ДЕМОН ВНУТРИ

Постапокалиптический арт-хаусный триллер «Ровер»

НовостиРецензииКиноКомментарии: 1

О том, что новый фильм Дэвида Мишо является и архаусом, и постапокалиптическим вестерном, и психологической драмой сказано уже много. Да, снятый в своеобразной манере, неспешно, со скупыми диалогами (много говорить в этой истории, похоже, просто опасно для жизни), с оригинальным электронным саундтреком, воспроизводящим то скрипучие звуки струнных, то стук барабана или там-тама, прерываемым раздражающими китайскими песнями, фильм явно артхаусная психологическая драма. Но настроение безнадеги и безысходности, накручиваемое настоящим саспенсом с ожиданием неизбежных новых и новых смертей, с совершенно непонятной мотивацией главного героя, который гонится за своей машиной словно там у него чемодан с золотом в багажнике (что это не так, понятно уже с первых кадров) и в этой погоне готовый убить буквально любого, с резкими сюжетными поворотами, когда герои внезапно оказываются на волосок от гибели без всяких перспектив на спасение, все это создает атмосферу настоящего триллера. Потому что эта история про то, что в пропащем мире после глобального кризиса для волка-одиночки единственный выход – чужой или собственный трагический финал. Потому главный герой Эрик (Гай Пирс) и не боится смерти. Он, судя по всему, лучше всех устроился в этой жизни – бьет сразу наповал (из пистолета или ружья – неважно) , не оставляя никому шанса. Даже старуху едва не пристрелил, хотя и не было за что. Она, конечно, циничная мразь, но он сам-то не лучше. Он такой же голодранец, как и встречаемые им люди (ему хватает на выпивку, но не на пистолет), но это и неважно. Там все голодранцы. Кроме каких-то крутых парней на джипах, которые как-то раз неожиданно пронеслись по шоссе и исчезли вдали.

Перевод фильма на русский вряд ли был бы удачным. Путь будет просто «ровер». Он не бродяга, не странник. Он – смертельное перекати-поле. Мы так и не узнаем, откуда и куда он ехал. Мы только узнаем, что он собирался сделать после того, как зашел в убогое питейное заведение на обочине трассы. Он это и сделал в самом финале. И между этими двумя эпизодами – куча трупов. Только для того, чтобы мы увидели, зачем все это было. И это, пожалуй, самое жуткое.

Сюжет строится на том, что некие бандиты угоняют у Эрика машину. (Кстати, забавно читать, что в фильме нет сюжета. Есть там сюжет, просто нет никакой предыстории и нет никакого намека на будущее, и только герой Гая Пирса однажды расскажет кое-что из прошлого, в котором, как оказывается, тоже ничего хорошего.) Пожалуй, единственный эпизод, который заставляет в фильме улыбнуться, - это сцены аварии бандитского авто, которую зритель видит через окно питейного заведения, куда и зашел главный герой. Он-то как раз этого не видит и выходит наружу только тогда, когда его собственная машина, на которой бандиты продолжат свой путь, отъезжает с места и уносится прочь.

Однако пикап угонщиков после того, как перевернулся и вновь встал на колеса, оказался на ходу, просто застрял и хозяева его в спешке бросили, позаимствовав транспорт у Эрика. Лучше бы они этого не делали, потому что хозяин будет гнаться за своей машиной до самого конца. И чем дальше он будет гнаться, тем больше будет расти тревожное ожидание развязки, которая с таким героем не может не быть страшной и кровавой. Первая попытка вернуть машину заканчивается неудачно, и Эрик добывает оружие, открывая счет убийствам. Между тем, еще вначале, когда мы видим сцену, в которой три бандита несутся по трассе навстречу ДТП, мы узнаем, что четвертого своего товарища Рэя (младшего брата одного из них - Генри, которого играет Скут Мак-Нэйри) они бросили на месте перестрелки. Генри сам ранен, но настаивает, что они должны вернуться и забрать Рэя. Однако ведущий машину темнокожий Калеб (Таванда Маниймо) категорически отказывается это сделать, уверяя, что они так едва унесли ноги, положив несколько человек, что Рэй погиб. А старый бандит Арчи (Дэвид Филд) вступает в перепалку с Генри, заявив, что Рэй и так ни на что не был годен, потому что вел себя как ребенок. Собственно этот конфликт и привел к аварии.

Но Рэй (Роберт Паттинсон) не погиб, а сумел добраться как раз до того места, где Эрик, заполучив пистолет, готовится отправиться дальше в погоню. Дальнейшие их поступки определяются их взаимозависимостью: молодой придурковатый парень необходим, как проводник до места, куда скрылись угонщики, а сам Рэй просто не выживет без него. При этом Эрик словно обращает Рэя в свою «веру», которая заключается в том, что если хочешь выжить, умей драться. На самом деле это означает не просто драться – умей убивать. И его нежданный попутчик начинает постепенно меняться, так что когда потребуется, уже он спасает Эрика из, казалось бы, абсолютно безнадежной ситуации.

