ССК 2018

Новости

ПОПУТЧИК с Рутгером Хауэром как фильм об однополой любви

РазноеКиноКомментарии: 4

Больная для некоторых тема, не так ли? Вместе с тем, подобного рода рассуждения на самом деле имеют под собой определенную почву.

Прежде всего скажу прямо: фильм "Попутчик" (The Hitcher) входит в мой личный топ любимых и регулярно пересматриваемых хорроров наряду с "Нечто", "Чужой 3", "Кладбище домашних животных" и другими общепризнанными (или мало кем оцененными) шедеврами. Эту картину в 1986 году снял Роберт Хармон по сценарию Эрика Реда, а главные роли в ней сыграли блистательный Рутгер Хауэр и тогда еще юные С. Томас Хауэлл и Дженнифер Джейсон Ли. Фильм обладает совершенно шикарной атмосферой, его высоко оценивает Стивен Кинг, он пользуется по-настоящему культовой славой и, как настоящая классика, с годами ни капельки не устаревает.

Последнее стало возможно еще и потому, что, как, наверное, и любое культовое кино, "Попутчик" отличается многосмысленной глубиной. То есть, пересматривая его, мы запросто можем обнаружить некие новые детали, которые позволяют взглянуть на фильм с новой точки зрения. Да, на первый взгляд это всего лишь история убийцы, преследующего юношу на пустынной дороге, но стоит копнуть чуть глубже - и это уже чуть ли не аллегорическая притча о самой смерти, гоняющей за маленьким человечком... Но и это еще не все, что можно (при желании) найти в "Попутчике".

Некоторое время тому назад у нас в ФэнЗоне видеоблогер LFTL запостил свой обзор "Попутчика". Вот что автор написал, предваряя видео:

В самом начале 80х начинающий кинематографист отправился в поисках лучшей доли из Нью Йорка в Остин (штат Техас). Кинемотографиста звали Эрик Ред и он ехал на своей машине по дороге через несколько штатов. Сунув пыльную кассету в магнитолу он слушал группу THE DOORS и когда зазвучала песня «ОСЕДЛАВШИЕ ШТОРМ» его посетила идея, благодаря которой мы все посмотрели фильм "Попутчик". На роль убийцы первоначально рассматривался актер Сэм Эллиот, но как мы знаем эту партию сыграл великолепный Рутгер Хауэр. Просто удивительные по своей чудовищности и изощренности вещи проделывал дорожный маньяк на экране. Зритель не успевает даже посочувствовать главному герою, а злодей уже приготовил новое испытание. Словно лабораторного мышонка маньяк изучает главного героя, гоняя его по лабиринтам ужаса.

А вот и тот самый ролик. В нем как раз озвучивается (как одна из трактовок, самому автору она не по душе) версия о том, что главный антагонист картины в исполнении Хауэра - гей. Тема эта в рунете не шибко известна, хотя на самом деле гомосексуальный подтекст в фильме и правда имеется.

На Западе многие обвиняют "Попутчик" в гомофобии. Почему?..

Начнем с того, что середина 80-х - это время, когда многие темы в Голливуде уже, конечно, не были под запретом, но и весьма редко затрагивались напрямую. Америка той поры НЕ БЫЛА страной гомофобов, но к сексуальным меньшинствам относились именно как к меньшинствам, то есть их сексуальная ориентация не считалась чем-то априорно плохим, но была, вне всякого сомнения, отклонением от нормы.

Не секрет также, что проявление ненормальности, то есть то самое "отклонение от нормы" - пугает. Когда это связано с интимной сферой - пугает еще сильнее. Об этом не так часто пишут, но на самом деле одна из наиболее шокирующих и пугающих сцен в "Чужом" - собственно, "рождение" ксеноморфа во время обеда на корабле "Ностромо" - имеет ярко выраженный сексуальный подтекст. Лицехват-фейсхаггер, по сути, насилует одного из персонажей - мужчину! - в рот. Более того - оплодотворяет! И как финал этого непередаваемого кошмара - герой погибает мучительной смертью во время "родов". Надо ли говорить, что беременность для мужчины - отклонение от нормы? В "Чужом" эта анормальность подчеркнута еще и тем, что за тварь орально надругалась над персонажем - и какого монстра они на двоих породили.

