Новости

Писатель Александр Щеголев говорит о хорроре

КнигиКомментарии: 6

Чтоб вы знали, в эти дни в Санкт-Петербурге в ДК имени Крупской проходит Книжная Ярмарка, среди гостей и участников которой можно встретить известных литературных критиков, журналистов и, конечно же, писателей. Так, в гостях у ярмарки побывал и автор романов "Жесть" и "Ужасы любви" (a.k.a. "Палата пыток", a.k.a. "Как закалялась жесть"), автор - участник Литературного общества "Тьма", лауреат многих российских литературных премий Александр Щеголев. Писатель дал большое интервью фанткритику Василию Владимирскому. Причем по большей части речь шла именно о литературе ужасов.

Лично я не во всем согласен с уважаемым авторов (с которым имею честь быть знаком лично), но по целому ряду вопросов, связанных с хоррором, считаю, Александр Щеголев совершенно прав. Особенно в том, что принадлежность к жанру ужасов нельзя определять по внешним признакам, атрибутике (вроде того, что есть или нет в романе ужасов вампиры).

Источник: Зона Ужасов, Вконтакте.

Темы этой статьи
In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 6 RSS

  • Хорошо, что говорили о хорроре. Плохо, что рассуждали, по-моему, дилетантски. Особенно позабавило мнение о том, как надо определять жанр произведения. По формальным признакам нельзя, а вот по мнениям читателей (зрителей) можно. Если многие говорят, что страшно, значит, это хоррор. Мне вот "Гамлет" страшен, но как-то просто назвать его пьесой ужасов.

    • Ну, Гамлет хоррору, в общем, не чужой. Не хоррор чистый конечно - в театре жанра ужасов по сути нет (Гран-Гиньонь не в счет), но есть определенные элементы и образы, которые явно должны были припугнуть если не нас, то шекспировского зрителя.

      Что касается определения жанра, то тут я совершенно согласен - Щеголев ошибается. Его подход скорее статистический. Да, можно так пробовать делать, но это не даст максимально точного результата.

      Лично я вывел для себя некую формулу. Первый шаг - понять для себя, ставили ли создатели произведения одной из главных целей напугать меня, потребителя? И второй шаг - понять, что в произведении является источником, выразителем страха, попробовать представить произведение без этого источника (заменить мысленно выразитель страшного на что-то совершенно иное): если произведение в результате такой "замены" явно становится чем-то принципиально другим, новым - то значит мы имеем дело с произведением жанра хоррор. То есть страшное в этом произведении составляет его основу, суть.

  • Верно, кроме формальностей и условностей, есть дух произведения. В том же "Гамлете" усилить линию тени отца. Вот тебе, бабушка, и "паранормальное явление"!

    К тому, важно, как сам автор определяет свое творение. По Чехову "Чайка" - комедия. Хотя зрители ее чаще всего ее так не воспринимают. Постановщики больше упирают в драму, получая иной раз трагикомедию.

    • В кино есть понятие жанра как негласного контракта между кинопроизводителем и кинопотребителем. Это понятие во многом верно и для массовой литературы. Плюс его довольно легко понять, в отличие от моих теоретических раскладок.

      Суть - в позиционировании (и это правильно, потому как речь идет таки о популярных жанрах). "Негласный контракт" сводится к тому, что зритель, покупая билет на фильм ужасов, ждет, что его, зрителя, будут пугать. А производитель, называя свой фильм хоррором, обещает зрителю, что будет его пугать.

      • Стопудово. Многие жанры - именно коммерческие (вроде как рекламные) определения. Часто жанр как указатель. Для ясности.

        • Да, совершенно верно. Я об этом писал в начале цикла своих больших постов из серии "Что такое хоррор?" в авторской колонке в DARKER. Позднее, когда закончу эту серию, отредактирую и дополню, хочу свести воедино в виде бесплатной электронной книги какой-то.

          Но вот эта мысль - о том, что массовые жанры (фэнтези, фантастика, боевик, хоррор и т.д.) это по сути своей позиционирование - она там у меня прямым текстом была высказана. И это четко дает понять еще раз, что в жанре хоррор база его, основа - это эмоции страха. Читатель (зритель) ужасов ждет прежде всего от книги, что его будут стараться напугать. В этом "самый цимес" жанра.

В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!