ПОЛУНОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Фэнзона

"Неизвестный" Тода Броунинга (1927): психологический триллер от создателя "Дракулы"

РецензииКомментарии: 0

Обычно "Неизвестный" классифицируется как хоррор. Не думаю, что это правильно, фильм больше похож на классическую немую мелодраму с элементами триллера. Но, тем не менее, его стоит посмотреть по нескольким причинам.

1) "Неизвестный" предвосхищает творчество Хичкока, сочетая саспенс и психоанализ с камерностью визуальных решений (небольшой хронометраж, небольшое количество персонажей, ограниченное пространство и время действия). В этом плане монтаж заключительной сцены - один из самых напряженных и цепляющих в немом кино: сочетание различных планов и ракурсов дополняется комбинированными съемками, нагнетая саспенс.

2) Я ничего не понимаю в актерской игре, но Лон Чейни - на уровень выше всего, что я видел в немом кино. Имитация радости, страдание, безумие, ненависть - и все на одном лице одновременно.

3) Фильмов, где один актер играет несколько ролей, много. Этот фильм - единственный известный мне, где два актера играют одного персонажа, причем не в дубляже, а комбинированно его нижнюю и верхнюю части.

4) В одном ряду с "Уродцами" и "Дракулой" Броунинга фильм бросает новый свет на эволюцию жанра ужасов. Например, "Дракулу" можно рассматривать не просто как первого монстра в классической линейке monster-movie студии "Юниверсал", а как продолжение исследования Броунингом темы деформированных, уродливых, искалеченных тел и душ. Живой мертвец Дракула - лишь крайняя форма такой телесности. Для Броунинга монстр - не столько сверхъестественное существо, сколько извращенная форма человечности, а фильм ужасов - способ антропологического исследования.

5) Оставаясь в рамках жанра мелодрамы с его противостоянием порока и добродетели, а также обязательной заключительной моралью, "Неизвестный" привносит и нечто новое. В фильме исследуется амбивалентность любви, ее взаимосвязь с ненавистью, страстью, похотью, желанием обладать и властвовать. Однозначных героев и злодеев нет, отношения мужчины и женщины тоже показаны очень двойственно. Все это опять же влияние психоанализа, которое, как я уже заметил, предвосхищает фильмы Хичкока. Очевидны и психоаналитические коннотации темы мужских рук и безрукости: руки здесь символически замещают фаллос, а безрукость - это символическая кастрация, все по Фрейду. Собственно, видимо эти психоаналитические сюжеты, связанные с отрезанием рук, и пугали 90 лет назад, что позволяет отнести фильм к жанру ужасов.

Просмотры: 115

Следующий пост
Что такое ужасы?
Предыдущий пост
Джон Карпентер (John Carpenter)

    Оставьте комментарий!

    Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
    Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!