ХРАНИЛИЩЕ

"ПРОЧЬ": Посмотрите, что такое саспенс (РЕЦЕНЗИЯ)

НовостиРецензииКиноКомментарии: 9

Что ж, сегодня наконец стартовал широкий прокат хоррора "Прочь" во всех российских кинотеатрах. Сказать, что я ждал его — ничего не сказать. Не то чтобы 2017-ый был скуден на интересные премьеры (мне как фанату Стивена Кинга вообще грех жаловаться: тут тебе и "Темная башня", и новое "Оно"), однако первая попытка Джордана Пила в ужасы и в режиссера одновременно давно приковывала к себе внимание, и фильм уже однозначно можно назвать одним из главных в этом году.

Вообще "Прочь" я посмотрел немного раньше официальной премьеры, благо на майские праздники в 500 кинозалах по всей стране был устроен своего рода предпоказ картины, и как показывают первые донесения с полей, прошел он очень успешно. Когда народ голосует рублем за хорошее кино — это вселяет надежду, знаете ли. При этом мне повезло, и во время сеанса зал был почти пуст: оно и понятно, кто ходит на фильмы ужасов с самого утра? Что ж, ответ: вот этот парень, который не любит, когда зрители на соседнем ряду шушукаются, трещат по телефону или вообще громко удивляются, куда они попали, что это за кино и где енот с большой пушкой? Вместо всего этого была тишина, идеальная для саспенс-хоррора.

Предыдущие рецензенты Зоны Ужасов уже успели заметить очевидное влияние классики жанра на эту киноленту. Феликс Кривенцов сравнил "Прочь" с картинами Романа Полански, Уэса Крэйвена и М. Найта Шьямалана, а наш главный редактор Михаил Парфенов пошел еще дальше, назвав Джордана Пила достойным учеником самого Альфреда Хичкока. И я склонен согласиться с обоими. "Прочь" действительно выполнен строго по канонам старой школы кинематографа. Так что, с одной стороны, перед нами определенно авторский фильм, но с другой стороны, независимым его никак не назовешь. Пил и не стремится к этой независимости, он просто делает очень грамотный, очень сбалансированный и действительно умный хоррор. Вас не будут пугать дешевыми скримерами. Большую часть хронометража вам придется мучиться в зыбкой неопределенности: то ли сейчас начнется звиздец, то ли все это просто шутка, чудачество, непонимание и маленькие бытовые странности простых людей. Нет, вы, конечно, знаете, что кончится все жестко, но до последнего момента все происходящее можно будет объяснить более или менее безобидными причинами. Так что не придется и упрекать героев во всегдашней тупости, мол, чего вы туда сунулись, бегите, бегите, глупцы! Прочь!

Так, я уже начал описывать детали сюжета, не приведя даже общий синопсис картины. Надеюсь, вы знаете его и так. Вообще стоит поблагодарить Пила даже за саму завязку.

В смысле, знакомство с родителями девушки — это же натуральная жуть!

Казалось бы, тему прочно застолбили разнообразные Факеры, так что шутки о том, что "Прочь" — это романтическая комедия, вполне актуальны. Да и юмор в фильме присутствует, благо Джордан Пил, один из создателей скетч-шоу "Кей и Пил", знает в этом деле толк. Однако шутки эти ненавязчивы, они проскальзывают естественным образом в диалогах и не перетягивают на себя одеяло, лишь пытаясь снизить напряжение, витающее в воздухе. Но полностью разрядить обстановку им не под силу.

Итак, родители девушки, да? Отправляясь на первую встречу с ними, тебе придется ответить на два важных вопроса. Во-первых, черт, у вас что все так серьезно?! А во-вторых, готов ли ты к тому, что тебя будут препарировать живьем? Фигурально выражаясь. В большинстве случаев. Так или иначе, парню в такой ситуации нужно приготовиться к тому, что папа и мама его пассии будут вести себя странно. Подчеркнуто строго, выспрашивая, из какой ты семьи, на кого учишься и какие у тебя вообще виды на их дочь. Либо наоборот, слишком радушно, весело, постоянно вгоняя вас обоих в неловкость и стыд. Однако Пил раздвигает границы странности.

И тут мы наконец доходим до темы расизма, центральной в ленте, очевидной с самого начала, но поданной в итоге в весьма оригинальной форме. Чернокожий герой, белая девушка, очень белая семья — в смысле у них даже черная прислуга имеется — понятно, что ничего хорошего из этого не выйдет. Тут еще в гости съезжаются знакомые родителей, люди состоятельные и, разумеется, тоже крайне белые. Все улыбаются, радуются нашему герою, стараются проявить демократичность собственных взглядов, однако расизм, переобувшийся в нечто помягче, так и выпирает из-под их нелепых или диковатых комментариев относительно природных физических данных и моды на черный цвет.

