ДО-РЕ-МИ...

Фэнзона

Полубог. Интервью с Антоном Вильгоцким.

БлогиКомментарии: 0

Это интервью чуть было не перетекло в политическую дискуссию. Благо мой собеседник вовремя меня остановил, и мы, в итоге, поговорили о том, что будет интересно посетителям «Зоны Ужасов», а не сайта «янеголосовалзапутина.рф».

Он один из атлантов, держащих на себе гиганта под названием «DARK CITY». Писатель многие произведения, которого, то вызывают скандал, то домыслы насчет психического нездоровья автора. Весь день с вами: Антон Вильгоцкиий – журналист, писатель.

Для начала несколько неоспоримых фактов о себе, чтобы все поняли, что читают именно про того Вильгоцкого, которого искали.

1. Немец по национальности.

2. Пишу хоррор и фэнтези

3. Рок-обозреватель и хоррор-колумнист журнала DarkCity.

Почти в каждом вашем произведении, и даже во многих журналистских работах, главенствуют темные темы. Как так вышло, что тяготеете вы именно к этому направлению?

Это довольно долгая история. Каждый из нас, начиная с определённого момента, учится жить, учится понимать, что происходит вокруг, и ориентироваться в этом окружающем мире. Речь не о том, как маленький ребёнок обучается ходить и говорить, а о тех вещах, которые происходят несколько позже, когда ты впервые задумываешься о понятиях добра и зла. Естественным образом, каждый из нас поначалу выбирает для себя дорогу некоего абстрактного "добра" – во многом потому, что нас с детства учат, что добро – это хорошо, а "добрый" = "хороший". Однако спустя некоторое время начинаешь натыкаться на подводные камни. Ты априори полагаешь, что "добрые" должны быть добрыми друг с другом, но этого не происходит. Понятия "дружбы", "любви", "товарищества" и самого "добра" в реальности не соответствуют тому смыслу, который мы закладывали в них, когда входили в этот большой мир. Происходит слишком много плохих вещей, которые по идее, с "добрым", "хорошим" человеком случаться не должны. Ты словно бы окружён всеми этими "добрыми" (или, говоря привычным для читателя фантастической литературы, "Светлыми") личностями, которые навязывают тебе определённый образ действий, чего-то от тебя требуют – но ничего взамен не дают, а самое главное – сами не исполняют тех правил, исполнения которых требуют от других. В определённый момент начинает даже казаться, что понятия чести и совести придуманы на самом деле подлецами – чтобы удобнее было манипулировать теми, кто в эти правила искренне верит и соблюдает их. Всё это прекрасно известно нам под именем ханжества и лицемерия. И, разумеется, у человека, для которого ценно истинное добро – а не такое вот нарисованное, иллюзорное и червивенькое – такое положение дел не может вызвать ничего, кроме разочарования.

Одним из самых распространённых примеров вышеописанной ситуации сегодня является следующее: некий человек (допустим, член клуба любителей фантастики или даже кто-то из писателей) хочет создать себе репутацию этакого "добродея" и "правдолюбца". С этой целью он первым делом декларирует свою нереальную любовь к творчеству братьев Стругацких, а его сообщения на форумах пересыпаны словами "честь", "совесть", "правда", "справедливость" и тому подобное. При этом наш герой без зазрения той самой "совести" поливает грязью множество других людей, обвиняя их в грехах и преступлениях, которые сам же им приписал, и тратя множество сил, чтобы доказать свою правоту – не чураясь, кстати, даже лжи, в которой сам кого-то и обвиняет. Возможно, такой человек просто настолько хочет казаться борцом с несправедливостью и ложью, что воюет с ветряными мельницами (которые он сам создаёт из окружающих), но, как правило, этим занимаются люди, жизнь которых настолько пуста и ничтожна, что единственное развлечение, которое они сумели для себя найти – это бессмысленная и беспощадная травля других людей. Подчёркиваю – при этом все они продолжают утверждать, что именно они и есть – "Добро", "Свет","Бог" и "носители истинных духовных ценностей". К слову сказать, такая ситуация характерна только для России (подчёркиваю – только для России, а не для постсоветского пространства).

