ССК 2018

Новости

Прекрасная месть из могилы: рецензия на фильм "Маска Сатаны" (1960)

РецензииКиноКомментарии: 0

Родной брат приговаривает ведьму Азу и её возлюбленного Явутича к казни. Перед смертью Аза проклинает свой род, после чего к её лицу прибивают металлическую маску, символизирующую поклонение дьяволу. Двести лет спустя два приезжих врача обнаруживают склеп, в котором погребена Аза, и случайно возвращают её к жизни. Воскресшая ведьма немедленно поднимает из мёртвых своего любимого, и вместе они начинают мстить потомкам её семьи, среди которых – красавица Катя, как две капли воды похожая на Азу.

Стивен Кинг в своей книге «Пляска смерти» упомянул «Маску Дьявола» в списке «100 наиболее значительных картин жанра ужасов c 1950 по 1980 год», и его высокая оценка творению знаменитого режиссёра Марио Бавы весьма справедлива. Первый фильм, который будущий мастер жанра снял под своим полным режиссёрским контролем (до этого Баве выпадал шанс лишь заканчивать картины других постановщиков), с первых кадров красноречиво заявляет о великом будущем своего автора. Да-да, того самого, который в приливе самоиронии называл все свои фильмы "полным дерьмом" и навряд ли мог оценить свой же огромный вклад в мировой кинематограф.

Антураж, окружающий героев фильма, сразу создаёт весьма достоверную готическую атмосферу. Сухие ветки деревьев, напоминающие худые руки, ковром стелящийся по земле туман, вездесущая паутина и глухие завывания ветра выступают как лучшие её признаки. Фильм даже может похвастаться наличием очень неплохих по меркам своего времени спецэффектов. Радует и работа оператора, и тревожная музыка композитора – по технической части картина выполнена безукоризненно. Актёры, в свою очередь, тоже замечательно вжились в свои образы. Роли ведьмы Азы и девушки Кати отлично исполнила Барбара Стил, одновременно прекрасная и пугающая.

Небольшой недочёт у фильма всё же имеется. Связь с творчеством Николая Гоголя, упомянутая в титрах, весьма условная – видимо, Бава решил просто-напросто отдать дань уважения классику, добавив в сценарий придуманные им места и схожую обстановку, хотя всё происходящее на экране мало вписывается в гоголевские рассказы о Миргороде. От глаза особенно въедчивых зрителей не скроется и «клюква» – почти сразу же за словом «Москва» в беседе героев фильма всплывает слово «водка», которое потом еще не раз будет произнесено в кадре как главными, так и побочными персонажами. Вообще все попытки авторов свести действие фильма к малороссийской реальности вызывают не более чем снисходительную усмешку. Гораздо сильнее чувствуется влияние классических вампирских лент – герои носят строгие чёрные сюртуки, а злодей Явутич живёт в старинном замке и своим видом недвусмысленно напоминает Влада Цепеша, являющегося историческим прообразом Дракулы. Но судить режиссёра за его любовь к русской классике не стоит – лучше сконцентрироваться на достоинствах фильма, а их предостаточно.

«Маска Сатаны» Марио Бавы – из тех фильмов, что не раздражают шаблонностью, а совсем наоборот, радуют каноничностью и классическим подходом к жанру. Это хрестоматийная, но доведённая до эталонного совершенства готическая история, приправленная всеми нужными компонентами и поданная в наилучшем виде, который можно было сотворить. Безусловно, творение мастера жанра заслуживает своего культового статуса.

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 452.


    Оставьте комментарий!

    Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
    Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!