ЗАКЛЯТЬЕ. НАШИ ДНИ

Писатель Алексей Провоторов о темном фэнтези, буктрейлерах, ведьмах - и не только

НовостиЭксклюзивКнигиИнтервьюКомментарии: 4

2015 год в молодой вселенной русского литературного хоррора в каком-то смысле прошел "под знаком" Алексея Провоторова: рассказы писателя вышли в антологиях "Темная сторона Сети", "Самая страшная книга 2016" (причем сразу два!), еще один рассказ Алексея появился в свежей антологии "Темные", а новелла "Костяной", одержавшая уверенную победу в минувшем конкурсе "Чертова дюжина", войдет в сборник "13 ведьм". Что интересно, к книгам "Темная сторона Сети", "Темные" и "Самая страшная книга 2016" Провоторов еще и сделал атмосферные буктрейлеры, баннеры и обои для Рабочего стола. Обо всем этом и не только Зона Ужасов расспросила писателя.

Расскажи нашим читателям о своих рассказах. О чем они? В чем, как ты думаешь, секрет твоего успеха как автора?

О, насчёт «о чём» тут ответ простой. Я склонен определять содержание своих рассказов такой фразой: «Это история о человеке, который».
Если помните, есть у Кинга такой пассаж в «Мизери»: «Однажды, рассказывала Энни. Однажды случилось кое-что интересное. Было это в те дни, когда дедушка моего дедушки был маленьким мальчиком. Эта история повествует о том, как бедный юноша. Мне рассказал об этом человек, который. Однажды. Однажды».
Эти незаконченные фразы мне всегда нравились, они обозначали точку отсчёта и открывали простор одновременно, и моё определение сложилось из них в голове как-то само по себе.
Каждый мой рассказ - это история о человеке, который задолжал колдунье, или о человеке, который которому ломится в голову кто-то чужой, или о человеке, который нарушил правила, установленные не людьми. Ещё мои истории – о диких и глухих местах и тварях, которые там обитают, о колдовстве, о нелёгком выборе и его последствиях, о сложном пути к цели; но первую очередь – о человеке, который. Даже если он технически и не человек.
А так - просто пишу то, что мне нравится, и делаю это так, как мне хочется. Боюсь, это и есть весь секрет.
А нравится мне, чтоб из описаний складывалась атмосфера, чтоб герои не были чёрно-белыми, чтоб они разговаривали, как люди, а не как по писанному, и чтоб с ними происходило что-то интересное. Самому мне интересное. Я пишу то, что сам люблю читать.

Ты ведь не из тех писателей, кто склонен привязывать себя к какому-либо одному жанру, но, кажется, тебя манит "темная сторона"... Отчего так? Почему не пишется тебе, допустим, про светлых эльфов или что-то юмористическое, в духе Белянина и Ко?

Самое интересное, что не так давно я выиграл в номинации «юмор» на фэнтези-конкурсе «Пролёт Фантазии», а мой дебютный рассказ, «Волк, Всадник и Цветок», на Фантлабе помечен как ироническое фэнтези (пусть и тёмное). И в нём есть эльфы. Правда, в роли статистов, в одном абзаце, и не толкиеновского, а сказочного плана, мелкие такие.
Эльфы у меня упоминаются в паре неизданных вещей, правда, на момент повествования они уже основательно мертвы, и их кости служат скорее декорациями. Это моя маленькая месть типажу.
Дело в том, что я в упор не понимаю популярности шаблонных рас в фэнтези-литературе. Эльфы, гномы, орки. И снова. И снова. Ну да, у Толкиена это отлично сработало, но так прилипчиво наследовать его зачем? В играх, фильмах, сотнях книг они уже стали пародиями на самих себя, окончательно утратив фольклорную первооснову и какую-либо интересность. И это фэнтези? Вот этот вот шаблон на шаблоне, где бородатый маг в капюшоне хреначит файерболом в прекрасную остроухую эльфийку? Это фантазия, это магия?.. Где?..
Представьте, что в космофантастике все писали бы исключительно про Чужих и Хищников, не потрудившись даже поменять ни название, ни внешний вид. Ооочень интересно.
(Ради справедливости замечу, что у меня есть один рассказ с гномами. Это тоже тёмное фэнтези, но желающие могут воскликнуть «Ага»! и ткнуть в меня пальцем).
Ну и вообще я этих обезличенных масскультурных эльфов не люблю, они напоминают мне хиппи или блаженных, а меня не привлекают ни те, ни эти.
А почему я люблю дарк? Понятия не имею. Я никогда не интересовался первопричиной. Я не знаю, почему я люблю чай с пятью ложками сахара, или зелёный цвет, или писать/рисовать дарк. Но пусть так и будет, меня устраивает.

Довольно часто в твоих произведениях появляются ведьмы. Любимая тема? Чем они тебе так интересны?

На самом деле любимая тема у меня, пожалуй, это «Можно ли отличить нелюдь от человека, если она того не хочет». А самый часто встречающийся персонаж – конь с какой-нибудь странностью.
А ведьма – это древний архетип, с яркой атрибутикой, богатым фольклорным фоном, с грузом ассоциаций и ореолом страшной тайны. Отличный образ носителя практической магии.
Ещё у меня была книжка в детстве, про девочку Нюру, с чёрно-синими такими картинками, и вот там была страшенная Баба Яга. Это первая ведьма, которую я помню. Когда мне было года три, я боялся эту книжку смотреть в отсутствии взрослых. Повлияло, наверное.
А вообще я обычно пишу про то, что в голову приходит. Приходят вот ведьмы. А я записываю.

