УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Фэнзона

Проект Ведьма из Блэр: Курсовая с того света (The Blair Witch Project) (1999) - РЕЦЕНЗИЯ

РецензииКомментарии: 0

Этот фильм просто феномен! Насквозь экспериментальное кино, сделанное практически без бюджета, без профессиональных актеров и спецэффектов, мгновенно завоевывает мэйнстрим! Фильм мгновенно производит фурор и одновременно плюет в лицо так называемым мэйджорам (крупным кинокомпаниям, очень четко реагирующим на малейшее изменение рынка). Оказывается, их спецэффекты вовсе не обязательны и фильм может прекрасно обойтись и без них!

Трое студентов-киношников решают в качестве зачетной работы сделать документальный фильм о поиске легендарной Блэрской ведьмы. И в октябре 1994 года они приезжают в город Беркетсвил (Burkittesville), штат Мэриленд, чтобы собирать документальный материал. Сперва они бродят по городку и расспрашивают местных жителей, что они знают о местной легенде. И в конце концов они уходят в лес, чтобы заснять сами поиски. И исчезают. Год спустя обнаруживают пленку, заснятую ими в процессе брожения по лесу. А так как с собой они взяли кинокамеру и ручную видеокамеру, то соответственно имеется и два ракурса. Различается немного и сам вид съемки.

Однако сам факт обнаружения пленки уже сопровождается мистическими событиями. Начиная с того, что пленки были найдены в процессе археологических раскопок на довольно большой глубине и пласт земли над ними не был нарушен. Так что совершенно непонятно, каким образом пленки могли оказаться в таком месте. А уж содержание пленок привело археологов в ужас. И долгое время их держали в полиции и ФБР, пытаясь раскрыть истину. В конце концов пленки были возвращены общественности. И двое людей (режиссеры фильма) смонтировали из обеих пленок то, что мы увидели в кинотеатрах или на видеокассетах. Они же (Даниель Мирик и Эдуардо Санчес) являются и сценаристами фильма.

Такова легенда. И легенда была раскручена очень хорошо, нечего сказать. Она практически создала мистический ореол вокруг всего фильма. И учитывая тот нездоровый интерес и особенную любовь американцев к фильмам по "реальным событиям", трюк с "абсолютно достоверной пленкой" был беспроигрышным. Компания-создатель фильма Haxan Films, Inc. все очень точно рассчитала и одним ходом выбилась из пешек в ферзи - произошло превращение из мелкой компании во всемирно известный мэйджор. Правда это превращение может оказаться кратковременным, это зависит от самой компании.

Однако революционность фильма вовсе не в раскрутке и легенде, но именно в методе съемки. Актеры играют сами себя - Хэзер Донахью (Heather Donahue), глава и идеолог проекта и два ее приятеля Джошуа Леонард (Joshua Leonard), которого называют Джош и Майкл Уильямс (Майк) (Michael Williams) - это их настоящие имена. Кроме трех главных героев в фильме также сняты "жители городка", также не являющиеся профессиональными актерами. Итого в фильме задействовано десять актеров, семеро из который коротко появляются только в начале фильма. Не менее необычен для современного зрителя и способ съемки - камеры и вправду таскают на руках, они качаются и дергаются, тем самым как бы подтверждая реальность происходящего. Таким образом трое основных героев/актеров также являются и операторами фильма.

Однако эта спартанская простота фильма и полное отсутствие спецэффектов восполняется великолепно созданной атмосферой фильма. Страх постепенно нагнетается и захватывает зрителя в свои силки. Сидящий у экрана начинает реально сопереживать бродящим по лесу ребятам и все их злоключения воспринимаются гораздо сильнее, чем обычное киношное действие. Сама атмосфера страха и таинственности нагнетается постепенно и время от времени резко прорывается на экраны (например в эпизоде с битьем по палатке и беганьем ночью по лесу). И если сперва блуждание героев по лесу кажутся излишне затянутыми, то потом про это полностью забываешь и втягиваешься в происходящее.

И снова имеются различия в длительности фильма в США он длится 86 минут, в то время как в Соединенном королевстве всего 80. Мне всегда была непонятна эта политика "различных" версий (которую используют все и постоянно). Ну зачем вырезать какие-то шесть минут, тем более, что это вырезание коснулось скорее всего обычного хождения по лесу!