Дело в том, что Рэй, по сути дела, стал таким как Эрик. Он тоже остался один одинешенек, когда очнулся раненый своими на дороге и, увидев рядом умирающего солдата, понял, что его свои же бросили. Он, собрав последние силы, добрался до пустого армейского джипа, экипаж которого здесь, судя по всему, весь и полег в перестрелке, и поехал по дороге в ту же сторону, куда умчались ранее более удачливые бандиты.

Но он один, он серьезно ранен и ему не выбраться. Встреча с Эриком становится для него спасением. Потому он и воспринимает на веру страшные и жестокие слова, которые говорит ему этот безжалостный старший товарищ. Видно, что ему тяжело это все принимать, но, оставшись один-оденешенек, он быстро привязывается к Эрику. А тот, как ни странно, сам понемногу начинает воспринимать этого ненормального парня как своего напарника. И так, вдвоем, продвигаясь все дальше и дальше на юг (Эрик за своей машиной, а Рэй, чтобы отомстить тем, кто его бросил), через череду кровавых приключений, оставляя после себя только трупы и даже не думая о том, чтобы кому-то помочь, они таки добираются до цели…

В этом фильме не так много разговаривают, он может показаться затянутым, но он затягивает. В первую очередь картина держится на актерской игре Гая Пирса и Роберта Паттинсона. С Гаем Пирсом и так все ясно – сильный актер, а вот по поводу роли Паттинсона сейчас спорят, насколько хорошо он сыграл и не переигрывал ли. Но многие сходятся во мнении, что это лучшее, из сделанного им в кино, и про слащавого вампирчика из «Сумерек» можно уже и забыть. А еще держит атмосфера. Мы немного видим примет разрушенной кризисом жизни. По сути дела, там и жизни почти никакой нет – редкие нищие селения у трассы посреди пустыни. Но даже железнодорожный состав, который с какого-то рудника везет руду под охраной вооруженных до зубов бравых молодцев, не внушает надежду, что жизнь как-то возрождается. Да, где-то кто-то делает деньги. Но к людям, прозябающим на земле, это не имеет никакого отношения. Они пытаются как-то жить и выжить. Как доктор, которая спасла Рэю жизнь. Она помогала людям, спасала бездомных собак. Но помогла двум незнакомцам, а они разрушили ее жизнь. Потому что Эрик – воплощение индивидуализма и таким же старается сделать Рэя. Да вот закавыка, теперь их двое и это влияет на самого Эрика. Оказывается – их двое. И когда Рэй ловит таки свою пулю, герой Пирса вдруг понимает, что за прошедшее время что-то изменилось в нем самом. Что в мире, где, как он считал, всем все равно и всем на все плевать, что-то еще осталось, но он это только что потерял. Потому он и сжигает тела убитых, а не бросает их прямо на месте, как делал всегда. Да, жуткая сцена, но Эрик поступает, как умеет.

Но финал несколько шокирует своей неожиданностью. Потому что понимаешь, чем раньше дорожил Эрик. И ради чего погибли все эти люди. Даже не ради машины, хотя она, похоже, является для героя не только средством передвижения, но и домом. Но выходит, у Эрика вообще ничего не осталось. И проблема вовсе не в том, что всем все равно (доктору, к примеру, было не все равно, и Рэю было не все равно, и даже бандиту Генри было не все равно). Да, в этом мире полно таких как Эрик. Или как те китайцы, что застрелили человека только за то, что он подошел к их машине, а они, видите ли, ехали мстить. Но в финале мы понимаем, такие отморозки как Эрик (в какого под его влиянием едва не превратился и Рэй) несут в мир тех, кто пытается хоть как-то наладить жизнь, смерть и разрушение. И проблема в том, что это главному герою, именно ему было все равно, а он обвинял весь мир. А мир, пусть и разоренный, пусть и ожесточившийся, все равно остался миром людей. Часто жестоких, часто равнодушных, часто просто отвратительных – но людей. Понял ли Эрик? Пусть каждый решает сам. Этот фильм каждому открывает свое, почему его и стоит посмотреть.

Рецензию прислал нам читатель: И.ЧЕБУНИН

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 668.

Комментариев: 1 RSS

  • Отличная рецензия. Приятно, что в ней много внимания уделяется анализу сюжета и характерам персонажей. И читать интересно и говорит о том, что в фильме и то и другое представлено на хорошем уровне. Также очень порадовало что, несмотря на серьезный разбор сюжета, обошлось без спойлеров.

    Жаль, что я пока не могу обсуждать данный фильм, так как не смотрела. Но обязательно посмотрю.

Оставьте комментарий!

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.