Как понимать фильм "Человеческая многоножка" - РЕЦЕНЗИЯ

НовостиРецензииКиноКомментарии: 6

Молодой голландский режиссёр Том Сикс, сняв 3 комедии на разные темы, вдруг решил круто поменять жанр и выпустил камерный триллер "Человеческая многоножка", к которому затем снял и 2 сиквела. Этот фильм, который многим кажется аморальным, чрезвычайно жестоким (достаточно почитать отрицательные отзывы на КП - в чём только его не обвиняют!), на деле абсолютно не похож на "Сербский фильм", пыточный конвейер "Пила 3" и далее, а также на "Свадебную вазу", если уж говорить о фильмах, выходящих за грань того, что считается хорошим вкусом. При этом "Человеческая многоножка" наверняка повлияла на появление "Бивня", хоть режиссёр Кевин Смит никогда и не признается в этом. А ведь у этих фильмов много общего в плане сюжета и даже манере подачи материала. Да и кому бы пришло в голову снимать в консервативной Америке открытый ремейк фильма, концепцию которого даже сам режиссёр побоялся объяснять продюсерам, а потому опустил многие подробности.

Я не видел и не хочу видеть сиквелы "...многоножки", так как этот фильм не нуждается в сиквелах, представляя абсолютно законченную историю, и если такие сиквелы появились, то можно сказать, что или режиссёр соблазнился деньгами (а на первой части и он, и продюсеры неплохо заработали), или Сикс так до конца и не понял собственное детище, решив эксплуатировать закрытую тему. Это всё равно, как если бы Руджеро Деодато решил снять продолжение "Ада каннибалов" или же к "Сало, или 120 дней Содома" кто-то захотел бы снимать сиквел. Упоминание этих фильмов неслучайно, и не только потому, что они не менее (а, пожалуй, и более) скандальны. Их объединяет и тема монстров, скрывающихся в душах внешне респектабельных людей.

"Человеческая многоножка" не является хоррором или сплаттером вроде японского "Гротеска". Это камерный, почти артхаусный триллер, снятый с большим тактом, так что даже не помышляйте о каких-то мясных сценах. Тут и крови-то очень мало, а немногочисленные убийства все оправданы сюжетом. Понимая, что окажусь в меньшинстве, скажу, что на мой взгляд "Человеческая многоножка" не только не аморальное кино, а один из лучших триллеров последних лет. Прежде всего, стоит отметить продуманный до мелочей сюжет и атмосферу безысходности, обречённости практически всех персонажей, так что уже с первых кадров ясно, что ничем хорошим история не закончится. И ещё стоит отметить, что редко можно увидеть триллер, снятый с большим кинематографическим мастерством, практически как авторское кино, с обилием долгих планов, неторопливо перемещающейся камерой, отличными тревеллингами и хорошо выстроенными мизансценами. Том Сикс даже и не думает пугать, но создаёт неуютное, какое-то обречённое и безумное полотно, причём исключительно психологически, ибо в кадре ничего похожего на "Пилы" не происходит. Думаю, большинство отрицательных отзывов объясняются в первую очередь неприятием самого эксперимента, как будто для кино есть запретные темы. Ведь плохо не что, а как.

Дальнейшие рассуждения можно не читать тем, кому фильм не понравился, так как ничего полезного такие зрители для себя не почерпнут, а также тем, кто ни при каких обстоятельствах не будет смотреть первую часть. Тем же (не очень многочисленнным) людям, у кого есть желание узнать, что же такого ужасного представляет собой "...многоножка", я попытаюсь объяснить то, как я вижу этот фильм.

