вышло в чистую прибыль уже только за счет внутреннего, российского кинопроката.

К чему мы об этом заговорили? Да все к тому же - в России в силу распространения коррупции и воровства редко какому фильму удается стать коммерчески успешным. Продюсеры и режиссеры уже традиционно "пилят", а потому всеми силами стремятся вовсе не снять кассовый хит, не уложится в бюджеты для этого, а наоборот - раздувают себестоимость производства всеми возможными способами. Естественно, лишь малая часть бюджетных средства тратится в этих условиях на, собственно, создание фильмов, а большая распределяется по карманам.

Люди, создававшие "Метро" - несколько иного сорта. Режиссер Антон Мегердичев прошел школу у Алексея Сидорова, человека, создавшего "Бригаду" и "Бой с тенью". Мегердичев снял по сценарию и при продюсерском участии Сидорова "Бой с тенью 2" и "Темный мир" - фильмы, которые смогли окупить свои вполне вменяемые бюджеты. "Темный мир" так и вовсе стал хитом, при стоимость в три миллиона собрав в России под девять миллионов долларов в прокате.

Так что и от "Метро" мы, зрители, могли ждать чего-то если не выдающегося, то вполне себе крепкого и профессионального. И мы это получили.

"Метро" позиционировался как "первый российский фильм-катастрофа". Пусть так, хотя вообще-то еще в СССР было снято прекрасное двухсерийное кино "Экипаж", вполне подходящее под критерии этого специфического поджанра, образцом и эталоном в котором является, конечно, "Титаник" Джеймса Кэмерона. Объективно, все мы понимаем, что снять кино масштаба "Титаника" в наших реалиях невозможно, а это значит, что одними спецэффектами ну никак нельзя было обойтись. И это пошло картине Мегердичева на пользу. За основу был взят роман Дмитрия Сафонова "Метро", в котором (в романе, понятное дело, не в Дмитрии) уже содержались дополнительные (мело)драматические линии, связанные со сложными взаимоотношениями героев, попавших в чрезвычайную ситуацию. Мы имеем классический любовный треугольник - муж, жена и любовник. Дело осложняется тем, что любовник давно желает "развести" жену с мужем - и готов стать отцом для их ребенка. Стечением обстоятельств двое мужчин и девочка оказываются в смертельной ловушке в тоннеле московского метро, в котором происходит ужасная катастрофа - вода и Москва-реки находит трещину и прорывается сквозь стены и потолок в тоннель, снеся при этом поезд вместе с пассажирами.

И вот теперь врач Антон Гарин, его дочка Ксюша и любовник его жены вместе с еще несколькими выжившими в катастрофе пытаются не утонуть и выбраться на поверхность, пока изменница-жена в ужасе и шоке носится по московским улицам.

Удачен выбор актеров на все основные роли, кроме, разве что, девочки - Анфиса Вистингаузен (во время съемок проходившая под фамилией Медведева) играет слабенько, даже со скидкой на то, что это ребенок. Не слишком впечатляет и Елена Панова, чей образ (спивающаяся экс-спортсменка) слабо вяжется с внешними данными героини "Боя с тенью". Но все это не более чем придирки - откровенно провальных актерских работ в фильме не наблюдается, есть просто очень хорошие и - не лишенные некоторых недостатков. Замечателен Сергей Пускепалис - не даром в коллекции наград у Сергея призы Берлиниале и фестиваля в Карловых Варах. Уверенно выглядит его антогонист Анатолий Белый, молодые Алексей Бардуков и Катя Шпица тоже каши не портят. Станислав Дужников и Иван Макаревич часто раздражали в других ролях (вспомните хотя бы кошмарное лицедейство Макаревича-младшего в "Бригаде 2"), но тут оба находятся на втором плане и - на своих местах, особенно Дужников.

Таким образом, "Метро" уже идет в зачет крепкий сценарий и достойная игра актеров. Еще один большой плюс - работа операторов. Сергею Астахову и Сергею Шульцу удалось очень многое, в том числе самое главное - используя современные "фишки" вроде слоу-мо, операторы не раздражают назойливостью этих приемов, наоборот, все идет на пользу, все достаточно умеренно и пропорционально, в нужной дозировке.Музыка Юрия Потеенко вряд ли кого-то поразит до глубины души, но, опять же, общего впечатления не портит, а там где это надо - создает дополнительную эмоциональную глубину происходящему на экране.

Остается вспомнить главное для фильма-катастрофы - специальные эффекты. С этим есть (вполне естественные) проблемы, в том смысле, что сцен со спецэффектами в картине совсем не много. Но сняты они все добротно, а относительно небольшое их количество здорово компенсируется обилием ситуаций, которые реально держат зрителей в напряжении, заставляя переживать за героев "Метро". Катастрофа постоянно ставит людей в опасные ситуации - то нужно срочно отыскать в куче мертвых тел ингалятор для девушки, страдающей от астмы, то вода тараном толкает вагон, грозя задавить всех, кто окажется на пути... А одна из самых напряженных и пронзительных сцен связана с мгновенной смертью десятков людей от удара током - для того, чтобы показать все это, много денег и особые спецэффекты не нужны, а эпизоды эти равнодушнвми мало кого оставят.

Отдельное уважение хочется высказать сценаристам, которые не поддались искушению "лизнуть" определенное место власти, скорее даже наоборот - одной из причин катастрофы оказываются надоедливые застройки в центре города, а седовласый мэр (в образе которого явно не старина Лужков изображен) появляется лишь мельком и, по сути, ничего полезного не делает. Здесь создатели "Метро" добились, пожалуй, наибольшего реализма.