Итак, с так называемым "добром", которое в массовом сознании прочно ассоциируется со "Светом", мы разобрались. Теперь о Тьме. Само собой, на протяжении достаточно длительного времени имея дело вот с таким "Светом", какой мы, к сожалению, имеем, в определённый момент начнёшь смотреть на противоположную сторону. Я очень долго мог бы рассказывать о своих духовных исканиях, которые заняли почти двадцать лет, и в конце концов привели меня на Тёмную сторону, но, думаю, в этом случае мы никогда не закончим интервью. Скажу главное: та Тьма, которой я живу и о которой я пишу, не равнозначна злу, насилию, хаосу, тирании или ещё каким-то дурным вещам -даже несмотря на то, что Тёмные герои могут время от времени совершать насилие. Это, в первую очередь, пребывание в тени, стремление оградить себя от опасности. А вот тот, кто каким-либо образом вторгается в чужую жизнь, прикрываясь при этом словами о правде, справедливости и духовности – именно он и есть зло, именно он и есть настоящая Тьма. Только в действующей ныне в мире системе координат он пока называется Светом.

В моей же системе координат Тьма и Свет просто как будто поменялись местами (так, наверное, будет проще всего объяснить). Так, например, если я буду писать о противостоянии Бога и Дьявола, то это будут не совсем те Бог и Дьявол, которые существуют в массовом сознании. Бог будет сошедшим с ума, злым, "плохим". А Дьявол, которого принято считать созданием Хаоса, станет, напротив, защитником порядка. И это не романтизация демонического образа, это нечто другое. Думаю, кому надо, тот поймёт, что я хочу сказать.

Однако... Хотел перевести разговор на ваше творчество, но теперь придется отложить.

Продолжим говорить о мировоззрении и миропонимании. Теперь, когда более или менее понятны ваши взгляды на Тьму и Свет, попытаемся перенести эти два понятия на нашу с вами действительность. В блоге, на странице ВКонтакте, на других ресурсах можно встретить ваше жесткое отношении к властям. Вы неприкрыто его критикуете, иногда чуть ли не делая членов правительства сущими дьяволами. Но вот, теперь, когда вы сказали о сошедшем с ума злом Боге, лично мое отношение к вашей позиции поменялось. Поясните, действительно ли это связано или тут что-то совсем другое, более прозаичное?

Это, в общем-то, двухслойная вещь. Можно считать, что у руля страны просто стоят корыстные, развращённые властью садисты (тут мы, кстати, снова наблюдаем ту же самую подмену понятий, когда под видом "национального лидера" и "мачо" подсовывается довольно-таки серый человечек, с бегающими глазками, поджатой губкой и невнятной сексуальной ориентацией), и когда "унтер-офицерские вдовы" сплошь и рядом сами себя секут. А можно считать, что на самом деле всем этим управляют некие высшие силы, которые лишь разыгрывают на Земле свои сценарии. Всё зависит от того, насколько каждый конкретный человек верит в возможность существования таких сил.

И в том и в другом случае ситуация достаточно неприятна, но если справедливо второе – она намного более неприятна, поскольку в таком случае её значительно труднее разрешить положительным для человечества образом.

Это я сейчас говорил, так сказать, с абстрактной, нейтральной, отвлечённой позиции. А теперь скажу со своей собственной. Я склоняюсь – да не то что склоняюсь, а уверен в этом (поскольку кое-что видел своими глазами, слышал своими ушами, и имел дело кое с кем из "тех"), что ситуация развивается именно по второму варианту. И, конечно же, понятия Бога и Дьявола тут уже можно отбросить, поскольку это было бы слишком просто и даже слишком мелко. Но правда закрыта от большинства людей, закрыта именно потому, что эти же силы в том заинтересованы. Я, разумеется, не представляю себе картины во всей её полноте, мне неизвестны все её детали и подробности. Сложно сказать, зачем они это делают, но я могу привести собственный вывод, к которому пришёл десять лет назад (или чуть раньше, но это неважно): они причиняют людям страдания и питаются нашей болью.