А на заднем плане бродят чудаковатые слуги с говором из прошлого века. Они что-то скрывают, что-то держат в себе, что-то настолько ужасное, что это невозможно выговорить, и лишь одинокая слезинка на напряженном лице пытается заменить собой оглушительный крик о помощи. В конце концов, наслушавшись всех этих выживающих из ума богатеньких белых стариков, вы ждете, когда уже народ возьмется за ружья да напялит колпаки Ку-клукс-клана...

Ан нет.

Не все так просто в фильме Джордана Пила. Расизм здесь служит скорее для отвлечения вашего внимания, это ответ, который лежит на поверхности и до самого конца кажется единственно верным. Однако режиссер и автор сценария Пил способен вас удивить. По крайней мере, со мной он это проделал, мерзавец. Парфенов вот в своей рецензии говорил о том, что финальный твист угадывается заблаговременно и сюрпризом для зрителя не станет. А я попался. Это не был по-настоящему сногсшибательный "ВОТ ЭТО ПОВОРОТ", но мне действительно понравилось, как события в конце фильма повернули всю историю, заставив иначе взглянуть на происходящее, и все реплики персонажей, их профессии, увлечения — все это сложилось мгновенно в совершенно другую картину. Превосходно.

Теперь давайте поговорим немного о том, как все это сделано и почему работает.

Оператор Тоби Оливер каких-то визуальных чудес нам не показывает, но при этом в каждом кадре, в выборе каждого плана чувствуется твердая опытная рука. Неудивительно, что чуваку доверили снимать четвертый "Астрал". Вместе с Оливером постарался и монтажер Грегори Плоткин, глубоко засевший во франшизе "Паранормального явления", но сейчас, как видим, ищущий новые проекты для реализации своего мастерства.

Но главное, что радует глаз, — это, конечно же, актерская работа в данном фильме. Дэниэл Калуя серьезно заявил о себе еще в сериале "Черное зеркало". "15 миллионов заслуг", второй эпизод первого сезона, футуристическая антиутопия, виртуальный апокалипсис Жана Бодрийяра и вот это все. Уже там Калуя был превосходен, сдержанная или даже подавленная мимика, ломанный язык тела — за ним просто было интересно наблюдать, как и за любым другим по-настоящему хорошим актером. Его роль в "Прочь" не такая яркая, ведь в ней нет того вызова, однако граней значительно больше, и образ вышел любопытнее. Калуя играет живо, его лицо находится в непрерывной реакции с внешним миром, но выглядит это вполне гармонично, никаких кривляний, лишь естественные эмоции, находящие мимолетное отражение на его лице, в его движениях. Мне особенно понравилось, как его герой выдавливает из себя усмешку всякий раз, когда чувствует себя некомфортно. И главное, вы тоже в этот момент чувствуете его дискомфорт.

Хороша в своем образе Кэтрин Кинер. Эта ее почти сонная мягкость, эта слабая нежная или сочувствующая улыбка, то и дело трогающая губы... Поначалу ее манера держать себя обезоруживает, но вскоре вы с удивлением понимаете, что под всем этим таится умный жесткий и проницательный дьявол. Отличная роль.

Брэдли Уитфорд и Калеб Лэндри Джонс, отец и сын этого семейства, тоже смотрятся отлично. Один забавен, другой напрягает своей развязностью, и оба отлично справляются со своими функциями в кадре.

Прекрасно проявила себя Бетти Гэбриел, та самая домашняя прислуга, заблудившаяся во времени. Даже возраст этой актрисы в фильме трудно определить. Она будто зыбкий призрак из прошлого, прикованный к скелету с налипшим мясом. Каждое ее появление поднимает вверх все рычаги напряжения, при этом ей неосознанно сочувствуешь, ибо она двигается и реагирует на все так, будто терпит непрерывную физическую боль. Мемесный Гарольд курит в сторонке.

Преображение Лейкита Стэнфилда, само наличие и образ Стивена Рута, роль Эллисон Уильямс, ну и ночные пробежки Маркуса Хендерсона тоже были вполне хороши, и в целом актерская игра здесь на очень серьезном уровне, что и делает фильм таким настоящим. Живые персонажи, живые диалоги. К финалу крепнет подозрение, что подобная хрень может таиться в любом зажиточном интеллигентном семействе, обитающем в глубинке.

