Новости

Пересматривая классику - "Незнакомец", 1981 - РЕЦЕНЗИЯ

РецензииКиноКомментарии: 10

Многие старые фильмы, которые мы по привычке зовем "классикой", при ближайшем рассмотрении оказываются кино безнадежно устаревшим, лишившимся изрядной доли обаяния - так, например, произошло с оригинальной "Пятницей, 13-е", получить какое-либо эстетическое удовольствие (не говоря уже о том, чтобы испытать чувство страха) от просмотра которой в наши дни уже проблематично. Другие - "Хэллоуин" Джона Карпентера, допустим, - и сейчас производят вполне пристойное и приятное впечатление. Это и отличает по-настоящему хорошие образчики жанра от пусть талантливых (и то не всегда), но все же - скороспелых поделок. Еще один слэшер той поры (конец 70-х - начало 80-х годов прошлого столетия), "Незнакомец" (The Prowler, 1981), хоть многие и называют его "классикой", все-таки относится в большей мере ко второй категории, проходит по разряду поделок.

В 1981 году поджанр слэшеров находился в самом расцвете как раз после успеха помянутых "Хэллоуина" и "Пятницы". Простые и схематичные фильмы ужасов про таинственных убийц, кромсающих подростков, имели бурный успех в среде этих самых подростков. Происходи становление слэшера как поджанра в наши дни, обязательно прозвучало бы слово "тренд" - такие картины были в моде, и аждый киноделец спешил урвать свой кусок. Так что новые слэшеры выпускались по несколько штук за год. При этом сценаристы не баловали зрителя особым разнообразием идей. Так, летом 1980 года на экраны вышла канадская картина "Школьный бал", а уже весной 81-го - американский "День окончания школы". "Незнакомец", премьера которого состоялась в ноябре того же года, также обыграл тему выпускной вечеринки старшеклассников, попутно позаимствован кое-что еще и у слэшера "Мой кровавый Валентин" (премьера - февраль 1981-го), и у "Пятницы, 13-е - Часть 2" (премьера - апрель 1981-го), я уж молчу про сцену в душе, которая вторила хичкоковскому "Психо" - этим грешен любой фильм ужасов со сценой в душе.

Казалось бы, лента насквозь вторична, но надо отдать должное - имеются в ней и свои находки, и свои достоинства. Зачин истории обращает зрителя аж ко Второй Мировой: девушка Розмари (один из вариантов названия фильма - "Убийца Розмари") не дождалась возвращения своего парня из армии, о чем сообщила тому письмом. Парень же, чья психика, судя по всему, пострадала, жестоко мстит - в ночь выпускного бала он, подкараулив изменщицу с ее новым бойфрендом в живописной беседке, протыкает обоих вилами (откровенный плагиат на одну из сцен убийств из второй "Пятницы"), а в ладонь убитой кладет розу (экивок уже в сторону "Моего кровавого Валентина").

С тех пор минуло 35 лет, в течение которых в этом городке выпускные вечеринки не устраивались. А когда, наконец, решено вернуть старую традицию, убийца Розмари вновь дает о себе знать. И вот уже один за другим гибнут выпускники, в то время как многоопытный шериф отправляется на рыбалку, доверив дела молодому помощнику, девушка которого - тоже выпускница... К тому же в окрестностях может рыскать неизвестный преступник, учинивший разбой по-соседству.

Слэшеры вообще и "Незнакомца" в частности упрекают в примитивности сценария, однако в данном конкретном случае упрек не вполне справедлив. В некотором смысле сюжет "Незнакомца" даже чересчур сложен - над ним работало аж три сценариста (в титрах упоминается только двое), а еще одно трио дорабатывало диалоги (забавно, так как диалоги-то здесь как раз слабы). В итоге мы имеем сразу несколько линий, которые могут запутать зрителя - тут вам и убийца Розмари, и старикан-вуайрист, живущий в доме рядом со студенческой общагой, и тот самый неизвестный преступник, который так до конца фильма и остается за кадром, и несколько второстепенных, не играющих никакой существенной роли в истории персонажей, некоторые из которых погибают от рук маньяка, а некоторые остаются в живых. Часть этих сюжетных линий остается без объяснений, часть - просто оборваны, да так, что, увы, приходится признать - введены они были лишь с целью растянуть хронометраж картины до приемлемого. Слабо раскрыты мотивы самого убийцы, то есть понятны истоки его мании, но совершенно никакого логического обоснования тому, что он делает, как он выбирает жертв и чего вообще пытается добиться не дается. Не слишком логичны подчас и действия других персонажей, включая главных героев. Сценарий, сама история выглядит ровно так, как, наверное, и должен выглядеть сценарий, который сочиняют несколько разных человек - один пишет начало, второй середину, а третий - что-то еще. Отдельным сценам и эпизодам убийств уделено куда больше тщания, чем общей канве, что, возможно, и могло быть приемлемо в "золотую" эпоху слэшеров, но сегодня изрядно портит впечатление от просмотра.

