Новости

Осень патриарха: Рецензия на сборник "Лавка дурных снов" Стивена Кинга

РецензииКнигиКомментарии: 4

В литературе (и искусстве вообще) есть люди гениальные - те, кого ангел коснулся крылом. Они обращают на себя внимание еще в юные годы. Их творчество опережает время и двигает других творцов вперед. Таким в русской литературе был поэт Пушкин, язык, ритм и стиль которого были едва ли не на голову выше всего того, что в его эпоху писалось другими... А есть люди не гениальные, но - великие. Эти не одарены столь богато, как первые, хотя тоже отличаются большим талантом. У них есть слабости и пишут они не всегда безукоризненно. Однако благодаря трудолюбию, умению учиться и совершенствоваться, эти тоже становятся феноменами культуры и также двигают искусство дальше. Быть может, даже больше, чем гении, ведь пламень гениальности вспыхивает ярко, но горит обычно не долго, а свет великих авторов сияет людям на протяжении всей их жизни.

Ко второй категории я бы отнес Стивена Кинга, в карьере которого случались и творческие неудачи, и просто посредственные произведения, и с критиками у него далеко не всегда отношения были идеальные. Но, тем не менее, Кинг уже давно - столп современной литературы, его влияние огромно и неоспоримо, его персона - практически предмет культа для миллионов поклонников и последователей во всем мире. В конце концов, он - глава целого писательского клана, причем, судя по успехам Джо Хилла, у клана этого прекрасное будущее.

Кингу уже под 70, и в последние лет 10-15 все чаще слышны голоса, говорящие нам о том, что-де Король "перерос" жанр ужасов. С этим утверждением можно и нужно спорить. Прежде всего, следует понимать, что хоррор - это литература для достаточно молодых людей, не для стариков. Физически и психологически трудно истязать свою нервную систему страшными историями, когда перед тобой вырисовывается уже вполне определенная перспектива не выдуманной, а настоящей пугающей встречи со смертью. Поэтому, как правило, пожилые люди не читают хоррор и не смотрят (за редким исключнием) фильмы ужасов. То же касается и авторов хоррора: с возрастом многие из них постепенно отдаляются от жанра, и Кинг здесь далеко не первый пример подобного. Да, можно сказать, что он "перерос хоррор". Но можно сказать и иначе: автор вошел в ту пору, когда настоящий хоррор ему писать порой не очень-то комфортно и оттого тяжело.

Тем более, что Кинг уже давно получил признание вне жанра, так что перед ним всегда имеется альтернатива ужасам - реалистическая проза, например. И, к чести Короля, он хоть и не избегает этой альтернативы, но и хоррор все-таки не бросает. Очередной (надеемся, что далеко не последний - увы, учитывая возраст автора, такая ремарка уже не будет лишней) сборник Кинга, "Лавка дурных снов" представляет собой компиляцию разножанровых вещей, где нашлось местечко и чистому незамутненному ужасу, и фантастике, и остросоциальным бытовым зарисовкам "из жизни", и сомнительного качества поэзии. О последней говорить не хочется - Кинг все-таки никогда не был по-настоящему ярким поэтом, даром что время от времени включал собственные стихи в книги. А вот прозе патриарха внимание уделить надо.

Интересно позиционирует автор свой сборник и в названии, и в предисловии. "Лавка дурных снов" перекликается с одним из лучших его сборников, "Ночными кошмарами и фантастическими видениями" (первое издание - 1993 год). Ту книгу, с тем пафосным и нарочито трэшевым названием, Кинг открывал реалистической историей мести "Кадиллак Долана", а заканчивал сказкой "Нищий и алмаз", между которыми упрятал много замечательных историй, преимущественно пугающих, таких как "Детки в клетке", "Попси", "Щелкун", "Двигающийся палец", "Люди десяти часов утра", "Крауч-Энд". Новую книгу автор начинает с хоррор-повести "Миля 81", а заканчивает рассказом о конце света "Летний гром", в то время как наполняют ее уже в большей мере не-жанровые вещи. Автора часто упрекрали в излишней коммерческой направленности его творчества - и вот уже на старости лет он выдал, по большому счету, не-коммерческий сборник, который, однако, назвал именно так, как назвал, словно говоря критикам: "Да, я не прочь продать что-то людям, продать что-то страшное, я занимаюсь этим всю жизнь, но что в этом плохого, черт подери?"

