ГОЛЕМ

Новости

Несостоявшийся "демонолог" Дарья Бобылева: "В хорроре я чувствую себя инопланетянином"

ЭксклюзивКнигиИнтервьюКомментарии: 2

В гостях у Зоны Ужасов - человек, пришедший в жанровую литературу из литературы "высокой". Московский журналист, прозаик и переводчик, выпускница знаменитого Литературного института имени Горького, член Союза писателей Москвы Дарья Бобылёва публиковалась в серьезных "толстых" журналах, таких как "Нева", "Октябрь" и "Сибирские огни", а в 2014 году дебютировала сборником мистических, а порой и откровенно пугающих новелл "Забытый человек", который был тепло встречен и критиками, и читателями. А в этом году у Дарьи есть все шансы пройти сложнейший отбор в антологию "Самая страшная книга 2017", для чего ей предстоит выдержать конкуренцию десятков авторов, специализирующихся на ужасах. Об этом отборе, о критиках, фольклорных быличках и, конечно, о "Забытом человеке" и иных гостях из иномирья мы и поговорили с автором.

Уже вот-вот станут известны результаты голосования читательской таргет-группы в отборе в очередную антологию серии "Самая страшная книга". И, не вдаваясь в детали, могу сказать, что у вас хорошие шансы попасть в "Самую страшную книгу 2017". Вы участвуете в этих отборах впервые, поделитесь впечатлениями?

Было любопытно. Посмотреть на «тусовку» любителей и производителей ужасов изнутри, понять, чего, собственно, этот любитель хочет. Тем более это интересно потому, что у меня культурный багаж другой, в жанровую литературу я пришла из мира «толстых» журналов и чувствую себя тут немного инопланетянином. И мне это нравится, пришельцем быть вообще хорошо: позволяет вовсю пользоваться приемом остранения, например (без буквы «т», по Шкловскому: «создание особого восприятия предмета, создание „ви́дения“ его, а не „узнавания“»). Я пишу скорее мистику, чем хоррор, а может, магическим реализмом занимаюсь – в общем, пытаюсь работать на стыке жанров, в каком-то одном быстро становится и тесно, и скучно. Стык жанров – он как стык тектонических плит в не самую спокойную эру, постоянно идет какое-то движение, нужно балансировать, и мнение читателей тоже помогает решить, куда сделать очередной шаг.

Насколько вообще для вас важен контакт с читателем? Имеет значение оценка аудитории или все-таки главное - это высоколобая критика?

Критики не высоколобые, а весьма симпатичные – поверьте, я регулярно наблюдаю их в естественной журнальной среде обитания. И критики – они тоже читатели, и читатели – тоже критики, сейчас у нас полный синкретизм и эклектика, и это прекрасно. Важно мнение всех – это с рациональной точки зрения. Всех надо выслушать, обдумать – и сделать по-своему, потому что иррациональная точка зрения мне куда ближе. Самое ценное в данном случае – возможность найти и выслушать «своего» читателя, настроенного на ту же волну, со сходным культурным багажом и мировоззренческой системой. И, кажется, среди таргет-группы я «своих» тоже нашла. Не подумайте, что речь идет о какой-то элитарности, просто я знаю, что отношусь к категории «странных авторов».

В 2014 году вышел ваш сольный сборник "Забытый человек", который, несмотря на название, хоррор-аудиторией забыт не был. Расскажите, о чем эта книга, как создавались вошедшие в нее рассказы?