Несмотря на то, что формально это хоррор, вас никто не будет пугать. Ну, почти. Есть всего несколько сцен, рассчитанных на испуг. В остальном это превосходный саспенс-триллер, давящий своей неоднозначной атмосферой, завуалированными угрозами и лишь парочкой откровенно недоброжелательных символов. Особенно порадовала (и напугала) сцена, в которой главный герой подвергается гипнозу. Это ощущение абсолютной беспомощности, характерное для кошмаров... Это было сильно.

Ну, и под конец отмечу саундтрек киноленты. Композитор Майкл Эбелс в основном лишь придерживается тех самых классических жанровых канонов, однако есть тут парочка интересных музыкальных вставок, в начале и в конце, которые придают всей картине особый стиль и даже ироничность. Это прежде всего знаменитая песенка Run Rabbit Run Ноэла Гайя и Ральфа Батлера. В годы второй мировой войны у нее, кстати, появилась пародия "Беги, Адольф, Беги", ну вы поняли. Кроме того, отлично вписалась песня Redbone человека-оркестра (а также человека-актера, комика и сценариста) Дональда Гловера, музицирующего под псевдонимом Чайлдиш Гамбино.

Словом, после всего этого действа, после продолжительного нагнетания и мощной динамичной концовки, мне хочется сказать спасибо буквально каждому, кто участвовал в создании ленты. И разумеется, поздравить Джордана Пила с очень уверенным стартом в режиссуре. Я искренне рад, что "Прочь" продолжает собирать бабло в кинотеатрах по всему миру, уже став вторым в списке самых кассовых хорроров с рейтингом R за всю историю американского проката. Я радуюсь за успех любимого жанра, радуюсь появлению новых лиц в нем, радуюсь тому, что Пил уже взялся за новый социальный триллер, и надеюсь, что он не опустит собственноручно поднятую планку качества.

Ну, и идите в кино, ребята. Посмотрите, что такое старый добрый саспенс. Сейчас так редко снимают.

Бегите, бегите "Прочь".

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 1285.

Комментариев: 9 RSS

  • Как по мне, в фильме слишком много болтовни: она занимательная, но у меня от этой трескотни аж голова разболелась, и "где ужасы?" спрашивал я себя... В темноте экрана засветились белые глаза, и только я вопросил "нас что, неграми пугать будут?" как, в самом деле, пошли "черные" скримеры!!! Ключевого сюжетного поворота я тоже не ожидал, после напряженного финала не хватало выхода Фореста Уитакера с его "бла-бла-бла... в Сумеречной зоне", сюжет очень в духе. В целом, классный триллер (и, главное, продуманный), но начало подкачало.

    • Мне кажется, нужно подстраиваться под фильм, а не требовать от него соответствия своим ожиданиям (ну, или стараться эти ожидания как-то объективно выстраивать относительно синопсиса, критики и прочего), благо в данном случае все скроено очень грамотно, и лишних сцен нет, все работает на сюжет, просто нужно расслабиться и напитываться атмосферой тревожного ожидания. Саспенс же, епт. :D

      • Как можно (и зачем?) подстроиться под то, чего физически не выносишь (я люблю разговорное кино, но в Прочь все именно что трещат, давя на мозг)? Касательно ожиданий вообще (в случае с Прочь, у меня, напротив, было опасение, что это "очередная оверхайпнутая дичь"), обычно их задают сами создатели, так пусть и соответствуют.

        • Если вы любите разговорное кино, то я вообще не понимаю, почему такое впечатление. Может, голова сама по себе разболелась, а тут еще говорят и говорят? :D Говорили-то по делу.

          • Ахаха, нет. Дело не в том что (как я уже отметил, диалоги в Прочь сами по себе занимательные), а как говорят (трещат и трещат). В сериале Ганнибал, к примеру, тоже много говорят, но там можно слушать и слушать (речь более размеренная что ли), а в Прочь на мозг давит.

  • Собственно, 3 реца на "Прочь" в ЗУ и снова хвалебная. Кто следующий?)

  • Напрасно говорят, кстати, что для Пила эта работа дебют. У него уже была короткометражка из серии "Ки и Пил", где герои, оказавшись в логове безумного клоуна с замашками Конструктора, не теряют оптимизма даже когда он отпиливает им руки-ноги, и доводят маньячеллу до истерики.)

Оставьте комментарий!

Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!