Новости

ПРОКЛЯТИЕ МОНАХИНИ как шаг назад, в прошлое (РЕЦЕНЗИЯ)

РецензииКиноКомментарии: 0

Обычно мы не осыпаем отдельными благодарностями прокатчиков, приглашающих нас на пресс-показы тех или иных фильмов, да и вообще об этом не вспоминаем: у людей своя работа, у нас своя, и просто хорошо, что мы можем друг другу помочь ко всеобщей радости. Но в этот раз я все-таки не удержусь и похвалю компанию КАРО за то, как грамотно и креативно они оформили специальный показ фильма ужасов "Проклятие монахини" (The Nun). Это было очень круто - едва ли не круче самого фильма.

Перед входом в кинозал желающие могли разжиться постером (мы - разжились и, быть может, устроим какой-нибудь конкурс-розыгрыш с этим плакатом в качестве приза), на руки выдавали специальные билеты и - маленькие фонарики, при помощи которых гости могли освещать себе дорогу в темном IMAX-зале. Хотя там сложно было заблудиться, ведь вас встречала юная послушница в белом - в одной руке девушка держала светильник, аналогичный тем, что мы часто видели в самом фильме, а другой рукой указывала дорогу. А вот в темноте зала по рядам ходили и наводили жути девицы, загримированные под саму Монахиню. Все это под мрачнейший саундтрек из фильма - становилось реально не по себе.

В общем, премьера как событие удалась на все сто. Жаль, что сам фильм оказался не столь хорош. Но обо всем по порядку.

Итак, середина прошлого столетия. В мрачном румынском монастыре погибает юная монашка. Все выглядит как самоубийство, но кто или что вынудило девушку совершить по религиозным меркам просто ужасный грех?.. Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, Ватикан отправляет в Румынию отца Бёрка (эта роль писалась специально под Демиана Бишира), в помощь которому снаряжают молоденькую послушницу (Таисса Фармига). У обоих в прошлом имеются шкафы со своими скелетами, но ужасы личного прошлого меркнут в сравнении с ужасами, поджидающими их в проклятом монастыре.

Будучи вторым спин-оффом серии "Заклятие", "Проклятие монахини" серьезно отличается от всех остальных фильмов этой киновселенной. И это - сильная черта картины, в то время как слабость - в попытках следовать "канону", установленному главными хитами франчайза - "Заклятием 1-2" и "Проклятием Аннабель 2". История развивается в послевоенные десятилетия, но когда местный проводник говорит отцу Бёрку и послушнице, что те попали в средневековье - это близко к истине, поскольку в стилистическом смысле перед нами - чистой воды готика. Высокие своды, таинственные подземелья, строгие католические кресты, музыкальное сопровождение - с атмосферой в этом кино все в порядке.

Но атмосфера эта разительно отличается от той, которую полюбили поклонники "Заклятия". И это первая проблема фильма. Беда не в самой атмосфере, а в том, что она плохо сочетается с тем, с чем идеально или почти идеально сочеталась известная "ламповость" лучших лент этой серии. Что в фильмах самого Джеймса Вана, что в картине, снятой его протеже Дэвидом Сандбергом, что в "Оно", над сценарием которого работал тот же Гари Доберман - мы, зрители, наблюдали череду более или менее оригинальных и более или менее пугающих скримеров, связанных - где хуже, где лучше - в единое целое сюжетной линией. Той же проторенной дорогой сценарист пытается вести аудиторию и на сей раз, но если в "Оно" или "Заклятии" или "Проклятии Аннабель: Зарождении зла" это выглядело уместно, то в "Проклятии монахини" - далеко не всегда.

Здешняя атмосфера и местный антагонист подразумевают нечто более серьезное, чем очередные "бу!". У создателей фильма был шанс сгладить впечатление за счет юмора, но в итоге они так и не решились это сделать, остановившись на полпути: 2-3 шутки, из которых лишь одна была действительно смешной, и один относительно обаятельный персонаж - нещадно мало, если вы хотите сделать что-то вроде "Мумии" Стивена Соммерса, а в сочетании с изрядным обилием весьма натуралистично гниющих трупов в кадре еще и неуместно.