Меня, как несостоявшегося фольклориста-демонолога (ну не срослось), всегда увлекал мир славянских быличек – фольклорных историй о встрече с потусторонним. Особенно в них подкупает то, что быличка рассказывается по традиции как реальная история, случившаяся, к примеру, с родственниками или соседями. И через призму быличек наш мир выглядит чрезвычайно густонаселенным, везде живут какие-то существа – начиная с домовых и леших и заканчивая кем-то уже совершенно непонятным. С этими созданиями нужно уметь общаться, соблюдать определенные правила для мирного сосуществования. Вот я и подумала – а что, если этот густонаселенный мир продолжает жить рядом с нами, его обитатели освоили метро и многоэтажки, нашли себе убежище в подвалах и старых квартирах? Они изменились, приспособились, а система наших взаимоотношений с ними разрушилась, поэтому контакты между мирами стали опасными. При этом мне хотелось, чтобы воспринимались эти рассказы не как страшилки с форума, а именно как былички – истории, случившиеся у нас, рядом, с кем-то знакомым. Так что позаимствовала я оттуда не мифологию, а скорее общий композиционно-стилистический подход.
Это основа сборника, а так я постаралась сделать его разноплановым – там есть и фантастика, и ghost story. И еще одно ключевое направление – «советская готика», призраки недавнего прошлого, в котором, казалось, не должно было быть места ничему мистическому. Но оно уцелело в сумрачных коммунальных квартирах, среди тополей и сливочно-желтых домов старого центра – и стало еще более непонятным и порой зловещим именно потому, что, отрицая его, человек утратил возможность хоть как-то с ним договориться. Зато мы не одиноки в шумном и равнодушном мегаполисе –везде кто-то водится, скребется и постукивает…

Программное произведение сборника, давшее ему название - рассказ "Забытый человек". Как вам в голову пришла идея этой истории?

Не то чтобы оно программное, просто эта идея мне дорога и ей на самом деле много лет. Я выросла в старом доме в центре Москвы, в той самой атмосфере «советской готики». Эту атмосферу я нежно люблю, ничто не сравнится с таким вот домом, который видел столько жизней, что сам стал практически живым – потому и потрескивает, вздыхает по ночам. И у нас действительно была своего рода «квартирная легенда» о втором коридоре (в рассказе он превратился в комнату), замурованном за ненадобностью много лет назад. Слово-то какое – «замурованный», сразу наводит на мысли о «Бочонке амонтильядо» и Белых дамах, замурованных в стену замка много веков назад и до сих пор являющихся по ночам… В общем, читала я в детстве много и жуть как любила всякую жуть. Так и возник сам по себе Забытый человек, замурованный когда-то в нашем втором коридоре и обитающий с тех пор за стеной, что-то среднее между классической бабайкой в шкафу и призраком прошлого, которым пропитаны старые дома. Кто его знает, кем он был и был ли вообще, но если прислушаешься – различишь его шаги. А может, это душа дома – слишком отличающаяся от человеческой для того, чтобы ее можно было понять, не злая и не добрая, живущая своей потаенной жизнью. Мои странные существа вообще редко бывают злыми, они просто другие, и лишний раз их внимание, пожалуй, лучше не привлекать.

Традиционный вопрос насчет дальнейших творческих планов. Нет ли в них места крупной форме, а то ведь ценители мистики и ужасов заждались стоящих романов?

Дописываю роман, как вы догадались? Но это роман в рассказах – еще раз к вопросу о том, чтобы все сделать по-своему. Не знаю, как он таким получился, как-то сам собой. Рабочее название «Вьюрки», в этот раз исследуем зловещую иномирную сторону жизни дачных поселков, обители вечного лета. Там, среди ветхих домиков с ажурными верандами и новых коттеджей, непременно должно водиться всякое. Рассказы, которые я подавала на конкурс – как раз из этой серии.

О книге "Забытый человек":

Человек не одинок во Вселенной.
Небо пылает невиданными, восхитительными оранжево-фиолетовыми сполохами. Земля дарит дачникам небывалое цветение роз в садах.
Горожане наслаждаются тишиной и порядком во дворах, отличным ремонтом в подъездах.
Все бы хорошо, да только иногда пропадают дети. И в треснувшем зеркале отражается кто-то, не имеющий к вам никакого отношения. И за стеной кто-то ходит, постукивает и иногда даже кричит, но ваша квартира — крайняя в доме. Человек не одинок во Вселенной.
Хорошая новость?..

Где купить эту книгу? Например, здесь:

Лабиринт

Озон

Эксмо

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 1746.

Комментариев: 2 RSS

Оставьте комментарий!

Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!