Кроме того российские зрители лишились довольно занятной вещи: рекламного телефильма Проклятие Ведьмы из Блэр. По крайней мере его не показывали ни по одному из центральных каналов, так что подавляющее большинство скорее всего его не видела. Этот фильм (Curse of the Blair Witch) является стилизованной под документалистику рекламой. Именно в нем рассказывается об истории "обнаружения" пленок, показываются места "реальных" археологических работ, более полно и детально рассказывается о самой "ведьмовской" легенде. Этот рекламный фильм в англоязычных странах показывался по каналу Sci-Fi. Показ обычно происходит за несколько дней до начала проката фильма. Посмотреть такую агитку довольно интересно. Она полностью выдержана в документалистическом стиле, присущем каналу Дискавери - нарезка из видеоматералов, нарратив за кадром, интервью со "свидетелями" и "экспертами". Причем сделано все достаточно профессионально. Мой 14-летний племянник, посмотрев фильм-рекламу некоторое время (пока не вразумили) на полном серьезе выпытывал "А это правда? А так взаправду было?" Так что можно сказать, что он был и достаточно эффективен.

Бюджет фильма составлял всего 35 тысяч долларов. Для фильма это даже не бюджет. Этот факт также убил производителей фильмов - эти 35 тысяч считаются самым выгодным вложением денег в кино за всю историю его (кино) существования. Правда, для раскрутки фильма тоже понадобились деньги - затраты на рекламу превысили два миллиона долларов (что для американской рекламы тоже не так уж и много). Однако отдача была просто феноменальная! Даже учитывая, что прокат в США начинался практически два раза: первый раз 18 июля всего на 27 экранах на всю страну. Такое открытие присуще именно малобюджеткам. И то в первую неделю проката фильм собрал более полутора миллионов долларов! К концу второй недели сборы превысили 5 миллионов. А на третьей состоялось второе открытие проката - уже в масштабах всех страны, на 1101 экране. И к ноябрю фильм заработал более 140 миллионов. Похожий сценарий пережила и Великобритания - сперва всего 36 экранов и 750 тысяч фунтов в неделю. И в итоге более 14 миллионов фунтов сборов. Финансовый успех более чем очевиден!

Интересный факт (хотя и не факт вовсе, а скорее наблюдение, из которого сложно делать выводы из-за маленькой выборки респондентов): тем, кто смотрел "Ведьму" на кассете фильм понравился больше, чем тем, кто видел ее в кино. Может это просто случайность, а может и нет :). В любом случае, на подавляющее большинство моих знакомых, даже довольно прохладно относящихся к ужасам в целом, фильм произвел сильное впечатление. Кто-то в интернете сказал, что фильм не впечатлил только тех, кто не позволил захватить себя атмосфере фильма. Ведь фильм собственно и стоит на атмосфере - мало динамичное действие помогает утвердится "ощущениям", настроению.

Очень хорошо сказал George: Cо сколькими людьми не общался - ведьму либо очень любят, ибо отзываются крайне негативно. Всё из-за неправильного расставления акцентов. Очень просто судить о том, ПОНЯЛ ли человек ведьму по тому, насколько для него важно знать выдумка всё это или нет. Ведь многие не видят главного... Для меня степень документальности этого фильма не имеет никакого значения.

Несмотря на неоднозначность фильма, "Ведьма" является уникальным явлением и я без всякого раздумья настоятельно советую всем, кто ее еще не видел, не полениться и взять кассету. Незабываемые впечатления вам гарантированы. И даже если вам фильм не понравится, то вы его уже на забудете - хотя бы из-за его особенности.

Особое мнение Dia: "Я бы тоже советовала смотреть фильм не в кино, а по видику. Тогда лучше можно прочувствовать атмосферу ужаса. :) Съёмка, её качество иногда "пошаливают" - то камеру держат криво, то изображение прыгает...С другой стороны - попробуйте её ровно удержать, когда бежите по лесу, напуганные до смерти! Это придаёт правдоподобность происходящему. Как и так называемые "документальные" материалы, интервью. Иногда появляется впечатление, что смотришь реальный документальный фильм. Ходили слухи, что снималось это так: молодых людей из захудалого театрального училища отправили в лес, дали камеры, палатку и т.п. Кроме того их снимали со стороны, но так, чтобы они этого не знали. Каждое утро они находили инструкции типо: не доверяй этому, или - сегодня что - то произойдёт...То есть роли не были заранее отрепетированы. (ну, это только слухи - прим. СМЕРТЬ) Насчёт того, что первая часть действительно феномен - я согласна. Может многие привыкли к красивым спецэффектам, гриму, декорациям. Таким это фильм может не понравиться. По - моему, это посвящено именно таким людям, которые смотрят ужастики не в шумных компаниях с пивом и чипсами, а задвинув шторы, предпочтительно одни дома, в тишине и темноте. Я его смотрела в кино, поэтому половина кайфа была потеряна. Этот фильм может хорошенько поднять адреналин. Хотелось бы его посмотреть у кого - ни будь на даче, в лесу :)"

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:



    В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!