См. также: Как создавали "Проклятие монахини"

К тому же старина Доберман, кажется, делал свою работу в спешке - впрочем, не он один, судя по всему. Сценарий изобилует многажды раскритикованными штампами фильмов ужасов и довольно явными заимствованиями. Разлетающиеся от взгляда демона в стороны люди, спешащие разделиться в незнакомом страшном месте герои - сколько раз мы уже подобное видели, не счесть. Сюда же - глупая фэнтези-история появления титульного монстра: с крестоносцами, пентаграммами, таинственным артефактом. Бэкстори отца Бёрка также банальна донельзя: очередной неудачный экзорцизм... серьезно?

Сцены и образы, почерпнутые в предыдущих фильмах серии, можно простить, хотя тут их, пожалуй, и чересчур много. Но, допустим, сцена с похоронами заживо уже откровенно попахивает плагиатом на... российский фильм "Невеста"! И это только на первый взгляд звучит нелепо - братья Хэйес, написавшие сценарий для самого первого "Заклятия" и безусловно знакомые с Гари Доберманом, продюсируют голливудский ремейк "Невесты", так что Гари вполне себе мог видеть оригинал или читать сценарий ремейка.

Ну да бог с ней, с "Невестой". Вторая проблема "Проклятия монахини" напрямую связана с первой и заключается в том, что многочисленные жуткие моменты в ней не очень-то и пугают. И это вновь камень в огород сценариста - хотя попутно и режиссеру попенять можно. Скримеров много, подводок (местами весьма любопытных) к ним тоже много, но реально крутых и продуманных от и до - раз-два и обчелся. Одна из таких сцен была показана в трейлере. Вторую, судя по всему, сочинил и снял для этой картины Джеймс Ван. А что со всеми прочими?..

А они выглядят так, как будто сценарист выработал рабочую схему и чисто механически следует ей из раза в раз. Это ощущалось уже по "Зарождению зла", но там изобилие реально пугающих сцен скрашивало некую однообразность подхода, да и Сандберг как режиссер очевидно многое почерпнул у Вана, а до "Аннабель 2" успел опыта набраться в работе над короткометражками и полным метром "И гаснет свет...", что всяко пошло на пользу. Корин Харди, автор крепкого "Из тьмы", в Голливуде дебютировал сразу с "Проклятия монахини", а в скримерах оказался не так силен, как в умении создать атмосферу жути.

См. также: Ранние концепты "Проклятия монахини"!

И, кстати, нельзя сказать, чтобы работа опытного вроде бы Максима Александра стала для режиссера подспорьем. Подчас камера сходит с ума, ее начинает ощутимо трясти, как будто оператора сразила простуда и он чихает - а переснимать эти сцены то ли времени не было, то ли бюджета. Смотрится это довольно странно, ведь тот же Александр очень даже недурно отпахал у того же Сандберга.

Вопросов нет к художникам-постановщикам, композиторам и исполнителям главных ролей - Биширу и Фармиге, которые со своими задачами справляются на отлично. А вот к режиссеру, оператору, сценаристу - вопросов достаточно. Однако стоит заметить, что вопросы эти мы, хоррор-фэны, можем задавать по поводу каждого второго фильма ужасов - и на фоне многих "Проклятие монахини" далеко, далеко не так плох, как может показаться, когда мы сравниваем его с другими частями франчайза "Заклятие". Это - на секундочку - уже пятый фильм в серии. А из четырех предыдущих три оказались весьма хороши и лишь один получил не самую лестную критику - первый спин-офф. То есть планка была задрана очень высоко.

В этом смысле "Проклятие монахини" - шаг назад, к первому "Проклятию Аннабель". Шаг в прошлое. Но, быть может, за ним будет два шага вперед? С кассовыми сборами у фильма все замечательно. К тому же если уж что Доберману и удалось в сценарии сделать на ура - так это вывести на сцену новых потенциально "сквозных" героев и связать историю с другими фильмами этой киновселенной.

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 1008.


    Пожалуйста, прочитайте "Правила общения в Зоне Ужасов"

    Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
    Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!