Центральный персонаж, с которого и начинается история, это доктор Хейтер, которого почти гениально сыграл маститый немецкий актёр Дитер Лазер. Нам не расскажут и не покажут многого об этом персонаже, однако по ряду намёков мы можем с той или иной вероятностью воссоздать историю этого человека. Доктор Хейтер был хирургом и специализировался на разделении сиамских близнецов. Это одинокий, нелюдимый человек, у которого в жизни не было ничего, кроме работы, и когда его её лишили, может, по причине возраста или же нестабильной психики, он окончательно сошёл с ума, однако в безумии есть своя логика, и Сикс не скрывает её от зрителя. Одна из его жертв, японец, не зря говорит ему, что он хочет быть богом. Ведь доктор всю жизнь занимался тем, что вторгался в божий замысел и рушил то, что бог творил, соединяя зародышей в конструкции. Но истинный смысл содеянного доктором всё-таки куда проще. У Хейтера были собаки, которых он очень любил (доктор сам говорит, что не любит людей) и на которых он решил попробовать свою операцию, не разделять, а соединять, отчасти, может, потому, что Хейтер чувствовал вину за свою прошлую деятельность, приведшую вместо благодарности к увольнению и лишению смысла жизни. Собаки же никогда не предадут, ведь они преданы хозяину. А потому доктор, искренне оплакав умершую тройную собаку и похоронив ее около своего дома, решил создать себе собаку из людей, подобно тому, как Майкл Паркс в будущем будет делать себе друга-моржа в "Бивне". То, что истинной целью эксперимента было выведение новой породы собаки, очевидно ещё и потому, что доктор тренирует получившуюся конструкцию как собаку, обучает приносить газету, есть из миски, жить в клетке, то есть скрашивать его, доктора, одиночество своей преданностью. Но доктор, будучи безумным, не понимает, что люди не собаки и собаками против воли их быть не заставишь. Оттого японец говорит, что он не животное, а человек, и перерезает себе горло. Единственное, чего доктор не мог отнять - возможность выбора, жить или умереть. Конструкция разрушена, всё пошло не так, как он планировал, ибо человек не бог, и игры в бога ни к чему хорошему никогда не приводят. Доктор тоже фактически совершает самоубийство, дав себя убить полицейскому, ибо власти уже вышли на его след и рано или поздно у него отнимут и его эксперимент. Конечно, неслучайно, что действие происходит в Германии, где не так давно такие же врачи-убийцы во главе с доктором Менгеле проводили самые ужасные, подчас бессмысленные эксперименты. Сикс не был первым, кто обратился к такой теме, ведь задолго до "...многоножки" было снято "Змеиное яйцо". Режиссёр тоже стремился создать нечто большее, чем банальный ужастик об очередном злодее в медицинском халате, вроде "Гротеска" (знаменательно не особо ругаемого киноманами). Его фильм не пугает натурализмом, а скорее действует на психику давящей депрессивной атмосферой. Показывает, к чему приводит одиночество. Человек, оставшись наедине с самим собой, превращается в зверя. Кстати, неспроста доктор в одной из сцен лежит на кровати в позе распятого Христа. Для него и в самом деле будет личная Голгофа, где он будет страдать за свои собственные грехи. Ибо не должно человеку посягать на акт творения.

"Человеческая многоножка" имеет право не нравиться, ибо только деньги, как сказал когда-то И. А. Бунин, нравятся всем. Конечно, человек имеет право считать её аморальной. Но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, самому убедиться в личном отношении к снятому, тем более с такой редкой кинематографической культурой, как уже давно не снимают американцы, штампуя однообразно снятые триллеры один за другим. Я никогда не буду смотреть сиквел этого фильма, ибо это единственный недостаток оригинала, что режиссёр так и не понял, что есть фильмы, к которым не нужно снимать продолжения, дабы они не потеряли свой бескомпромиссный настрой.

И почему Дитеру Лазеру не дали "Оскар"? Он не играет, а живёт в кадре, присутствуя почти в каждой сцене фильма, в отличие от Энтони Хопкинса, зашедшего на огонёк к Демме на 16 минут.

Оценка: 8

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 526.

Комментариев: 6 RSS

Оставьте комментарий!

Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!