Непричёсанные мысли о "Лысой горе"

ФэнзонаРецензииКомментарии: 3

...Иногда думаешь, а зачем быть писателем? Через книги, тиражи, премии? Или все же ради возможности сказать собственное слово на злобу дня? Собственно, после прочтения «Лысой горы» складывается именно такое впечатление.

Нет, на самом деле роман вполне приличный, в нем есть все, что нужно для успеха, популярности автора и продолжение темы. Какой именно? Эзотерической, демонической, этнографической – называйте этот эпос как хотите, но о Киеве в контексте языческой истории не так уж и много сказано в последнее время. В основном все книги на эту тему начинаются и продолжаются обычно так, будто все всем известно – про черную славу предков, ясные глаза княгинь, разноцветные осколки рассыпанной мозаики летописей. В данном случае архаики в «Лысой горе» Сергея Головачева хватает – он начинает там, где другие даже не думали останавливаться, полагая, что современность важнее прошлого, и достаточно сказать «Дажбог», чтобы роман стал «историческим».

Тем временем камуфляж современности – все эти сюжетные изюминки Саша Соколов предпочел бы бросить на растерзание массовому читателю – не очень важно для автора романа. То есть динамичный сюжет, элементы триллера, детективная интрига, приключенческий стиль и несомненный флер городского романа плюс магические тайны родом из сказки в «Лысой горе» присутствуют, но суть произведения, конечно же, не в этом.

Какая именно суть? Существует ли она в современной литературе или это все только имитация, игра в искренность и стилизация стилизации? Если честно, то обычно такие произведении редко когда бывают художественными, а для научно-популярных им не хватает авторского желания работать для массового читателя.

Зато с «Лысой горой» все в порядке во всех цеховых смыслах. Во-первых, это не просто киевский роман о том, как в Вальпургиеву ночь на известное место силы собирается всевозможная нечисть, а люди, милиция и вообще власть совершенно не могут этому противостоять. Так, здесь есть и предпосылки того, почему все так «исторически» и удобно сложилось, и чего Перуна сбросили в Днепр, и последствия христианизации так же рассмотрены в контексте безусловно остросюжетной повествования, но, кажется, задача автора состояла немного в другом.

Не только пересказать городские легенды о ведьмах, леших, чертей и вурдалаках, которые при жизни, то есть днём, могут показаться обычными людьми, как в «Ночном дозоре», а ночью, в Вальпургиеву ночь, предстают теми, кем они являются на самом деле. Как раз о них в романе написано немало.

Плотными рядами с автоматами наперевес ратники дьявола шли к престолу, оставляя везде, где бы они не были, хаос и разрушения на своем пути. Их руки были по локоть в крови, и даже лица были измазаны кровью. Имя им легион.

И здесь самое время рассказать, как построен этот роман, который, словно гоголевская «Шинель» может быть разобран на формалистический конструктор очередным Ейхенбаумом со Шкловским включительно. Тут явно просматривается матрица библейских текстов, по которым формируется структура романа. Правда, для рядового читателя, не посвященного в канонические тонкости, достаточно будет упоминания и десяти заповедей, на которых построена окончательная структура романа: «на передней грани перевернутой пирамиды высветилась бегущая строка: «НЕ сотвори себе кумира», «НЕ укради», «НЕ убей» и т. д.

Но в том-то и дело, что «Лысая гора» - это не роман-апокриф, как уже было сказано, и современных жанрово-стилистических признаков в нем более чем достаточно. Прежде всего это, конечно, сатира, затем, без всякого сомнения, памфлет, ну и ясное дело, пародия.

Со стороны это выглядело, как вознесся вверх в прозрачной пирамиде двуглавый орел с огненно-красными крыльями. А Димону в восставший из пепла феникса привиделся дух возрожденного Осириса, Димон-А разглядел в взмыл жар-птицы вернулся из заключения Велеса, а сумасшедший инквизитор с ужасом осознал, что только что на его глазах сбылось предсказания Иоанна Богослова об освобожденном из темницы Зверя. Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань.

Брани, то бишь битвы в романе хватает. Бьется Зло с Добром, и похоже все это на то, как если бы у Пеперштейна с Ануфриевим в «Мифогенной любви каст» сошлись эгрегоры народных масс Тысячелетнего Рейха и Святой Руси. Помните, чем это всё, в конце концов, закончилось? Правильно, битвой гигантских половых органов, потому что иначе и быть не могло там, где бал правит царь-мат и брань-приказ.

А что здесь? А здесь, как знать, все благоденствует до того времени, пока станет ясно, почему «такую страну развалили». На самом деле это не люди, а нелюди ее завалили под серпом и молотом своих сатанинских символов и эмблем. Разве не так? По крайней мере в этом романе – не иначе. Еще у Булгакова, который слышится в каждой фибре «Лысой горы» людей приучали не те чтобы не любить, но объяснять их недостатки «квартирным» вопросом ради смеха, а на самом деле заставлять делать «добро» ради «зла», это точно.

Бледные, как тень, люди шли к небесному престолу плотными рядами, глядя на мир пустыми глазами. Одни из них уничтожали людей с помощью прививок, заражая их гриппом, раком, спидом и эболой, другие использованы для этих целей алкоголь, табак и наркотики, а также ГМО и другую химию, третьи сокращали народонаселение, пропагандируя лесбиянство, педерастию и гомосексуальные браки, а также делая людей зависимыми от средств неправдивой информации, чтобы человечество не знало и не искало правду.

Именно в этом пафос романа – не разрушить очередную модель человеколюбия, шаткую и неуверенную из-за засилья «ведьмовских» концептов современности, а построить что-то вроде собственной доктрины защиты от исторического произвола и заодно и от историографов.

В первом легионе шли седые старцы, во втором шествовали небритые мужчины, замыкали колонну безбородые юнцы. Все они были обычными аферистами, создававшими деньги из воздуха, гениальными мошенниками, развалившими великую страну и присвоившими себе ее осколки, непревзойденными ворами, [/i]приватизировавшим и распродавшими по дешевке все, что только было можно: армию и флот, фабрики и заводы, средства массовой информации и государственные учреждения, благодаря чему и стали миллионерами, миллиардерами и олигархами.

Просмотры: 192

Комментариев: 3 RSS

  • Со стороны это выглядело, как вознесся вверх в прозрачной пирамиде двуглавый орел с огненно-красными крыльями. А Димону в восставший из пепла феникса привиделся дух возрожденного Осириса, Димон-А разглядел в взмыл жар-птицы вернулся из заключения Велеса, а сумасшедший инквизитор с ужасом осознал, что только что на его глазах сбылось предсказания

    Чот складывается впечатление, что русский для автора не родной.

  • Это всё издержки Гугл-переводчика :)

Оставьте комментарий!

Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!