По затопленным пространствам — отзыв на мистический триллер "Третья планета" год 1991-ый  

ФэнзонаРецензииКомментарии: 1

Пятнадцатилетнюю дочь Алену, страдающую тяжелым недугом, в очередной раз без улучшений выписывают теперь уже из заграничной клиники. Ее отец решает попытать счастья в зоне — так называется место, где много лет назад произошла атомная катастрофа. Теперь там живут люди-мутанты. Они — сверх целители, на них — последняя надежда…

В девяностые годы, когда интерес к мистическим сюжетам был просто на подъеме, но, к сожалению, ни хватало средств и ресурсов, чтобы красочно это реализовывать, режиссеры немногочисленного жанрового кино нашли хитрый прием, который некий ехидный критик ловко обозвал "тарковщина"

Что же это такое? А это длинные тягучие планы и сцены, которыми прикрывали отсутствие денег, выцветшая пленка, присутствие в кадре большого количества воды, и часто действие происходило в некой зоне.

В фильме Александра Рогожкина аномальная зона целиком расположена на некой затопленной территории, то есть в кадре суша почти и не присутствует, торчащие остовы старинных телеграфных столбов, давно покинутые здания дополняют мрачность и без того депрессивной до ужаса визуальной картинки.

Однако если у Тарковского вода в кадре несет чаще всего какой-то эмоционально-философский посыл зрителю, то у Рогожкина, хотя это не бесспорно и лишь мое мнение, вода прочитывается как некая сущность, схожая может быть даже с океаном "Соляриса".

И незваные путники, вторгшиеся в это кажущееся бесконечным водное пространство, отец, дочь и проводники, имеют отныне путь только в одну сторону, в эту водную преисподнюю которая, что легко прочитывается, поглотит их и не даст пути назад. В общем так и случится, ни отцу, ни проводникам не суждено будет вернуться, с девочкой все будет сложнее и неоднозначнее.

Атмосфера фильма пронизана тревогой за судьбы героев, за планету, за будущее, которое может оказаться трагическим, если пренебрегать ответственностью за свои действия и за деяния людей. Думаю, можно сравнивать этот фильм со "Сталкером". Но у Рогожкина получилась другая зона. Другие люди и идеи. "Сталкер" это фантастика, а когда снимали этот фильм, уже стала реальностью атомная катастрофа и Зона. Скорее здесь показана реальность в форме гротеска. Да, он не для всех, но это скорее его достоинство, чем недостаток.

Уже в наше время я был поражен, смотря последний фильм Балабанова "Я тоже хочу", схожести обоих этих фильмов: и там, и там люди бегут от цивилизации, ища некоего искупления в пространствах, глубоко чуждых этой самой цивилизации.

Рогожкину хорошо удались хоть и не многочисленные, но врезающиееся прочно в память хоррор-эпизоды. Это сцена с пианино, конечно, которую вспоминали многие при обсуждении фильма на форумах, эпизод с внезапно оживающей куклой вообще шедеврален, и я до сих пор вспоминаю эту сцену с содроганием, спустя тридцать лет.

С полным основанием могу назвать фильм притчевым хоррором, даже сцена с брошенной в пространстве воды бронетехникой не может не произвести впечетления. Ну а уж шокирующий финал с расстрелом военными гостей зоны, хоть и снят вполне в духе того времени, и, может быть, даже можно было и обойтись без него, бьет по нервам наотмашь.

Финал символичен, оставшиеся чудом в живых мальчик и девочка уходят по водной глади к горизонту, путь назад, к цивилизации, им отрезан навсегда. Возможно, Зона приготовила им миссию стать сталкерами, апостолами новой веры.

Просмотры: 87

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!

Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!