Меж тем, на счету Дмитрия Сафонова, сколь мне известно, еще по меньшей мере два "романа-катастрофы" - один из них называется "Эпидемия", а другой - "Башня". Судя по тому, что мы увидели в экранизации "Метро", нам определенно стоит пожелать фильму принести солидную прибыль, чтобы в итоге были экранизированы и эти книги.

Источник: Зона Ужасов.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 18 RSS

  • Что-то все прям хвалят этот фильм. Конечно, я только буду рад, если в России снимут что-то действительно неплохое. Однако обидно, что стоящие фильмы типа "Метро" собирают в прокате меньше, чем всякие идиотские, бессмысленные и несмешные фильмы, как "Что творят мужчины".

  • Меня трейлер не зацепил - снят так, как снимали в Голливуде в начале 2000-х, тогда это считалось чем-то новым, зрелищным. Сегодня же это выглядит как дешевая калька. Опять-двадцать пять, бежим позади поезда...

    Но трейлер и фильм, конечно, вещи разные,так что не буду судить, не смотрев.

  • Отличный фильм, для нашего кино - практически шедевр. Чуть-чуть недостатков есть: кое-где чуть меньше сло-мо, кое-что чуть-чуть подрезать, а то и вырезать, выкинуть финальную песню в корзину - и было бы совсем хорошо, наверное. Если сделать скидку на то, что фильм российский - то и девять баллов не жалко. В нем есть главное - он захватывает и цепляет эмоционально.

  • Только что посмотрел. Что я могу сказать: наконец-то и в России появилось что-то действительно хорошее. Действительно интересный фильм с нормальной игрой актеров, а не с пластмассовыми рожами, как это обычно у нас бывает. Фильм мне понравился, я бы даже сказал очень понравился. Надеюсь, в России не ограничатся только этим, а продолжат снимать хорошие фильмы (в чем я сильно сомневаюсь).

    • Это на самом деле не первый хороший фильм новой России) Пожалуй, в будущем надо будет материал подготовить на эт тему, пусть страна знает героев соих.

  • "Метро" позиционировался как "первый российский фильм-катастрофа".

    Был еще такой фильм "Прорыв", конкретно про метро. Там еще душевно звучала "Машина времени"...

    «Проры́в» — широкоформатный фильм-катастрофа. Основан на реальных событиях, случившихся в Ленинградском метро.

    Изображение

  • домашнее задание на тему "догнать америку", выполненное мальчиком-ботаником, звезд с неба не хватающим, но берущим аккуратностью, серьезностью и усидчивостью. пять за прилежание. действительно, даже гордость берет от того, что "и мы могём!". другое дело, если бы это был голливудский продукт, он не удостоился бы оценки выше, нежели "на один раз".

    • Здесь я не соглашусь. И вот почему.

      В Голливуде, как и в других странах, навалом снимается фильмов, в том числе фильмов-катастроф, сильно уступающих "Метро" по всем параметрам.

      Здесь надо сравнивать не только с лучшими фильмами этой тематики, но с фильмами этого поджанра вообще. Лично мне кажется, что продукт самодостаточен - "Метро" было интересно смотреть и лично я не испытывал этого чувства "ну да, и мы могем типа догнать" во время просмотра, я просто получал удовольствие, как от кино. Единственное, когда в кадре появился "Собянин", я было подумал - "ну вот, не могли не лизнуть, щас начнется старая песня про долблестных градоначальников и безукоризненных и мудрых руководителей МЧС и ФСБ". Но не началось, что стало явным и большим плюсом, выделяющим "Метро" на фоне многочисленного новорусского трэша.

      По части спецэффектов и комбинированных съемок с Голливудом тягаться нет смысла: не те бюджеты, не те технические возможности, не те кадры, в конце концов. Но "Метро" и не пытается выехать на этом. По крайней мере у меня такого ощущения не сложилось.

      Подозреваю, что и зарубежом этот фильм должны оценить достаточно высоко.

  • Согласна с оценкой - 8 в самый раз. Фильм понравился, смотрится на одном дыхании. Момент с контактным рельсом - ух, я аж вздрогнула. Вообще, понравилось, что показали серьезную трагедию, была уверена, что напряжение успеют снять.

    Показать...

  • А не подскажете – как там с сексом? Можно ли с ребенком (11 лет) посмотреть?

  • Фильм мне понравился, всей семьей посмотрели с удовольствием. И эффекты неплохие и напряженные моменты есть и без квасного патриотизма обошлось и без бандитов. Побольше бы таких фильмов.

    Но с цветокоррекцией создатели фильма явно перемудрили - на всех дневных сценах картинка засвечена безбожно. И еще мне Галина не понравилась как персонаж. Она явно была призвана вносить некую долю юмора в происходящее, но почему-то было не смешно и хотелось, чтобы она утонула побыстрее и не портила драму.

    Подозреваю, что и зарубежом этот фильм должны оценить достаточно высоко.

    Создатели фильма явно имели ввиду зарубежный прокат, даже план с негритянкой спешащий на автобус вставили.

    • Создатели фильма явно имели ввиду зарубежный прокат, даже план с негритянкой спешащий на автобус вставили.

      Видимо, кавказец вставлен в тех же целях? )))

      • Не, это правда жизни. :) Вот если бы представители бывших союзных республик бежали к автобусу (Таджикистан и т.п.)- то это смотрелось бы очень естественно. А вот негров у нас редко можно встретить и такая сценка просто редчайшее явление.

  • Прочитав отзывы я лишний раз убедился что был неправ, поддавшись российскому кино-шаблону. Но теперь то как то уж совсем мне стыдно стало, что до сих не посмотрел этот фильм(

В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!