Сценаристы и потом, кстати, ничем себя особо не проявили, работая в основном на телевидении. Чуть большего успеха добился режиссер Джозеф Зито, сняв не только четвертую часть "Пятницы, 13-е", но и небезызвестный боевик "Красный скорпион" с Дольфом Лундгреном - хотя это также успех весьма скромный. И это объясняет изрядную слабость "Незнакомца", в котором не слишком одаренный режиссер воплощал на пленке сбивчивый сценарий не слишком талантливой команды сценаристов при участии не шибко выдающихся актеров. Из актерского ансамбля "Незнакомца" в звезды не вышел никто, хотя это-то как раз странно, так как на самом деле именно к актерам претензий минимум - и Вики Доусон, и Кристофер Гутмэн, и остальные смотрятся на своем месте и отыгрывают роли на совесть. Героиня - мила, ее парень - приятный и смелый молодой человек, за их отношениями следить порой интереснее, чем за основной сюжетной линией. Персонажи - живые и яркие - во многом вытягивают это кино. Вторым жирным плюсом фильма являются кровавые спецэффекты.

Над ними работал знаменитый Том Савини. "Незнакомец", возможно, его лучшая работа в жанре - сцены убийств здесь смотрятся максимально натуралистично. Не всегда в них можно поверить с точки зрения логики, физиологии, но выглядит все предельно "живо". Камера не стесняется показывать детали, в отличие от таких фильмов как "Психо" или "Техасская резня бензопилой", где все самое ужасное оставалось за кадром. В "Незнакомце" демонстрируют все: и то, как вилы протыкают плоть, и то, как лезвие пилит девичью шею, и - крупным планом! - как разносит в ошметки голову после выстрела в упор. Более того, в своеобразной "бонусной", эпилоговой сцене Савини и Ко внезапно показывают зрителю ожившего мертвяка (на самом деле это "глюк" пережившей стресс героини) - и этот вариант "зомби" выглядит куда более "мертвым" и страшным, чем ромеровские ходячие мертвецы - даже те из них, кого также гримировал Савини.

К достоинствам картины можно отнести и умелое нагнетание саспенса в отдельных сценах. На самом деле это, вероятно, и есть главное достоинство фильма, которое много ценнее всех прочих - местами его смотреть и сейчас пусть не страшно, но отчетливо напряжно, так как саспенс, ожидание чего-то ужасного просто зашкаливает. Критикуя слабости сценария и режиссуры, надо похвалить Зито и компанию за умение выдерживать по-настоящему мощные театральные паузы.

Ну а что же получается в общем и целом? Получается фильм, имеющий как и очевидные недостатки (дыры в сюжете, слабые диалоги, граничащие с плагиатом заимствования и т.д.), так и определенные достоинства (симпатичные актеры, яркие "кровавые" спецэффекты, умелое нагнетание напряжения и т.п.). С одной стороны, это кино тянется к тому, чтобы в какой-то части встать в ряд с настоящей классикой слэшеров, но с другой - очевидные слабости мешают отнести "Незнакомца" в палату мер и весов хоррора как цельный, самодостаточный фильм.

Источник: Зона Ужасов.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 10 RSS

  • Эх...

    Роскошный СЛЭШЕР. Спасибо что напомнили. Сегодня ремукс стяну и на выходные пересмотрю.

  • Сцена убийства в бассейне настолько натуралистична, что кажется, как будто актрису на самом деле убили на съемках :)

  • Недавно посмотрел первый раз:) Маньяк в нутри меня - очень доволен))))) Вот умели же слешеры снимать!!! Душевная резня:) С оценкой несоглашусь!(Хоть она и объективная) как минимум пол балла можно было бы и накинуть! Сурово, сурово...

  • Очень достойный слешер. Я, как и Horror_Man, смотрела этот фильм давно и практически забыла о его существовании. Спасибо, что напомнил. Тоже пересмотрю.

  • Годный. Очень даже неплохо зашёл (вот только что досмотрел). Как и классический My Bloody Valentine в своё время. На очереди «Школьный бал» тады уж )

В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!