Думаю, наиболее близко к описанию этой темы подошёл Даниил Андреев в своей книге "Роза Мира". Забавный факт – идеи из этой книги положил в основу своего романа "Посланник" Василий Головачёв – и именно "Посланник" в какой-то мере стал толчком, с которого начались мои духовные искания. Тогда я ещё воображал себя "благородным воином Света"... О существовании самой "Розы Мира" я узнал значительно позже.

Ну да ладно, это интервью предназначено для ЗУ, а не для политических ресурсов, поэтому перейдем-таки к творчеству. Что повлияло на вас, подтолкнув к тому, чтобы стать писателем?

Первые шаги в литературе я начал делать, наверное, лет в десять. Сложно сказать, что подтолкнуло, скорее всего это как-то само собой произошло. Просто взял ручку, открыл тетрадь, и... Остапа понесло. Не знаю, возможно так это происходит с большинством пишущих людей. Другое дело, что подтолкнуло писать именно фантастику и фэнтези, а потом и хоррор. Тут я уже могу сказать более конкретно. Читая книги такого жанра, мне хотелось, закончив очередную, прочитать что-то наподобие. Но такая возможность не всегда имелась – в конце 80-х и начале 90-х такие книги ещё не были массовым явлением (по сравнению с сегодняшним днём). Поэтому время от времени я садился что-то сочинять сам.

Но это только один из факторов. Помню, что уже в 14 лет я чётко осознавал, что хочу создавать истории уже не только для себя, но и для других людей. Хотел видеть своё имя на обложках. Впрочем, главным было не видеть там своё имя, а то, чтобы сами истории получили твёрдые обложки. Потому что сознание людей таково, что только книга, изданная на бумаге, имеет право на объективное существование (собственно, я и сам скорее консерватор по этой части).

Вообще, на тот момент, когда я внутренне окончательно сформировался как потенциальный литератор, мне хотелось заниматься созданием произведением в элитарных и экспериментальных жанрах. Моими идеалами были не Кинг и Баркер, а Кафка, Сартр, Генри Миллер, Уильям Берроуз, Юкио Мисима, и многие другие авторы, принадлежащие к тому пласту, который можно обозначить как "Современная классика" (тогда, в конце 20-го века они ещё могли формально считаться "современной литературой"). Из российских авторов – Пелевин, Пригов и Сорокин. От тех лет осталось несколько недописанных романов (думаю, большая часть из них уже не будет завершена, поскольку я утратил ту искру) и серия рассказов, которые до сих пор гуляют по Сети (года этак с 2004-го) – уже без всякого моего участия.

Было немало попыток опубликоваться, но в конце концов я понял, что с таким жанром – и учитывая тот факт, что я живу не в Москве (хотя несколько раз пытался и закрепиться там) – в современной России это невозможно. Быть может, получилось бы в 90-е, но я тогда сам был ещё подростком, и не писал тех вещей, с которыми в начале 2000-х бегал по редакциям. Вот именно так и началась эпоха фэнтези.

Насчет того, что подтолкнуло писать фэнтези. Как-то на форумах ужасов AllHorrors.com я читал вашу историю о долгих неудачных попытках опубликовать роман в жанре хоррор. И там вы сказали, что в итоге вам пришлось написать никому не нужное фэнтези (за стопроцентную точность изложения вашего высказывания не ручаюсь, но суть была такой). Неужели роман "Избранник Пентакля" был действительно так не желаем для вас?

