Зона ужаса

На пыльных тропинках далеких планет рецензия — на мультфильм "Перевал" 1988 ой год

ФэнзонаРецензииКомментарии: 0

Фантастически психоделический шедевр от союз мультфильма, второй всплеск вдохновения после шедевральной » третьей планеты «. Более увы ничего подобного припомнить не могу, господи ну почему столько сил и пленки было потрачено на всякую лабуду?! а фильмы подобные этому напоминающие глоток вечности, имеющие огромное воспитательное значение создавались в таких малых дозах.

На пыльных тропинках далеких планет…

Повесть «Перевал» обязательна к прочтению тем, кто думает, что Кир Булычев — автор подростковой фантастики, где «Алиса, миелофон у меня!», а жители Великого Устюга за руку здороваются с инопланетянами и приглашают их в гости на чашечку чая. Несмотря на то, что главные герои «Перевала» — также дети, содержание повести способно произвести впечатление даже на взрослого человека. Чуждый человеку мир другой планеты, где застряли люди с разбившегося космического корабля, на восьмидесяти страницах выписан объёмнее, чем во многих многословных романах. Кроме того, здесь есть смерть, пронизывающий холод, монстры, словом, безоблачное детство не так и безоблачно, а приключения сулят не только веселье.

Очевидно, тридцать минут хронометража — очень мало для полноценной экранизации повести, ибо «Перевал» очень насыщен, несмотря на малый объем. Но Владимир Тарасов и не снимал экранизацию. Сохранив все ключевые моменты, он создал вокруг них свою поэтическую фантазию на тему похода троих детей и одного взрослого за припасами и оружием через перевал к кораблю, потерпевшему крушение полтора десятка лет назад. Опасная, хищная планета готовит опасности на каждом шагу, мир вокруг иллюзорен, но неиллюзорно жесток, он зыбок и переменчив, чужд и непонятен человеку. Только дети, выросшие здесь, умеют находить красоту в непостоянстве пейзажа, умеют дружить с немногочисленными мирными животными, которых по старой доброй традиции называют «козлами». Умеют выживать.

Один из парней родился на корабле, и это путешествие для него превращается в возвращение к детству, к маленькой погремушке, к бутылочке недопитого молока, к кроватке, на которой сейчас он бы не уместился, даже свернувшись в клубочек. Небольшая каюта, ставшая когда-то для него местом рождения — то единственное, что выглядит знакомо, по земному, привычно нашему взгляду. Потому что поверхность планеты постоянно меняет очертания, козел похож на помесь броненосца с мухой, а космический корабль футуристичен до полной геометрической абстракции.

Итак, мы имеем крайне непритязательное сюжетно (четверо ушли к кораблю, трое вернулось, вот и всё), но виртуозное и эмоциональное произведение. Мультфильм исполнен в желто-черных красках, он рассыпается в руках, убегая из ладоней сквозь пальцы, как пески Сахары. Здесь люди живут в пространстве, которое ни секунды не сохраняет своей формы, и даже огромный параллелепипед звездного ковчега ежесекундно грозится обернуться супрематическим раем Малевича. И только память помогает протянуть нить Ариадны, создать нечто постоянное, надежное, и только негромкий звук детской погремушки слышно в оглушающей космической пустоте.

Одно из лучших свойств картин любого характера — это открытая концовка. Не всегда она сочетается с общим настроением, и делается красиво и соизмеримо со всем произведением, но может помочь. Здесь вся картина есть фактически описание состояния пленения планетой некогда потерпевшей крушение на громадном корабле космической экспедиции.

Наиболее тревожные моменты для команды во время пути по поиску корабля сопровождаются роковыми советскими композициями, пейзажи в стиле байкерских death-metal рисунков смотрятся непревзойденно, несмотря на беспристрастность рецензента к этому виду творчества-искусства, а моменты наивысшего трепета героев при виде невероятных размеров и во многом усложненного устройства корабля музыкально еще обрабатывают зрителя самым известным произведением Баха.

Почти в каждом моменте сюжета трагедия не просто потерянности оставшихся в живых людей, а более того чувствуется просто невероятное расстояние, на которое сам корабль ушел от Земли, видна вся сложность выживания и безвыходность ситуации, в которой тем не менее удается растить детей и уже подростками настраивать их на отважные походы и отдавать им отчасти неопытным всю полноту решений, от которых будет зависеть не только существование дальнейшее, но и возможность выбраться из этих затерянных мест Вселенной.

При минимальных недоработках в визуальностях, когда на пути путешественников не встречается множества преград, когда нет, казалось бы, насыщенности того мира, куда занесло космических странников, картина сильна именно атмосферой борьбы и легкой советской патетикой покорения космоса, радует многими оригинальными подходами в художественном описании, и уделением внимания чувствам некоторых героев. Сочетание мрачности окружающего мира, мрачности самого существования экспедиции с надеждой и стремлением вырваться из плена планеты, а не каких-то инопланетных культур, крайне идет мультфильму и делает картину если не как произведение, то фантастически и эмоционально достаточно сильной. Воздействует.

Данный фильм яркий пример стыка фантастики и хорора, хотя оригинальная повесть целиком лежит в русле научной фантастики.

Просмотры: 112


    Оставьте комментарий!

    Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
    Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!