ССК 2018

Фэнзона

"Психо" для бедных: "Безумие 13" Фрэнсиса Форда Копполы

РецензииКомментарии: 0

Первый фильм гениального Копполы, спродюсированный легендарным Корманом, снятый за смешные деньги, представленный на первом фестивале независимого кино Санденс. Хороший старт для карьеры, но все-таки не самое лучшее кино: история его создания интереснее, чем сам фильм, почитайте хотя бы в английской педивикии.

Почему "Психо"? 1) Первая сцена убийства снята почти точь-в-точь как сцена в душе из "Психо": только вместо душа пруд, а вместо ножа - топор. 2) Как и в фильме Хичкока, важна фигура авторитарной матери, правда тут она живая. 3) Зато вместо чучела убитой матери есть восковая кукла убитой сестры. 4) Психоанализ: детская травма создает маньяков, которые только выглядят как тихони. 5) Сюжетная матрешка: начинается все с преступления, совершенного девушкой (но не с кражи денег, как в "Психо", а с сокрытия смерти мужа); затем девушку убивают; затем история убийства превращается в историю психической патологии.

Почему "для бедных"? Ну, во-первых, реально малюсенький бюджет - тысячи, а не миллионы, как у Хичкока. Во-вторых, не хватает хичкоковского мастерства: стандартная операторская работа, стандартный монтаж.

И тем не менее, все не так плохо. Фильм выезжает прежде всего за счет сценария, который также написал Коппола. И тут не обойтись без спойлеров. С одной стороны, нам сразу дают намеки на то, что произойдет в фильме дальше и кто именно будет маньяком-убийцей. Так, например, прежде чем топор ударит по телу главного женского персонажа, нам сначала показывают его вонзенным в дерево, затем в миниатюрной копии в руках игрушки-обезьянки (и вот в этой сцене звуковой монтаж на высоте). Флешбеки маньяка прозрачно намекают на то, что это он виноват в смерти сестры и, вероятно, на ее убийстве он не остановился.

С другой стороны, Коппола мастерски отвлекает нас от основной сюжетной линии и намеченных подозрений. Самая первая часть фильма, где показана смерть мужа, в принципе вообще не нужна. Но она заставляет нас сомневаться: а умер ли он, может это он с топором в руках мстит жене? Кроме того, его утопление в озере намекает на тему утопленников, которая будет важна дальше. Когда нам показывают, как главный подозреваемый вонзает топор в дерево, наше внимание затем сразу же отвлекают на местного охотника с ружьем, заставляя задуматься об опасности ружья, а не топора (ружье, как и положено, потом выстрелит, а топор убьет охотника). Восковая кукла поначалу заставляет нас поверить в призрака, якобы обитающего в пруде рядом с готическим поместьем. Странное поведение семейного врача, а также самой семьи, заставляет подозревать буквально всех. Утопленник, ружье, призрак, врач - все это способы отвлечь наше внимание от довольно прозрачных намеков на маньяка. Таким образом, выстраивается классическая композиция: основная линия и отступление; центростремительная сила (ведет нас к развязке) и центробежная (отдаляет ее). В результате нужное напряжение вполне получается и необходимый катарсис в конце фильма удается на славу. Как я и сказал в начале, неплохо для карьерного старта.

Просмотры: 85

Еще в Фэнзоне

    Оставьте комментарий!

    Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
    Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!