Нет, не совсем так. Не помню, чтобы я говорил о нём как о "никому не нужном". К тому же именно он проложил мне дорогу к печатному станку, и я до сих пор получаю тёплые отзывы о нём от самых разных людей, так что я не могу его ненавидеть. Однако из всех романов, которые я написал, он действительно самый "нелюбимый" – потому что в нём меньше меня самого, моих идей и мыслей, чем в остальных моих книгах или рассказах. Это был (по большей части) абсолютно шаблонный и стандартный фэнтези-роман, созданный по выверенной схеме, чтобы его продать. Добавлю, что к продолжениям "Избранника" такая позиция уже не относится. Над ними я работал более заботливо и скрупулёзно.

А, вспомнил насчёт "никому не нужного". Это издательствам не нужна столь большая сага, как у меня в итоге получилась. Продать продолжения не получается.

Еще мне где-то приходилось читать, что вы сторонник мнения о том, что писателю диктуют сюжеты потусторонние силы. Это правда? Если – да, то поясните, как вы пришли к таким выводам?

Я понял это, когда в моих собственных произведениях начали появляться элементы, которые я значительно позже находил в каких-либо религиозных или философских текстах, с которыми я не был знаком на тот момент, когда создавал эти произведения. Но, думаю, такое происходит не всякий раз, когда пишется та или иная книга. Определённые идеи попадают в литературу таким образом, но немалую часть писатели и сами сочиняют. В конце концов, например, в том же "Избраннике Пентакля" вряд ли можно найти какие-то философские откровения, способные в корне изменить отношение к жизни. Но вот другой момент – на "Избраннике" всё могло и закончиться, но только мир Схарны, в котором происходило действие, сам захотел продолжения. Я его не особо планировал – но оно пришло – и вот там уже разнообразные идеи были. Возможно, из-за того, что третья книга получилась "слишком умной" по сравнению с первыми двумя, её и не стали печатать. В конце концов, фразу "вы слишком умно пишете" я несколько раз слышал от редакторов – правда, то были редакторы газет, а не издательств, но главный принцип там не сильно отличается.

В романе "Око сатаны", пусть он и несет, скорее всего, стебный характер, все-таки затрагивается тема религии. Каково же ваше к ней отношение?

К самой по себе религии – вполне лояльное. К религиозным институтам, которые диктуют людям, как жить, опираясь уже не на религиозные догматы, а на некие собственные домыслы (вспомним, хотя бы, печально известного протоирея Всеволода Чаплина), или же говорящие под диктовку стоящих над ними институтов уже политических (не секрет, что многие иерархи РПЦ под рясами носят погоны КГБ и ФСБ) – вот к ним относиться лояльно уже не получается.

Сейчас вы заняты новым проектом под названием "Мир Демонов". Хотелось бы узнать о нем подробнее.

Охарактеризовать это произведение можно было бы следующим образом: "компьютерная игра Diablo, вывернутая наизнанку". В то время, как в упомянутой игре главный герой спускается в Ад, чтобы победить Дьявола, в "Мире Демонов" один из жителей Ада поднимается на поверхность, чтобы сражаться с людьми и ангелами. Это тёмное фэнтези, но не слишком "тёмное". По концентрации мрачных образов данный проект можно сравнить, опять-таки, с компьютерной игрой Darksiders, конкретно со второй её частью, в которой главный герой, хоть и является самой Смертью из четвёрки Всадников Апокалипсиса, но всё же не является мерзким злодеем и имеет чёткие представления о морали и справедливости.

Предполагается, что это будет длинный цикл романов, охватывающих исторический период от Средневековья до наших дней. Некоторые романы будут связаны общими героями, но основным связующим звеном между ними станет общая атмосфера. Это будут очень динамичные книги, наполненные приключениями, погонями, драками и авантюрами.

Насколько мне известно, первоначально проект задумывался как англоязычный. С чем это связано? Вы разочаровались в отечественном книгоиздании?

