Новости

"НЕМОЙ": "Касабланка", неон и капелька "Твин Пикса" (РЕЦЕНЗИЯ)

РецензииКиноКомментарии: 3

Новая картина Дункана Джонса явно не пришлась публике по вкусу. Критики уничтожили "Немого", простые зрители тоже не в восторге. В чем же дело? Неужели фильм действительно так плох?

Как видите, я поставил "Немому" довольно высокую оценку. Реакция прочих зрителей в данном случае мне малопонятна. Да, от создателя "Луны 2112" хотелось увидеть нечто большее, но знаете, игнорировать достоинства тоже как-то глупо. Итак, о чем фильм?

Место действия: послевоенный Берлин будущего. Лео Байлер — бармен в ночном клубе, в детстве он пережил несчастный случай, из-за которого потерял возможность говорить. Родители принадлежали к коммуне амишей и запретили делать сыну операцию. Теперь Лео живет в большом городе, где футуристический блеск сочетается с разгулом преступности и грязью. Парень остается верен заветам родителей, носит простую одежду, почти не пользуется электроникой и транспортом. Он чудаковат, но честен и открыт этому миру. И знаете, у него есть девушка! Которая, правда, вскоре исчезает, а Лео бросается ее искать.

Тут же, в Берлине, живет американец Билл по прозвищу Кактус, в прошлом полевой хирург, а ныне дезертир, который вытаскивает пули из задниц бандитов, чтобы сделать поддельные документы и вместе с маленькой дочкой свалить из этого проклятого места.

По ходу истории создается впечатление, что дороги этих персонажей проложены параллельным курсом, ну или город все-таки очень маленький, и Кактус постоянно натыкается на Байлера то тут, то там. У них есть общие знакомые, но кажется, больше они никак не связаны. И оба они, так или иначе, вызывают симпатию.

Первого, Лео, как вы могли догадаться играет Александр Скарсгард, достойный член талантливого семейства, обладатель "Золотого глобуса" и прочих плюшек за роль в "Большой маленькой лжи". В "Немом" он тоже весьма хорош. Образ получился трогательный, наивный, но не жалкий. Парень может показаться замкнутым в себе, и очевидно, что он действительно привык к одиночеству, но вместе с тем Лео постоянно творит, режет по дереву, рисует, таким образом контактируя с миром. И самое главное, он готов на все, чтобы разыскать свою любимую. И это важный момент истории.

Роль Кактуса в свою очередь исполняет Пол Радд. Комедийный актер, он и тут довольно забавен, так что его герою легко прощаешь грубость с окружающими и даже периодические вспышки ярости, благо мужик отходчив, а если и наваляет кому-то, то скорее всего за дело.

Тут, кажется, вообще нет на 100% отрицательных персонажей. Даже не слишком умный громила, прислуживающий русскому чернокожему мафиози, и тот в чем-то импозантен. Или вот друг Билла Кактуса — Дак Теддингтон в исполнении Джастина Теру из "Малхолланд Драйва". По всем законам жанра он должен предать товарища. Да и другие причины ненавидеть Дака у зрителя есть, но вот не получается ненавидеть! Неоднозначно тут все.

С Надирой, возлюбленной Лео, тоже ситуация интересная. Играет ее немка Сейнеб Салех, красивая и немного грустная девушка с голубыми волосами. Вы удивитесь, но думаю, этот персонаж навеян "Твин Пиксом". Нет, я не про "дело синей розы", хотя цвет волос и впрямь мог прийти оттуда. Но в остальном это же вторая Лора Палмер! Одна погибает в начале сериала, другая просто исчезает. У обеих есть темные тайны, о которых они не в силах рассказать даже самым близким. И наконец обе девушки отличались странной способностью влюблять в себя всех окружающих. Кроме того, в финале приготовлена и более явная пасхалка, отсылающая зрителей к детищу Дэвида Линча и Марка Фроста.

Впрочем, главным источником вдохновения для Дункана Джонса послужил, конечно же, не "Твин Пикс", а классический голливудский нуар "Касабланка" 1942 года. Догадаться об этом нетрудно, благо "Немой" во многом повторяет сюжет одного из лучших фильмов в истории, да и режиссер сам об этом говорил. Так что не с Райаном Гослингом нужно сравнивать Александра Скарсгарда, а с самим Хамфри Богартом. Вообще попытки сопоставить картину с тем или иным "Бегущим по лезвию" кажутся мне несколько глупыми ввиду своей поверхностности. Родственные сеттинги, визуальный стиль, но по сути своей, совсем разные вещи. "Немой" — это не киберпанк, это нечто, балансирующее между мелодрамой, комедией, детективом и триллером. Сеттинг здесь необходим просто в качестве современного переосмысления нуара. Точно так же вы можете сравнить "Немого" с "Формой воды", ибо это такая же ода киноклассике, только исполненная неожиданным способом.

В целом я считаю эксперимент Дункана Джонса удачным, но не безупречным. Так с самого начала вы с нетерпением ждете, когда же эта Надира уже испарится. И проблема не в актрисе, а в том, как банально обставлен ее уход, с какой тщательностью режиссер обыгрывает древние штампы. Ну, и вообще вся эта наивность черно-белого кино в неоновом сиянии воспринимается уже не так гармонично.

Кроме того, "Немому" местами не хватает бюджета. Это не слишком портит впечатление, так как картина и не сосредотачивается на каких-то эффектах, но роботов для секса можно было бы и посимпатичнее слепить, например.

Что еще могло прийтись не по душе зрителям? Неоднозначность персонажей, неопределенность жанра... На мой взгляд, так только интереснее, но ладно. Многие рецензенты ворчали, мол, вымучено все это, и непонятно, что же хотел сказать автор. Не уверен, что режиссер вот прям обязан что-то такое хотеть сказать, но думаю, определенная финальная мысль тут имеется.

"Немой" — это история о поиске голоса, и вопреки слогану герою ленты нужны слова. Он зафиксирован внутри своей детской травмы. Как будто его не спасли тогда. Сестра стоит на берегу, а он тонет в воде с раненным горлом. И в будущем любимая женщина снова становится для Лео надеждой на спасение. Иными словами, пытаясь спасти принцессу, принц спасает самого себя. По-моему, это довольно вторично, но красиво.

А вот что в фильме безупречно, так это музыка! Клинт Мэнселл вновь поработал вместе с Джонсом и написал для него превосходный саундтрек. Я не нашел его в Сети, так что сегодня просто гонял на повторе последние сцены фильма.

Итак, "Немой" — это очередная "ода киноклассике"? Остановимся на этом? Или лучше "вторично, но красиво"? Я не знаю. Меня просто подкупила та искренность, с которой все это было воплощено в жизнь. Мне понравилось, как режиссер играет с настроением истории, заставляя нас улыбаться или стискивать зубы. И финал вышел жестким, сильным и очищающим, как по мне.

Так что, возможно... просто возможно... это все-таки не настолько плохое кино.

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 919.

Комментариев: 3 RSS

Пожалуйста, прочитайте "Правила общения в Зоне Ужасов"

Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!