Книга "Темные" для тебя особенно важна, не так ли? Говорят, в этой новой серии стоит ждать и твою авторскую книгу, то ли сборник рассказов, то ли роман. Можешь внести ясность в это темное дело, чего нам все-таки ждать от Провоторова в "Темном фэнтези"?

Так сложилось, что я вообще все подробности насчёт этого узнаю последним, а часто и через третьи руки. Какая уж тут ясность, разве что смутные силуэты в туманной дали.
Но раз готового романа-то у меня пока нет, всё в процессе, да и гран-при «Рукописи года» я в своё время получил за условный сборник, то вот сборника и стоит ожидать в первую очередь. Хотя есть вероятность, что роман я допишу раньше, чем выйдет книга с рассказами – не потому, что я молниеносно пишу, а… В общем, понятно, почему. Она уже давно планируется, и ничто не мешает ей планироваться ещё дольше. К сожалению, сборник сейчас сложнее издать, чем роман, потому что сборники по какой-то неведомой мне причине плохо продаются. Мне это сложно понять, я вырос на сборниках фантастики, люблю я их. Покупайте сборники, люди.

Твои буктрейлеры сами по себе - едва ли не произведение искусства. Расскажи, как ты над ними работаешь и - можем ли мы надеяться, что в будущем увидим еще больше книжных видео от Провоторова?

Скажем, ролики от Platige Image – вот это почти произведения искусства (все видели если не «Пути ярости» или «Старого аксолотля», то синематики «Ведьмака»).
А у меня так, развлечение в меру способностей. Я вообще не видеомейкер. 3d-моделлер – да, иллюстратор – в какой-то мере, но вот композитинг и анимация – это уже чистое хобби.
В киноиндустрии есть такое понятие – пайплайн. Это программный конвейер, цепочка преобразования концепции и сценария в картинку или видео.
Кому интересно, вот мой пайплайн на примере трейлера к «Тёмным».
Сначала я прикинул концепцию и вероятные способы воплощения. Я ограничен в опыте, умениях и ресурсах, поэтому нужно трезво оценивать, что я могу, а что нет.
Потом нарисовал очень общий эскиз и нарыл по сети референсов – картинок, на которые мне хотелось бы ориентироваться.
Потом раздобыл или смоделировал все нужные мне объекты: мечи и черепа у меня были готовы с давних пор, для другого проекта; дерево я создал в Onyx Tree, специальном конструкторе растительности, постаравшись, чтобы оно получилось фэнтезийно-мрачным; коня и всадника я приблизительно смоделировал в 3ds Max, как и множество других мелочей; камни, руины, плющ и прочее я сделал с помощью дополнительных плагинов к тому же 3ds Max.
Потом в Zbrush, программе для цифрового скульптинга, довёл до ума коня, всадника, черепа, дерево и другие детали. Эта программа - такой себе виртуальный аналог модельной глины, её используют и на голливудских студиях, только в тысячу раз более пряморукие, чем я, люди.
Потом я экспортировал всё, что нужно, обратно в 3ds Max, выстроил сцену, настроил материалы и свет, отрендерил – визуализировал в красивую картинку – разбив на планы и отдельные детали на прозрачном фоне, собрал всё это послойно в Photoshop, отрисовав поверх недостающие мелочи, блики, руны, добавил фактуры, провёл цветокоррекцию.
Потом забросил всё это, опять же послойно, в Adobe AfterEffects, программу для композитинга и нелинейного монтажа. Добавил титры, спецэффекты, всякую магию, анимацию с эффектом параллакса. Сделал финальную коррекцию, экспортировав несколько гигабайт несжатого видео, окончательно смонтировал и озвучил в Canopus Edius, сжал в mpeg2 и залил на YouTube.
Вот примерно такой процесс, довольно сложный, долгий, полный экспериментов и ошибок, но дико увлекательный.
Кстати, Марина Комарова, автор планирующегося в серии «Тёмное фэнтези» романа «Враг хозяина штормов», заинтересовалась возможностью создания трейлера. Да и вообще, если у вас есть книга и вам нужен ролик – велкам, договоримся. Если б мне за это платили – я б только этим и занимался. Ну, кроме литературных дел, конечно. Очень интересная штука.

Как успешный начинающий автор, что бы ты мог посоветовать другим молодым да ранним, каких ошибок им следует избегать?

Самая большая ошибка – это послушать совета «завязывай» и бросить писать. Или наступить себе на горло, послушав чью-то сомнительную кртитку. Вокруг полно народу, которому кажется, что они-то уж знают, о чём говорят. А на самом деле – далеко не всегда. Стоит научиться отличать полезную конструктивную критику от того, что кому-то там таковой кажется. Я точно знаю, что если б я слушал всех подряд советчиков, то ничего стоящего не написал бы.
Может, это не лучший совет, но раз спрашивали моего мнения, то это именно оно.

Заказать антологию "Темные" можно, например, здесь:

Лабиринт

Рид.ру

Озон

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 857.

Комментариев: 4 RSS

Оставьте комментарий!

Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!