Ничего, Стивен. В самом деле, ничего.

Покупателю, однако, стоит иметь в виду, что в "Лавке" выставлены на продажу далеко не только образцы хоррора. К таковым можно отнести, помимо открывающей сборник истории плотоядного автомобиля, еще и (в больше или меньшей степени) рассказы "Гадкий мальчишка", "Нездоровье", "Билли "Блокада", "Маленький зеленый бог страданий", "Некрологи". Может быть, еще повесть "Ур" (возможно, лучшая история в этой книге, которая напоминает творчество Кинга тех времен, когда он набирал популярность). Может быть, "Мистер Симпатяжка", еще что-то, с натяжкой.

С другой стороны, книга наполнена такими новеллами, как "Гармония премиум", "Смерть", "В этом автобусе — другой мир", "Дюна", "Бэтмен и Робин вступают в перебранку", "Пьяные фейерверки" - историями, в которых или вовсе нет, или крайне слабо представлен элемент саспенса, зато присутствует черный юмор, любимый автором реализм, бытовые и жизненные наблюдения. Написаны все эти истории прекрасным, безукоризненным языком, преимущественно в фирменном кинговском стиле, так что ценители Кинга-литератора останутся довольны. Рассказ о Бэтмене и Робине (на самом деле это великовозрастный сын и его престарелый выживший из ума папаша) - вообще из лучших в сборнике и во всем творчестве автора, чего не скажешь про ту же "Милю 81", даром, что первая история - о людях и жизни, а вторая - об ужасающей твари.

Нельзя не обратить внимание, что автор уже всерьез осознает собственные годы. Все реже в его текстах мы встречаем персонажей-детей, все чаще - стариков, и практически постоянно где-то рядом маячит старуха с косой - не как нечто пугающее, но определенно как что-то неприятное-нежеланное. Взгляд автора на неизбежность встречи с этой дамой - циничен и сух, и полон не столько ощущением печали, сколько настроением в духе "ну и черт с тобой". Печально от чтения об этом становится не Стивену Кингу, а нам - его читателям. Свою лавку автор держит открытой для нас уже не один десяток лет - и очень грустно будет, когда и если она прикроется.

Источник: Зона Ужасов.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 4 RSS

  • Книга давно куплена, ждет своего часа. Спасибо за рецензию.

    • Спасибо за рецензию

      Пожалуйста. Тож давно купил, давно прочитал уже, но все руки не доходили написать отзыв. В следующий заход, наверное, на "Темную сторону Сети" напишу - правда, не сплошь хвалебную, ну да там и по срокам уже, наверное, не критично, если где-то что-то заминусую - вряд ли на продажах уже скажется.

      • Вот отзыв на ТСС особенно любопытно будет прочесть. Хотя я и так знаю, что ты от моих рассказов не в восторге)

        Кстати, по поводу данной рецы и тезиса о том, что хоррор не для стариков. Моя бабушка с удовольствием читает Кинга и прочий хоррор (хотя и далеко не весь). Из последнего, что я привозил, ей очень понравились "Блаженны мертвые" и "Впусти меня" Линдквиста. А вот "Лавка" как раз совершенно не понравилась. Мол, это не Кинг вообще, сплошная уныль и скука. Поэтому не уверен, что в старости, коли доживу, буду воротить нос от ужасов и тянуться к чему-то более реалистичному. Все-таки это слишком индивидуально.

        • от моих рассказов не в восторге)

          Да и не от твоих тоже. Там есть неплохие вещи, но нет (или я пока не дошел до них) по-настоящему классных, отличных.

          Насчет пожилых любителей хоррора - я, конечно, не имел в виду, что таких вовсе нет. Просто их меньше, чем молодых. Ммм... Вот, подумал, что это как с аудиторией в Сети. Глянул сейчас статистику Хоррор Веб за март по возрасту:

          18-24 лет - 40%
          25-34 лет - 25%
          менее 18 лет - 19,5%
          35-44 лет - 10,7%
          старше 45 лет - 5,6%

          То есть такие есть, но их меньшинство. Тем они ценнее, конечно)

В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!