Естественно, разочаровался! Если когда я только входил в этот мир, то априори относился к издателям с уважением, то пообщавшись с ними несколько лет, не испытываю уже ничего кроме презрения. Достаточно упомянуть лишь тот факт, что мне раз пять говорили: "Да, мы напечатаем вашу книгу", а уже на следующий день: "Извините, мы ошиблись, она нам не подходит". Один раз даже подписанный конракт таким образом отменился. Впрочем, такая ситуация может означать и то, что им очень быстро спускают директивы из каких-то других ведомств. Всё-таки, упомянутая выше "политическая активность" ни для кого не проходит даром. Каждого наказывают – кого-то убивают, кого-то сажают в тюрьму, а ещё кого-то держат в чёрном теле и замалчивают. Впрочем, на данном отрезке жизни мне уже наплевать на это.

Проект не только изначально задумывался как англоязычный, но и продолжает таковым оставаться. Русская версия появится лишь для того, чтобы порадовать тех моих читателей, которые не знают в достаточной мере английского, и опубликована в Сети . Искать для неё издателей в России я практически не намерен. Максимум – буду продавать в формате e-book. Даже если я и ошибаюсь насчёт политических мотивов того, что меня перестали издавать (хотя, скорее всего, не ошибаюсь, но это тоже очень долгая история), в свете недавно принятого Госдумой закона об "оскорблении религиозных чувств" такую книгу здесь едва ли кто-то рискнёт выпускать.

Перейдем к музыке. Кое-где встречал определение Антона Вильгоцкого как одного из самых известных музыкальных журналистов страны. Спорить с этим не буду и не хочу. А вот о том, с чего начался ваш путь именно в музыкальную журналистику, спрошу.

Думаю, если сузить рамки до "рок-журналистов", то такое определение будет правильным. А начинался этот путь следующим образом: я с подросткового возраста был поклонником качественной музыки (самых разных жанров), а в 1998-м поступил на факультет журналистики. И естественным образом стал писать в первую очередь о том, что было больше всего интересно мне самому. Главным ориентиром в профессии был для меня в ту пору Андрей Бухарин – музыкальный обозреватель из знаменитого и культового журнала "ОМ". Много лет я ограничивался рамками ростовской прессы, но с 2007-го года начал сотрудничать с журналом DarkCity, чуть позже – с питерским готическим журналом RIP, а спустя ещё какое-то время – с Classic Rock, Metal Hammer (ныне закрытым) и "Миром фантастики".

Годы назад, слушая все эти группы – Crematory, Lacrimosa, Das Ich, Leaether Strip, Tiamat, Sopor Aeternus и многие другие – я даже представить себе не мог, что с кем-то из них я когда-то буду делать эксклюзивные интервью, ещё с кем-то – сидеть лицом к лицу за столом в клубе, а ещё у кого-то даже работать переводчиком на концерте (была история, когда я случайно стал посредником между организаторами шоу в Ростове и людьми, которые отвечали за звук и свет Lacrimosa).

Правда, в последние годы я подустал от музыкальной журналистики, поэтому стараюсь как-то расширить рамки. Несколько лет назад в DarkCity с моей подачи появилась рубрика о хорроре, и вот там я уже пишу статьи о фильмах и делаю интервью с актёрами и режиссёрами. Многие из этих материалов уникальны, и ни одно другое российское глянцевое издание такого никогда не делало.

Хочу спросить у вас, как у профессионала, есть ли в России и СНГ достойные рок-проекты или все же тривиальное "Русский рок – говно", все-таки, – горькая правда?