Аналогично в "Попутчике", гейские "штучки" могли и должны были пугать зрителей-мужчин - тех из них, кто не был геем. Ситуация, когда вас, человека традиционной сексуальной ориентации, в той или иной форме домогается гей, для вас очевидно будет не слишком приятна. Именно на этих подспудных страхах играет "Попутчик". Вот небольшая нарезка сцен с очевидным (или не очень) гомо-подтекстом из фильма:

Как видим, в "Попутчике" есть не только сцены, прямо обыгрывающие тему гейства, но и целый ряд сцен, в которых эта тема раскрывается символически.

Все эти перегляды Джима Холси и Джона Райдера, "мокрые" сны, в которых Джим видит Попутчика, их диалоги... На первый взгляд многое из этого легко упустить из вида, но при внимательном просмотре двусмысленность становится очевидна. Да и просто взглянем с этой точки зрения на сам сюжет картины: одинокий молодой человек (внешне С. Томаса Хауэлла легко принять за гея, ведь он такой сладкий), перегоняя тачку из одного штата в другой, сталкивается на дороге с другим одиноким мужчиной - голубоглазым блондином, который старше и опытнее его. В каком-нибудь романе Поппи Брайт подобная встреча наверняка закончилась бы сценой минета где-нибудь у обочины!

Однако Джим - не гей... Или не желает быть таковым. Это интересная, глубокая и сложная тема - тема сексуальной самоидентификации. Возможно, они оба - и Джим, и Джон - скрытые геи, то есть мужчины, которые подавляют свои инстинкты и желания? В начале фильма Джим видит попутчика в машине у других людей, где Джон на заднем сиденье играет с детьми. Заметьте, что девочка веселится с игрушечным автоматом, то есть примеряет на себя роль, присущую мальчику:

Возможно - и скорее всего - это просто совпадение. Но в этом можно уловить и определенный символизм.

Понятно одно: "Попутчик" очень легко можно представить не как хоррор-триллер, а как драму или мелодраму, как историю безответной любви: случайный попутчик, Джон Райдер, предлагает Джиму нечто интимное (смерть и убийство - весьма интимное дело, если вы слыхали что-нибудь о связи Эроса и Танатоса), а тот его отвергает.

На протяжении всего фильма мы ни разу не увидим в глазах Райдера, когда тот смотрит на Джима, ни ненависти, ни злобы. Скорее в этом взгляде можно уловить какую-то теплоту (а иногда - горькое разочарование, грусть, жалость). Что, вероятно, лишь предает образу Райдера толику безумия. Когда он заставляет Джима произнести фразу "я хочу умереть" это звучит как нечто совершенно другое. Это звучит почти эротично, с придыханием. Так мужчина мог бы попросить девушку, чтобы та произнесла "трахни меня" или "я хочу тебя".

И далее - Попутчик преследует Джима, но, имея возможность убить того, на деле сплошь и рядом Джима выручает, в том числе буквально освобождая парня из тюремной камеры. Эта линия больше смахивает на историю о том, как влюбленный человек пытается добиться расположения у объекта своего романтического интереса, оказывая некие услуги в надежде на благорасположение.

Какова в этом странном двусмысленном сюжете роль самого Джима?

Парнишка, который в начале фильма выглядит изрядно перепуганным слабаком, к финалу явно определяется со своей гендерной принадлежностью, беря в руки оружие и становясь мужчиной уже не только в физиологическом смысле, но прежде всего как личность. И убивает своего случайного попутчика, который, быть может, пробудил в нем некие сомнения насчет сексуальной ориентации... В этом смысле сюжетная линия самого Джона Райдера становится уже просто трагической: его отвергли дважды (даже трижды) и в конце концов просто убили.

А что до этого? А до этого Джим находит себе девушку - еще один шаг в сторону "нормы". Кстати, зовут девушку мужским именем "Нэш", и она - как и Джим, как и Джон, - одиночка. А Джон эту девушку жестоко убивает на глазах у Джима! Что, опять же, можно воспринимать как проявление ревности, как борьбу за сердце Джима, которую ведет Райдер.

Сцена, в которой Попутчик укладывается в постель с героиней Дженнифер Джейсон Ли, также весьма интимна. Особенно если учесть, что в это время за стенкой сам Джим принимает душ. Райдер словно пытается примерить на себя роль Холси, роль нормального. Но без успеха.