Конечно, они есть. Почти весь классический "русский рок", это где-то около двух, может быть трёх десятков групп – и "Аквариум", и "ДДТ", и "Наутилус Помпилиус", "Пикник", "Звуки Му", "Кино" и многие другие – это проекты, которые, вопреки расхожему стереотипу, интересны не только в текстовом, но и в музыкальном плане (особенно "Пикник" и "Звуки Му", о них ещё чуть позже скажу). Конечно, какие-то из них грешили заимствованиями из зарубежных первоисточников (например, БГ – это просто какой-то гибрид Дэвида Боуи и Боба Дилана – что, конечно, не отменяет его заслуг), но это не столь уж тяжкий грех, с учётом того, что они создали множество очень интересных песен и альбомов. Кстати, "Пикник" и "Звуки Му" (а ещё, наверное, "Аукцыон") – это группы, в музыке которых лично я не вижу абсолютно никакого плагиата с Европы или Америки, они абсолютно самобытны. Более того, "Аукцыон" сами послужили образцом для подражания для ряда зарубежных артистов.

Я бы сказал, что с "русским роком" всё нормально, но вот попытки создать что-то ему на замену (а он, если не принимать в расчёт доживших до наших дней "старичков", продолжения всё-таки не получил), попытки создать "русскую щварц-сцену", "русскую экстрим-сцену" – вот они в основном приводят к появлению той самой вонючей коричневой субстанции. Но и тут есть довольно много интересных и качественных исключений. Правда, их не настолько много, чтобы можно было говорить о существовании культуры как таковой. Это, всё-таки, пока субкультура (в отличие от того, чем сумел стать "русский рок" в 80-е и 90-е).

А к какому направлению в музыке тяготеете лично вы?

В последние года полтора – эмбиент, world music, что-нибудь расслабляющее и спокойное. Это то, что слушаю чаще всего. А так, конечно, нравятся очень многие стили, от блэк-метала до дарквейва.

Ваш личный музыкальный проект "Soul Cancer" – что за группа? Опишите ее как журналист, а не как участник.

У меня нет желания его описывать, так как на данный момент уже можно с определённостью сказать, что этот проект не состоялся. В настоящее время его статус можно определить как "заморожен", но я не знаю, буду ли размораживать.

Ну и напоследок поделитесь своими планами по поводу всего: и литературы, и журналистики, и жизни вообще.

Планов очень много, а в жизни царит такой сумбур, что я и сам не знаю, чем буду заниматься в первую очередь. Например, у меня были совсем другие планы в отношении литературы, прежде чем я начал писать "Мир Демонов". Я собирался переводить на английский свой роман "Некромант из провинции", но это оказалось достаточно сложно, поскольку он во многом базируется на российских реалиях, которые практически невозможно адекватно разъяснить англоязычному читателю. Поэтому следующим шагом стало решение полностью переработать этот роман, перенеся его действие в США. Это очень трудоёмкий и длительный процесс. Он потихоньку идёт, ну а новой книгой, которую я начал писать, стал роман "Servant of Satan" – пилотная книга "Мира Демонов".

Что касается журналистики – тут тоже сложно делиться планами, поскольку значительная часть того, что я делаю в этой области, делается по заданию редакции. И предсказать, что мне поручат завтра или через неделю, я не могу. Порой бывает так, что приходится делать интервью с артистами, о которых я раньше слыхом не слыхивал.

Могу лишь сказать, что мне хотелось бы существенно расширить объёмы хоррор-рубрики, так, чтобы делать не два-три интервью для каждого номера, а пять-шесть, благо база контактов к настоящему моменту наработана огромная – от классиков страшного кино до молодых и перспективных актёров и режиссёров. Возможно, часть информации, которую российский читатель просто не может сейчас получить никаким другим способом, будет реализована на сайте DarkCity. Но, если честно, мне хотелось бы найти спонсора для издания полноцветного глянцевого издания об ужасах на русском языке.

Спасибо за это интервью, Антон. Удачи вам и спокойной жизни, чтобы все постороннее не отвлекало от того, что хочется осуществить.

Просмотры: 1489


    Пожалуйста, прочитайте "Правила общения в Зоне Ужасов"

    Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
    Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!