А если копнуть ЕЩЕ глубже?

Что уж точно бросается при просмотре "Попутчика" в глаза, так это то, что до определенного момента, в течение чуть ли не половины фильма мы, зрители, вообще не уверены, что Джон Райдер - этот человек из ниоткуда - не является плодом воображения Джима Холси!

Погодите отбрасывать эту догадку в сторону, как несостоятельную. Если рассматривать фильм в контексте "голубой" темы, а самого Джима - как молодого человека, усиленно подавляющего в себе гомосексуальные наклонности, то Райдер - попутчик без прошлого, чье настоящее имя полиция так и не сможет узнать - есть персонификация той той самой подавленной гомосексуальности. Комплексы Джима Холси, обретшие плоть и кровь. Звучит безумно, но вспомните роман Стивена Кинга "Темная половина", в котором оживает альтер-эго героя-писателя. Если Кинг проделал такой фокус, выведя на сцену олицетворение "темной половины" личности своего персонажа, то почему в фильме "Попутчик" не могло произойти тоже самое?

Джон Райдер - "голубая половина". Почему нет?..

Обо всем этом я решил сказать вовсе не потому, что всерьез уверен, что "Попутчик" это кино про геев, нет. Лично мне кажется, что сценарист и режиссер за счет нескольких сцен с гомосексуальным подтекстом стремились лишь напугать гетеросексуальных зрителей. В конце концов, тот же Эрик Ред позже по собственным сценариям снял еще несколько жанровых лент, но ни в одной не достигал той глубины, которая у него и Хармона (скорее всего ненароком) появилась в "Попутчике". Но даже если эта глубина оказалась не более чем случайным совпадением - именно ее наличие, возможность трактовать фильм так или иначе, и делает эту картину культовой классикой. Какой не смог стать ремейк 2007 года, где акценты по ходу действия были смещены в сторону феминизма, место Джима заняла девушка, а Джон Райдер в исполнении Шона Бина превратился из почти потустороннего существа, каким Попутчик предстает у Рутгера Хауэра, в смертельно уставшего от своего кровавого ремесла маньяка с большой дороги.

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 531.

Комментариев: 4 RSS

  • Если вспомнить мои ощущения от «Попутчика», то мне всегда казалось, что в образе попутчика есть что-то сверхъестественное, некое демоническое начало. Некоторые сцены фильма выглядели сюрреалистично. Попутчик не казался мне обычным маньяком, и это выделяло картину из аналогичных триллеров о серийных убийцах. В ремейке все это было потеряно, разумеется. Однако я не заметила в фильме каких-то гомосексуальных мотивов. Мне кажется, что все это немножко притянуто, хотя трактовка, несомненно, интересная. А может я просто давно не пересматривала «Попутчика».

    "рождение" ксеноморфа во время обеда на корабле "Ностромо" - имеет ярко выраженный сексуальный подтекст

    Кстати, одна из причин по которой из всех фильмов о чужих (включая «Прометей» и «Завет»), я предпочитаю именно фильмы Ридли Скотта - это мощный сексуальный подтекст (иногда переходящий в текст) его картин. И это не скабрезный юмор и постельные сцены, рассчитанные на подростковую аудиторию, это полноценный фильм «для взрослых». Все начинается уже в «Чужом» (весь этот гигеровский дизайн, способ размножения, белье Сигурни Уивер и т.п.) и получает полноценное развитие в двух последних фильмах. Одна только совершенно бесподобная сцена нападения вылезшего из Элизабет создания на представителя инопланетной расы в «Прометее» чего стоит.

  • Ну, кстати, что-то такое мне тоже виделось в самой ситуации: обычно ведь маньяк прицепляется к хорошенькой девушке, "final girl", а тут...

  • Соглашусь с Dee-Dee по поводу Попутчика. А сам герой (Хауэр) был для меня как необходимое зло, он просто есть и все, голубого подтекста не углядел.

  • Хреновый из Райдера пикапер! XD )))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))) Сунь - Вынь, таким методом - не перепадаетXDXDXDXDXDXD ( весь коммент, искреняя ирония ;)! )

Оставьте комментарий!

Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!